Файл: Пробелы права и способы их восполнения (Понятие и виды пробелов в праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВEДEНИE

Россия на сегодняшний день является демократическим правовым государством, что прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Однако не все правовые нормы сегодня реализованы на практике в полной мере. Также не совсем четко еще разработан механизм юридической техники и не усвоены методы толкования права. Из-за указанных выше причин, Россия сегодня не является полноценным правовым государством, но она успешно движется по пути к построению такового.

Мы живем в быстро меняющемся и активно развивающемся обществе и государстве. Довольно часто развитие правовых институтов не поспевает за развитием общества. Такая ситуация приводит к возникновению пробелов в праве.

Различным категориям российских граждан регулярно приходится сталкиваться с нетипичными и крайне спорными, ситуациями. Запутанность и неопределенность, иными словами пробелы права нашей страны, на мой взгляд, одна из существенных проблем периода реформирования. Их наличие (пробелов) способствует возникновению не только мошенничества, но и целенаправленным экономическим преступлениям.

Объект настоящей курсовой работы – общественные отношения, возникающие при наличии пробелов в праве.

Предмет работы – пробелы в праве.

Цель работы состоит в изучении ведущих аспектов существования пробелов в отечественном праве и поиске путей их компенсации.

Задачи, стоящие для достижения цели работы, заключаются в следующем:

- дать понятие пробелов в праве,

- рассмотреть виды пробелов в праве,

- изучить способы устранения пробелов.

Теоретическую основу работы составили труды В.И. Власова, Г.Б. Власовой, Ильина И.А., Томсиновой В.А., Марченко М.Н., Дерябина Е.М.

Методологическую основу работы составляют методы сбора информации и анализа.

1.Понития и виды пробeлов в правe

Обилие и разнообразие жизненных ситуаций, фактических обстоятельств не всегда бывает полностью урегулировано юридическими нормами. Природа пробелов в праве заключается, в первую очередь, скорее в обширности и разнородности общественных отношений.

Понимание понятия пробел в законе или праве достаточно сложное. Смешение фактических общественных отношений с правоотношениями и, особенно, их включение в понятие права, затрудняет уяснение вопроса о пробелах.

Природа пробелов в праве


Государство с помощью своей власти обеспечивает жизнедеятельность того или иного общества, а право нужно ему для осуществления нормативного регулирования. Изначально право призвано быть умиротворяющим и стабилизирующим фактором. Необходимо помнить о том, что в нем заложены принципы справедливости и свободы. Право - явление весьма многогранное и сложное. От его правильного понимания зависит многое: правопорядок в обществе, отношение людей к государству и исходящим от него предписаниям, уровень правовой культуры в целом. Все это делает его изучение актуальным не только для юристов.

Наиболее наглядно вопрос о пробелах в праве встает при проведении кодификаций, когда выявляются неохваченные нормами права области жизнедеятельности. Выявление пробелов в праве не только дополняет и исправляет неточности и недостатки законодательства, но и одновременно с их выявлением, позволяет глубже понять все стадии правоприменительного процесса. Устранение пробелов в праве, на мой взгляд, ближе к практической деятельности, так как выявление пробелов требует столкновения правых норм и общественных отношений. Но, при любых обстоятельствах, практические рекомендации требуют сколько-нибудь развитой методологической базы.

Понятие пробела в советской юридической литературе практически не исследовалось. Но практика и жизнь, в ситуации появления новых институтов, наиболее ярко демонстрируют несовершенство и пробельность права, и вызывают необходимость и потребность в поисках методов и способов разрешения спорных вопросов, как в судебных случаях, так и просто в жизненной практике. Так, появление совершенно обновленного типа правоотношений повлекло за собой соответствующее появление норм материального и процессуального права, допускавших применение аналогии, как механизма разрешения и устранения пробелов.

Рассмотрим понятие правового регулирования. Это упорядочение различных общественных отношений, их охрана и развитие, юридическое закрепление, которое государство осуществляет с помощью правовых средств. Выделим основные его признаки. Признаки правового регулирования Оно является разновидностью регулирования социального. С его помощью в определенную правовую форму, изначально имеющую государственно-властный характер, облекаются отношения между субъектами. Другими словами, государство в юридических нормах указывает меру должного и возможного поведения. Понятие правового регулирования носит конкретный характер. Ведь оно всегда связано с теми или иными реальными отношениями.


Юридическое право представляет собой меру возможного поведения его носителя, определенную законом. Синонимом его является субъективное право. Его следует отличать от объективного, которое является сложной системой социальных норм и социальным регулятором. Юридическое право предполагает наличие субъекта, к которому оно относится. Это лицо, являющееся обладателем сферы власти и свободы, которые составляют его содержание.

Субъективное право - это, например, право на какие-либо действия или на что-либо (на образование, на труд и др.). При этом оно закрепляется в нормах, совокупность которых является объективным правом. Объективное право Оно, в отличие от субъективного, от воли конкретного субъекта практически не зависит. Объективное право формируется постепенно и является регулятором отношений в обществе. В течение всей жизни люди вступают в различные отношения для удовлетворения своих потребностей - в трудовой деятельности, в создании семьи, в услугах и товарах и др. Со временем в соответствии с этим формируются нормы, определенные устоявшиеся правила поведения. Например, закрепляются права гражданина РФ, устанавливается степень наказания за их нарушение. Появляются различные кодексы, конституция, нормативно-правовые акты, то есть система законодательства в целом.

Пробел в праве возникает тогда, когда в отношении тех или иных фактических обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования, отсутствует определенное нормативное предписание. Понятие пробела в праве имеет своей основой неполноту юридической базы использования права. Отметим, что и случаи полного не урегулирования отношений также можно считать пробелами. Однако эти явления имеют иное качество, нежели, неполнота в существующих нормативных актах. С помощью правотворческой деятельности осуществляется восполнение подобных "полных пробелов". Этим занимаются соответствующие государственные органы.

Под пробелом в праве понимается полное либо частичное отсутствие необходимых для регулирования спорного правоотношения норм. Фактически пробелы возникают в тех случаях, когда требуется практическое решение конкретных дел, решение которых должно вытекать из содержания действующего законодательства.[[1]]

Если рассматривать понятие «пробел», то согласно русских языковых норм можно выделить два определения этого понятия:

- пробел как пустое место,

- пробел как недостаток.

В праве допускается рассмотрение пробела в переносном смысле этого слова и подразумевает изъян, несовершенство, недосмотр, какую-либо погрешность.


Исходя из толкования пробела с точки зрения семантики, можно с уверенностью утверждать, что пробел в праве допускается в случаях, когда имеется не заполненное пространство, которое не подлежит регулированию в силу закона, и тогда оно считается изъяном и упущением при формировании нормы.

Пробел в прямом смысле является необходимым качеством самого предмета, при утрате которого предмет перестает быть тем, чем он есть в действительности. Восполнение пробела из внутренних источников невозможно, а из внешних исключено, поскольку иначе создается качественно новое явление. Наоборот, принимая переносное значение слова, мы признаем тем самым необходимость устранения существующего недостатка. О пробелах в праве можно говорить преимущественно в переносном значении как об одном из несовершенств права, отсутствии в нем того, что должно быть необходимым его компонентом. Некоторые юристы выделяют в праве «преднамеренные» пробелы, т.е. употребляют этот термин в прямом смысле. О таких пробелах говорят, например, там, где законодатель сознательно оставлял вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени или отдавал его решение на усмотрение практических органов. Сюда же относятся случаи, когда закон содержит ссылки на какие-либо факторы, лежащие вне его (добрые нравы, практику и т.п.), а правоприменителю предоставляется право конкретизировать абстрактные понятия, употребленные в законе.

Обилие и разнообразие жизненных ситуаций, фактических обстоятельств не всегда бывает полностью урегулировано юридическими нормами. Природа пробелов в праве заключается, в первую очередь, скорее в обширности и разнородности общественных отношений.

Рассмотрим пробел в правовом регулировании на примере морских перевозок. Наша страна обладает самыми протяженными на Земле внутренними водными путями. Общая протяженность всех ее рек – более 12 миллионов километров. Наличие такой огромной сети водных путей требует эффективного правового регулирования перевозок. Особенно это касается внутреннего водного транспорта России.

Это важнейший элемент транспортной системы. К примеру, себестоимость перевозок данным видом транспорта значительно ниже, чем авиационным или автомобильным. Сейчас на госучете находится около полутора миллионов маломерных судов. Технический и государственный надзор за их деятельностью осуществляет МЧС России.

Основные функции ГИМС МЧС России: аттестация судовладельцев и выдача им удостоверений, подтверждающих право управлять маломерным судном; контроль соблюдения требований обеспечения безопасности на воде; проведение классификации, учета, технического освидетельствования судов, выдача им государственных номеров; ведение производства по делам об административных правонарушениях при перевозках; ведение Единого реестра зарегистрированных судов.


Именно это ведомство контролирует морские перевозки. Однако, несмотря на, казалось бы, сформированную правовую систему государственного регулирования, в ней еще остается ряд серьезных пробелов.

Пока не до конца сформировано понятие флага корабля и флага государства. Так, если капитан корабля и вся его команда граждане РФ, но само судно зарегистрировано, скажем, в Латвии, оно будет считаться латвийским и подчиняться законам этой страны.

Часто бывает, что отечественные судовладельцы специально идут на это, для того чтобы не платить высокие налоги в отечественный бюджет. Это еще одна брешь, от которой несет убыток казна. Кроме того, нередко возникают спорные ситуации, где разобраться без услуг специалиста бывает сложно.

Но основные принципы государственного регулирования все, же действуют и в области морских перевозок. К примеру, ежегодно пассажирские и грузовые судна проходят процесс технического осмотра. Сотрудники МЧС отдела ГИМС внимательно осматривают каждый корабль, выдавая в конце, заключение о его пригодности к перевозкам. Особое внимание уделяется суднам, осуществляющим перевозки пассажиров. Кроме наличия необходимого числа спасательных жилетов и спасательных кругов, существует еще ряд серьезных требований, соответствовать которым непросто. Именно этот момент многие судовладельцы считают одним из сложных при осуществлении своей деятельности. Получить лицензию на морские перевозки, а потом пройти техническое освидетельствование – это 80% успешно начатого в новом году судоходного бизнеса. Часто бывает, что из-за отсутствия всего одной необходимой характеристики корабль не проходит техосмотр. Большое внимание сегодня государство уделяет социальной защите команде корабля. В практике встречаются случаи, когда из-за невыплаты зарплаты, матросам просто не на что купить себе продукты. Они остаются в зарубежном порту, ожидая, когда получат долгожданные деньги. На помощь приходят юристы, которые начинают разбираться в причинах задержки. Одновременно с ними работает трудовая комиссия. Ее работники устанавливают возможность выплаты заработной платы команде из резервных источников компании судовладельца.

Серьезной проблемой для государственного надзора остается использование маломерных судов в личных целях. Сейчас значительно увеличилось количество яхт и катеров. Многие из них используются владельцами для отдыха или туризма. Но некоторые, наиболее предприимчивые субъекты применяют их нелегально для перевозок пассажиров. Сейчас нет закона, запрещающего заниматься перевозками людей на маломерных судах. Поэтому судовладельцы используют пробел законодательства, не выплачивая налога на прибыль. ГИМС разводит руки: «Мы можем штрафовать их исключительно за административное нарушение, если, к примеру, отсутствует жилет или права. На нелегальность их действий мы никак не можем отреагировать». Российское государство осуществляет контроль речных и морских перевозок при помощи ряда законопроектов и ведомств. Однако даже, несмотря на, казалось бы, огромный инструментарий, остаются вопросы, которые под силу решить лишь профессиональным юристам.