Файл: Развитие высших психических функций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО – ПОСДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

имени Героя Советского Союза М.К. Нехаева»

141300,г. Сергиев Посад, ул. Л. Булавина, д.6

Тел. 8(496)542-93-09

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

мастер класс на тему:

«Развитие высших психических функций»

Одна из основных задач учителя–дефектолога в образовательной организации – это развитие высших психических функций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что математика является одним из самых трудных предметов для учащихся с задержкой психического развития и учащихся с нарушением интеллекта.

Для того, чтобы успешно усваивался математический материал, должно быть развито, конечно же, мышление, а также должны быть сформированы определенные предпосылки:

- зрительно – пространственные представления (сенсорные эталоны - цвет, форма, размер, расположение предметов в пространстве – лево – право, верх - низ);

- операции классификации (сумму разложить на слагаемые «фрукты = яблоко + груша + апельсин + мандарин», аналогия с русским языком – обобщающие слова, например: «посуда – это чашки, ложки, вилки и т.д.»);

- операции сериации (каждое последующее число больше предыдущего на один - порядковые числительные; в русском языке – это степени сравнения прилагательных, например: «большой – больше – самый большой);

- понятия о сохранении (у учащихся должен сформироваться логический подход к предметам, а не перцептивный подход (основанный на ощущениях), Пример, который приводит Мария Монтессори – два одинаковых шарика из пластилина;

- владение словесными понятиями и формулировками (например: «больше на», «столько же», «равно» и т.д.);

- сукцессивные функции – это способность учитывать, запоминать, воспроизводить последовательность ряда явлений, событий, объектов во времени или пространстве. В тесте Векслера существует задание – запоминание чисел и воспроизведение их в обратном порядке. Например, детям с нарушением интеллекта трудно запомнить ряд из 3-х чисел и воспроизвести их в обратном порядке 1, 7, 9 – 9, 7, 1;


- развитие ручной моторики (на занятиях по развитию элементарных представлений используются схемы, таблицы, рисунки, фигуры, которые дети должны сделать самостоятельно.

«Затруднения, связанные с практическими действиями отвлекают ребенка от основной цели деятельности и препятствуют достижению её, недостаточно развитая мелкая моторика снижает темп, качество выполнения задания. А это в свою очередь ухудшает качество усвоения математики», - утверждает Мария Игнатьевна Моро- ученый, методист, автор учебников математики.

В этом мастер - классе я хочу показать, как фактически на нечисловом материале, можно обучать математике и развивать мышление и восприятие. Прошу всех присутствующих поучаствовать в качестве учеников. Порядок работы будет таков. Сначала мы выполняем задания, а затем я комментирую.

1.Упражнение «Часики»

Цель: развитие логического мышления и внимания (анализ, сравнение, обобщение, УМЕТЬ ВЫСТРАИВАТЬ ЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ).

Инструкция: вам предлагают внимательно рассмотреть рисунок и дорисовать корпус у четвертых по счету часов. (Слайд №2)

Чтобы выполнить это задание, ребенок должен найти закономерность между временем на часах и формой корпуса. К большому сожалению, в век нанотехнологий многие дети не могут определять время по механическим часам, пользуются только электронными. Этим заданием можно сразу «убить нескольких зайцев»: узнать: знает ли ребенок различные виды многоугольников, определяет ли время с точностью до одного часа, что значит двигаться по часовой стрелке (это куда?), что такое циферблат, указать минутную и часовую стрелки; спросить: почему они так называются? и т.д.

Справка.

*Учащиеся 1-ых классов коррекционных школ должны уметь определять время по механическим часам, с точностью до одного часа, к концу первого года обучения.



2. Упражнение «Весы»

Цель: развитие логического мышления (мыслительные операции на сравнение и сопоставление).

Инструкция: во всех четырех заданиях необходимо сравнить по весу (разместить на соответствующих чашах весов) пары овощей или фруктов. При сравнении необходимо учитывать заданные условия. Например, в задаче №1 такими условиями являются: 1. Яблоко тяжелее груши. 2. Апельсин тяжелее яблока. Необходимо сравнить по весу грушу и апельсин. (Слайд №3)





Слайд № 4

Задание №3 Задание №4




- Вы, наверное, привыкли решать примеры математические, ну а я предлагаю вам решить примеры «фруктовые».

3. Упражнение « Фруктовые примеры»

Цель: развитие логического мышления и математических способностей. (Слайд № 5)

Инструкция: в предложенном упражнении необходимо решить две задачки: найти числа, соответствующие яблоку и лимону. При решении задач необходимо учитывать заданные условия.

Работу можно выполнять как индивидуально, так и коллективно – группами.



- Следующее задание у нас усложняется, руководствуемся принципом – от простого к сложному.

4.Упражнение «Сколько весит клоун?»

Цель: развитие логического мышления, а именно развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, комбинирования, обобщения, умение выстраивать логическую последовательность.

( Слайд № 6)

Инструкция: ребенку предлагается внимательно рассмотреть распечатанный бланк методики. На нем изображены следующие три условия логической задачки:

  1. Вместе клоун и кот весят две гири.

  2. Один кот (без клоуна) весит два ананаса.

  3. Вместе с одним ананасом вес поросенка равен весу одной гири.


- Уважаемые ученики – педагоги! Найдите, сколько весит клоун в перерасчете на поросят.

Правильный ответ: вес клоуна равен весу двух поросят.



- Следующее упражнение развивает наглядно – образное мышление и представления.

5. Упражнение «Наложение фигур»

Цель: развитие наглядно-образного мышление, а более узко - развитие мыслительных операций: сравнения, комбинирования, анализа, внутреннего плана действий (действия в уме).


Справка.

*К школе у нормотипичных детей и детей с нарушением интеллекта почти одинаково развито наглядно – действенное мышление. В школьный период начинает развиваться наглядно – образное мышление, и тут становится заметно - отставание детей в развитии с нарушением интеллекта и интеллектуальной недостаточностью. Таким детям тяжело что-либо представить, перевести действие во внутренний план.

Материал: распечатанные бланки методики, карандаши (цветные), простой карандаш, ластик. (Слайд № 7)

Инструкция: ребенку дают распечатанный Бланк №1, три цветных карандаша (красный, желтый, зеленый), а также простой карандаш + ластик. На бланке расположены 4 задания. В каждом из заданий три цветные фигуры, которые необходимо последовательно (в уме) наложить друг на друга, и после знака “=” нарисовать результат наложения. Правильные ответы см. Бланк №2.

Бланк № 1.



С лайд № 8 Бланк № 2.

Сейчас я попрошу из ваших кошельков и портмоне достать денежные купюры достоинством 50, 100, 500 рублей, если, конечно, они у вас имеются, не переживайте, пожалуйста, деньги у вас не экспроприируются. У кого нет таких купюр, я сейчас раздам цветные ксерокопии.

6.Упражнение « Фальшивомонетчик и следователь»

Цель: развитие внимания.

Инструкция: давайте внимательно рассмотрите денежные купюры.

- Уважаемые ученики, а что вы знаете о функции денег?

- Как и для чего люди ими пользуются?
9

- Ребята, обратите внимание на сложный рисунок купюры, водяные знаки, вставленную металлическую ленту, сквозную перфорацию, тиснение, меняющий цвет отражающий слой.

Объясните, что все это сделано для защиты денег от подделки фальшивомонетчиками.

- На каждой купюре есть уникальный серийный номер, который не повторяется. Если у двух купюр одинаковые серийные номера, значит либо одна из них, либо обе – фальшивые.


- Номинал купюры обозначен специальным кодом в виде точечек и черточек под ними.

- Для чего это необходимо? По этому коду торговые автоматы распознают номинал купюр, например, когда мы кладем деньги через банкомат.

(Слайд № 9)

- А теперь попробуйте представить себя следователем, которому на проверку принесли три купюры достоинством в 50, 100 и 500 рублей (см. Бланк №1). Вы должны найти на каждой из купюр по три допущенных фальшивомонетчиком ошибки. При выполнении этого упражнения, вы должны сравнивать свои настоящие деньги с изображенными на бланке.

Примечание 1: при поиске ошибок серийный номер купюр не учитывается.

Проверка. Слайд № 10

- Молодцы! Справились с заданием!

Примечание 2: после работы с деньгами обязательно попросите ребенка вымыть руки, объясните ему, почему это необходимо делать. Деньги – это самый грязный предмет, разносчики различных заболеваний.

- Чем хороша эта игра или упражнение?

В нашей школе обучаются дети по АООП с умственной отсталостью, а обучение таких детей должно носить практическую направленность, наша главная задача – социализовать этих ребят в обществе. *Социализация – это все то, чему мы учим ребенка. Для многих из них школа – это единственное учебное заведение в их жизни. Они не смогут после окончания школы учиться в техникуме или институте. В дальнейшем они будут трудиться. Ребята эти ведомы, доверчивы, легко поддаются чужому влиянию. И еще они могут решать примеры с числовыми данными, но разменять денежную купюру на более мелкие – не всегда могут или затрудняются. Вот и вызвана необходимость в таких заданиях. Это упражнение можно предложить обучающимся по АООП с нарушением интеллекта 3 – 4 класса (сотни изучают в третьем классе).

Бланк № 1



Слайд № 9

Бланк № 2



Спасибо за внимание!