Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Общие положения судебной власти Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы курсовой работы обусловливается, на мой взгляд, тем, что она включает широкий круг задач, касающихся особенностей концепции, развития и функционирования судебной ветви власти, на началах которой создается судебная система Российской Федерации. Кроме того важность проблемы изучения определена абстрактной и фактической значимостью судебной власти в нынешнем правовом государстве. Формирование институтов судебной власти представляется одним из требуемых компонентов механизма обеспечения права на судебную охрану, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Исследование и анализ предоставленной проблемы дает возможность установить достоинства и недостатки имеющейся концепции, на основании каковой исполняется правосудие. Кроме того исследование судебных систем иностранных государств в целом, и Российской Федерации в частности дает возможность установить направления, способы и пути улучшения и реформирования судебной системы.

Объектом исследования выступают общественные отношения, касающиеся института судебной власти в РФ.

Предметом исследования выступает отечественное законодательство, регулирующее судебную власть в Российской Федерации.

Целью исследования является анализ действующего законодательства, регулирующего организацию и полномочия судебной власти в РФ.

Для реализации указанной цели были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть становление и развитие судебной власти в России;

- изучить понятие судебной власти и ее признаки;

- охарактеризовать роль судебной власти в системе органов государственной власти России;

- проанализировать суды конституционной юрисдикции;

- изучить суды общей юрисдикции;

- рассмотреть суды арбитражной юрисдикции.

Методологическую основу оформляют нынешние методы познания и абстрактного отображения социальных явлений, в частности государственных и правовых. При написании курсовой работы применялись такие работы известных авторов, как Назаренко Г.В., Рассолов М.М., Лазарев В.В., Хропанюк В.Н.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1 Становление и развитие судебной власти в России

Судебная власть миновала длительный исторический путь развития и формирования.[1]

Рассмотрим ключевые рубежи данного процесса:

а) Судебная власть в России в X-XI веках. Древнейшей конфигурацией судебной власти был суд общины, члены каковой в одинаковой степени владели правами и обязанностями тяни в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась длительное время, следовательно, процесс в Древней Руси именуют состязательным (реже - обвинительным). Ему присущи подобные характерные черты, как условное равенство сторон и их динамичность при анализе дела в сборе доказательств и улик.[2]

б) Формирование судебной власти в XVII-XVIII столетиях. В данное время возникает Соборное уложение 1649 г. В нем содержалось указание о том, что правосудие обязано реализовываться объективно. Тем не менее в обстоятельствах феодального государства подобное указание в огромной мере считалось пустой декларацией.[3]

В формировании судебной власти для первой половины XVII в. свойственно сосуществование состязательного (обвинительного) и розыскного (следственного) процессов при очевидном преобладании 2-го над первым. Увеличение классовой борьбы и усиление абсолютистских черт монархии выставляли на первый план розыскной инквизиторский процесс, как более действенное средство пресечения народных выступлений и поддержания правопорядка и интересах главенствующего класса. Совместно с тем было известное отличие областей использования того и другого действий. Розыскной безусловно доминировал в общественно-политическом и уголовном судопроизводстве, а состязательный имел преимущество в делах гражданских.[4]

Другая существенная черта судопроизводства этого времени — недостаток отделения суда от административных органов.[5]

Государственные судебные аппараты состояли из 3 инстанций: 1) губные, земские учреждения, воеводы на местах, 2) приказы и 3) суд Боярской думы и царя.

в) Судебная реформа 1864 г. Судебная реформа 1864 г. изменила подход к судебной власти.

Основная концепция реформы – “суд равный, скорый, правый”.

Создавалась новая судебная концепция: местные суды, что функционировали в составе постоянного судьи и 2-ух очередных заседателей.[6]


7 марта 1918 г. возник декрет «О суде» (№2), вводивший обходные народные суды с целью рассмотрения дел, превышающих подсудность регионального общенародного суда. Сформированы они были не везде и работали плохо. Решения по гражданским делам окружные суды выносили в составе 3 неизменных членов суда и 4 народных заседателей, приговоры же по уголовным делам – в составе 12 заседателей и председательствующего непрерывного члена суда. Планировалось формирование Кассационного суда. В судах абсолютно всех инстанций допускалось судоговорение на местных языках. Предварительное следствие по делам, превышающим подсудность регионального суда, совершали следственные комиссии из 3 человек, выбираемых Советами. При Советах формировалась коллегия правозаступников, исполнявших как общественное обвинение, так и охрану.[7]

В мае 1918 г. был сформирован при ВЦИК Революционный суд для разбирательства дел, имевших общегосударственное значение. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при ВЦИК, рассматривавший отменяющие претензии и протесты на приговоры революционных трибуналов, исправляя их ошибки и снабжая общую уголовную политику трибуналов РСФСР. С формированием районных судов суды в согласовании с декретом СНК «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г. разгружались от многочисленных уголовных дел и обязаны были сконцентрировать собственное внимание на войне с контрреволюционными преступлениями.[8] Стремительно сокращалась сеть трибуналов. Они сохранялись только в крупных центрах: в столицах, губернских населенных пунктах, крупных узловых станциях и промышленных центрах. При любом суде организовывалась коллегия обвинителей в составе не меньше 3 лиц, избиравшихся Советами.[9]

Начиная с декрета «О суде» №1 в государстве были сформированы и функционировали 2 концепции судов: концепция общих судов и концепция революционных трибуналов, на единых базисных основах. Их выделяла только подсудность.

Следует заметить крайне характерную обоснованность в строительстве судебных органов в первые месяцы Советской власти. Процесс строительства революционных трибуналов опережал процесс формирования районных судов. За период с ноября 1917 г. по май 1918 г. вся территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. Вслед за тем, где была Советская власть, они были сформированы практически во всех районных и губернских городах, практически во всех уездах и в том числе и в ряде волостей и поселков РСФСР.[10]


Вторая обоснованность обусловливалась первой. В следствии того, что суды были сформированы на огромной части территории республики раньше районных судов, им понадобилось анализировать дела не только лишь собственной подсудности, однако и все уголовные и порой даже гражданские дела. В результате все суды не соблюдали нормы декрета «О суде» №1 о подсудности трибуналов и районных судов.[11]

В 90-е годы случилась существенная демократизация судебной концепции. В декабре 1996 г. был установлен Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в 1997 г, — федеральные законы об исполнительном производстве, о судебных приставах, о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, в 1998 г. — Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», в 1999 г. - федеральные законы «О финансировании судов Российской Федерации», «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации».[12]

Итак, следует значительное развитие Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Судебная реформа при собственном завершении обязана гарантировать реализацию общих конституционных основ правосудия и статуса судей, повысить авторитет: судебной власти, обеспечивать ее самостоятельность и большой профессионализм.

1.2 Понятие судебной власти и ее признаки

Судебная власть РФ предполагает собой, в согласовании с концепцией разделения властей, систему судебных организаций страны, исполняющих правосудие.[13]

Правосудие в Российской Федерации исполняется только лишь судом.[14]

В целях эффективного исполнения судебной власти закон одаряет суды абсолютно всеми нужными и необходимыми возможностями. Судебная власть в России принадлежит судам производящим общую судебную концепцию. В основании ее организации покоятся утверждения Конституции Российской Федерации, что учитывает порядок назначения судей высших судебных организаций - Конституционного Суда, Верховного Суда, а кроме того судей федеральных судов и устанавливает, что судебная концепция Российской Федерации вводится Конституцией и федеральным законодательством "О судоустройстве".


Конституционный Суд Российской Федерации согласно претензиям на несоблюдение конституционных прав и свобод людей и по запросам судов проводит проверку конституционность закона, использованного либо доступного использованию в определенном деле, в режиме, учрежденном федеральным законодательством.[15]

Конституционный Суд Российской Федерации предоставляет трактовка Конституции Российской Федерации.[16]

Акты либо их отдельные утверждения, общепризнанные неконституционными, теряют силу; не надлежащие Конституции Российской Федерации интернациональные договоры Российской Федерации не подлежат внедрению в действие и использованию.

Конституционный Суд Российской Федерации согласно запросу Совета Федерации предоставляет решение о соблюдении введенного системы выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в общегосударственной измене либо совершении другого тяжкого преступления. (статья 125 Конституции Российской Федерации).[17]

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. (статья 126 Конституции Российской Федерации).[18]

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации являлся верховным судебным органом согласно разрешению экономических диспутов и других дел, осматриваемых арбитражными судами, реализовывает в предустановленных федерационным законодательством процессуальных формах арбитражный контроль за их работой и предоставляет объяснения по проблемам судебной практики. (статья 127 Конституции Российской Федерации)[19].

Стоит отметить, что в связи с судебной реформой 2014-го года Высший арбитражный суд Российской Федерации прекратил свое существование как высший орган судебной власти по экономическим спорам. При этом, в Верховном суде Российской Федерации появилась новая коллегия по разрешению экономический споров[20].

Целостность судебной концепции Российской Федерации обретает собственное отражение в общности вопросов абсолютно всех судов по обеспечиванию законности, охране конституционального режима, прав и независимостей людей и прочих общественных ценностей; единстве основ учреждения и работы; в использовании судами одних и тех же вещественных и процессуальных законов; в единстве законного статуса судей; в инстанционных и других взаимосвязях ниже - и вышестоящих судов; в режиме финансирования организаций судебной власти за расчет федерального бюджета.