Файл: Урока обществознания тема урока инфляция и семейная экономика тип урока Комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

ИНФЛЯЦИЯ И СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе; рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом; развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы; воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

План урока

  1. Номинальные и реальные доходы

  2. Формы сбережения граждан

  3. Банковские услуги , предоставляемые гражданам

Личностно значимая проблема

Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство

методы и формы
обучения


Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент, банковский кредит, потребительский кредит

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения




II.

Актуализация

знаний


7

Беседа по изученному материалу.


В начале урока проводится беседа - повторение ранее изученного.

Что влияет на объём и структуру потребительских расходов? Какова связь между доходом и потреблением? Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или иной страны? Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи или же он в силу возраста исключительно потребитель?

Назовите различные виды страховых услуг.

Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах
Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы


III.

Изучение

нового

материала



17

Беседа с учащимися

Объяснение учителя

Игра «Да, нет».
Практическая работа.

Сообщение учащегося (о формах сбережения)
Беседа с учащимися

Анализ документов. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Учитель рассказывает о том, что такое инфляция и проводит работу с терминами

Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учитель ставит и обсуждает следующие вопросы:

1) Что является причиной инфляции в рыночной экономике? 2) Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей? 3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Приведите примеры

Учитель задает учащимся разнообразные вопросы

Работа над определением:

Учитель объясняет новый материал и просит привести примеры.


2. Формы сбережения граждан. Учитель сообщает о том, что один из учащихся подготовил доклад. По ходу рассказа, учитель делает паузу для работы с определением.

Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию.

Работа с документом стр. 219

Решение ситуации (работа с учебником) стр. 220-221
3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Работа с текстом учебника стр. 221-223.

Составить развернутый план по теме "Виды банковских услуг"

1. Какие услуги предоставляют гражданам банки?

2. Открытие и ведение банковского счета.

3. Предоставление кредитов.

4. Формы кредита.

Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадь термины

Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией
Учащиеся приводят примеры

Ученики отвечают на вопросы учителя, записывают определение в тетрадь, с последующим комментированием.

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы

Сообщение учащегося (о формах сбережения). Учащиеся слушают и делают записи в тетради.

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Учащиеся самостоятельно работают с документом, находящимся в учебнике. Анализируют его и делают выводы.

Фронтальная

работа.

Работа в парах

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Работа в парах

Работа в парах

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Записи в тетради.

Устные ответы


Записи в тетради

Устные ответы

Записи в тетради

Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах.

Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока.

Учащиеся разбирают разнообразные ситуации и делают вывод

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Почему цены в рыночной экономике постоянно растут?

- Какое явление оказывает инфляция на доходы граждан?

- Чем реальный доход отличается от номинального?

- Зачем семья создает сбережения?

- Почему семьи пользуются сберегательным кредитом?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2




Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 20, термины

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа








Приложение №

Игра «Да, нет».

Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции:

• Рост цен на большинство товаров (не может стать причиной инфляции, поскольку это её определяющий признак).

• Увеличение денежной массы (причина инфляции).

• Уменьшение нормы обязательных резервов ЦБ (может стать причиной инфляции, т.к. произойдёт увеличение денежной массы).

• Ожидание хорошего урожая (не может стать причиной инфляции, люди могут ожидать снижение цен).

• Ожидание плохого урожая ( может стать причиной инфляции, т.к.у населения формируются ожидания роста ценна с\х продукцию).

• Снижение цен на электроэнергию (не вызовет инфляцию, снижение затрат для большинства товаропроизводителей).

• Увеличение закупочных цен на зерно (может вызвать инфляцию, инфляция издержек).

• Успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения зарплаты в два раза (может стать причиной инфляции, это повлечёт за собой удорожание энергоносителей – инфляция издержек)?
Разбор ситуаций:

1. Один мой знакомый недавно пожаловался: «Каждый год начальство дает мне прибавку к заработной плате, но рост цен ее съедает». Что он хотел этим сказать?

Ответ. Мой знакомый говорил о том, что ежегодно его но­минальная заработная плата возрастает, однако в своем росте она едва успевает за повышением общего уровня цен в экономике. Поэтому, несмотря на увеличение номинальной заработной платы, его реальная заработная плата остается практически неизменной.

2. Как вы думаете, какое влияние окажет непредвиденная инфляция (n - 20% за полгода) на следующих членов общества:

а) работника городской библиотеки?

б) студента вуза, получающего стипендию?

в) человека, имеющего много долгов?

г) шахтера, являющегося членом мощного профсоюза?

д) человека, который положил свои сбережения на полгода в банк при номинальной процентной ставке по депозитным вкладам, равной 10% за шесть месяцев?

Ответ. Работник городской библиотеки является государственным служащим и получает заработную плату из государственных источников финансирования, значит, его номинальный доход является фиксированной величиной. Вероятнее всего, при наличии непредвиденной инфляции государственные органы не успеют столь оперативно повысить его номинальную зарплату с учетом роста цен и реальный доход библиотекаря значительно снизится.

Ответ. Реальный доход студента понизится по тем же причинам.
Ответ. Этот человек, безусловно, выиграет от инфляции, так как он будет возвращать кредиторам обесценившиеся деньги.
Ответ. Если профсоюз действительно мощный, то он может потребовать от работодателя (в том числе и от государства) ин­дексации заработной платы для своих членов, т. е. повышения зарплаты с учетом темпа инфляции. Реализация требований профсоюза шахтеров может привести к тому, что реальная зара­ботная плата его членов не изменится, а может даже и возрасти, если индексация окажется чрезмерной.
Ответ. Вкладчик банка сильно пострадает от инфляции, поскольку двадцатипроцентная инфляция «съест» не только всю величину процентных выплат, но и часть самих сбережений.
3. Обсуждение ситуации. Четверо друзей выиграли в лотерею по 1 млн. рублей каждый. Ваня Иванов положил деньги в Сбербанк на текущий счет из расчета 10% годовых. Петя Петров положил свой миллион на срочный депозит из расчета 90% годовых. Маша Смирнова купила пылесос. А Света Тютелькина зашила свои денежки в подушку. Годовой темп инфляции составил 90%. При этом пылесосы подорожали за год в 2,5 раза. Удачно ли Ваня, Петя, Маша и Света распорядились своими деньгами? Объясните ваш ответ.

Решение.

а) Наименее удачно распорядилась своими деньгами Света, зашив их в подушку. В условиях высоких темпов инфляции хранение денег в наличной форме — наиболее невыгодное дело. За прошедший год они обесценились почти в два раза. Это значит, что теперь на них можно купить почти в 2 раза меньше товаров и услуг.
б) Ваня Иванов тоже не слишком удачно вложил свои день­ги, хотя он и получил на них номинальный доход в размере 100000 рублей. Конечно, в конце года Ваня будет иметь налич­ных денег на сумму 1 100000, но сегодня он все равно сможет купить на эти деньги меньше товаров и услуг, чем год назад на миллион рублей, так как темп инфляции превысил номинальную ставку процента. Реальная ставка процента является величиной отрицательной: - 42,1%.
в) Пете удалось полностью сохранить реальную стоимость, т.е. покупательную способность, своих денег. На свой миллион год назад он мог купить столько же товаров и услуг, сколько сегодня на 1900000. Но, несмотря на высокую номинальную ставку процента, вложенные в банк деньги не принесли ему ожидаемого дохода, так как реальная ставка процента оказалась равна нулю.

г) Хозяйственная жилка не подвела Машу Смирнову. Она, пожалуй, наиболее удачно распорядилась своими деньгами. Тем более если пылесос давно был ее заветной мечтой и оказался вещью высокого качества. Как видите, цена на пылесосы вырос­ла за год в большей степени, чем цены на другие товары (в среднем). Это значит, что, если бы даже Маше удалось полностью сохранить стоимость денег, положив их под 90% годовых, она все равно не смогла бы через год купить заветный пылесос. Поэтому Маша поступила весьма грамотно с экономической точки зрения. Следует отметить, что в условиях сильной инфляции сберегать деньги вообще невыгодно. Более эффективным способом сохранения их стоимости является покупка товаров длительного пользования, а также недвижимости (например, земельных участков или строений)
Разбор ситуаций:

  1. Инженер приборостроительного завода жалуется со­седу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?

  2. Три старшеклассника копили деньги на туристичес­кую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Анд­рей купил новый велосипед, а Егор решил хранить день­ги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен со­ставил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распоря­дился своими деньгами? Поясните свой ответ.

Проверить результативность усвоения изученного по­может выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих за­даний:

1) Выбери верное утверждение.

Инфляция — это

а) кратковременное (сезонное) повышение общего уров­ня цен на большую часть товаров и услуг

б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сби­вания цен

в) долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги

г) повышение цен на социально значимые виды това­ров

2) Какие социальные группы несут потери от инфля­ции?

а) представители малого бизнеса

б) сотрудники коммерческого банка

в) государственные служащие

г) собственники фирм, занимающихся добычей и пере­работкой природного сырья

д) работники страховой компании

Тест по теме «Инфляция и семейная экономика»

1. Повышение цен - это

А) инфляция Б) дефляция

В) инвестиция Г) доход
2. Денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты определенного процента, называется –