Файл: Здесь и в следующих работах, Батэу разделил все разнообразие искусств на три класса по принципу цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь и в следующих работах, Батэу разделил все разнообразие искусств на три класса по принципу цели:

чисто утилитарные (служащие благу человека) технические искусства (т.е. ремесла)

искусство имеет «объект удовольствия Они могли родиться только в утробе радости, изобилия и спокойствия; их называют изобразительным искусством в истинном смысле этого слова — музыкой, поэзией, живописью, скульптурой, искусством движения или танца»;

которые одновременно полезны и приятны. На данный момент Bateux относится к ораторскому искусству и архитектуре.

С тех пор термин «искусство» неоднократно использовался в европейской культуре для обозначения «изобразительного искусства», с основной целью выражения эстетического (т.е. акцент делается на неутилитаризм, ориентацию на прекрасное и возвышенное, эстетическое удовольствие).

Функции и виды искусства

Искусство — это высшая форма эстетической деятельности, оно подчеркивает красоту в специальном объекте. Во многом общение с произведениями искусства формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек овладевает всемирным наследием художественной культуры. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают художника в каждом из нас, т.е. развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Поэтому эстетическая функция является основополагающей для искусства.

Люди ценят образы искусства, потому что они доставляют нам удовольствие: Они радуют глаз, ласкают ухо, но прежде всего — радуют душу своей гармонией, поднимают ее, когда мы присоединяемся к творческому полету гения. Это самая приятная, гедонистическая функция искусства.

Искусство всегда было отличным публичным посредником, функцией социальной коммуникации. Художник стремится донести свои чувства до людей, а эстетический объект способен генерировать множество «прочтений» своего смысла. Более того, разнообразие возможных интерпретаций показывает глубину создаваемого художественного образа. Это «секрет» произведений, ставших классикой. Среди них есть те, которые способны снова и снова пробуждать в людях эстетическое чувство; те, в которых каждое поколение может раскрыть смысл, соответствующий его потребностям. Искусство является не только посредником в общении между автором и публикой. Люди с неподдельным интересом беседуют о музыке, книгах, фильмах, что способствует общению и знакомству с внутренним миром других людей.


Искусство — это особая форма познания мира, «мышление в образах». Искусство выполняет познавательную функцию и приносит нам особое познание мира. Эти знания о социальных и духовных процессах иногда глубже, чем научные. По крайней мере, литература знает о человеческой душе не меньше, а то и больше, чем специальная психология. Но дело не только в том, что искусство передает те же знания, что и наука, но и в том, что оно передает знания, основанные на ценностях, что сразу же подчеркивает их важность и значение для людей. Таким образом, искусство не раз выполняло функцию предвосхищения, предупреждения о социальном неблагополучии, прогнозирования последствий научных открытий или социальных преобразований.

Произведения искусства оказывают сильнейшее воздействие на сознание и чувства людей и культивируют в нас идею правильного положения вещей. Эстетически привлекательным для нас становится символ морально-позитивного, произведение искусства вдохновляет на определенную ценностную ориентацию. Невозможно переоценить образовательную функцию искусства.

На протяжении всей истории человечества существовали группы художников, которые сознательно стремились сформировать общественное мнение и считали художественное творчество лучшей формой распространения общественных идей. Такова была литература эпохи «Штурм и пьянство» в Германии (60-70 гг. XVIII в.), когда романтизм как художественное направление стал средством критики космополитической немецкой действительности. Аналогичные задачи ставила и Ассоциация художников-движенцев России (XIX в.), картины которой стали одной из форм доноса о бедственном положении простых людей.

Общество в целом также пыталось поставить власть искусства на службу своим интересам. Военные марши должны были подбадривать солдат в трудных проходах (а ранее и на поле боя). Красота соборов, музыка и пение во время службы должны были поднимать душу верующего и укреплять его религиозные чувства. Плакаты, висящие в городе, должны вдохновлять жителей идеями от патриотических до коммерческих. Реклама использует столько художественных средств, что уже начала претендовать на звание особого вида искусства для себя.

Описанная выше позиция основана на убеждении, что искусство играет обслуживающую роль в обществе, оно должно оказывать положительное влияние на жизнь, т.е. его важнейшая функция — социальная трансформация. Те работы, которые не выполняют эту функцию, не имеют значения. Они бесполезны и, возможно, даже вредны, так как не соответствуют преобладающим общественным интересам. Подлинное искусство, с другой стороны, призвано придать индивидууму идеологическую направленность и изменить общество к идеалу.



В то же время социальные и нравственные идеи, «общественное благо» могут быть результатом художественной деятельности, но не должны быть ее главной целью. Когда создатель начинает работать в соответствии с теорией, порядком или указателями, работа оказывается «правильной», но часто мало интересной.

Поскольку искусство работает через чувства, разум может даже не заметить, какие ценности захватывают душу. Произведение искусства часто кажется нам завораживающим, потому что оно выполняет функцию внушения, бессознательной передачи идей и смыслов.

Страх перед бесконтрольным, «опьяняющим» действием искусства иногда был настолько велик, что любое общение с ним считалось аморальным. Пуританская мораль (XVII-XVIII века) объявила танцы «демоническими», желание украсить дом — «тщеславием», отвергла всю литературу, кроме морали. В сказке Льва Толстого «Крейцерова соната» развивается идея, что другая музыка настолько чувственна, что развращает людей, например, заставляет женщину изменять мужу. В современном обществе вновь и вновь поднимается вопрос о том, как защитить моральное и психическое здоровье людей от разрушительного воздействия других аудио- и видеопродуктов.

Для того чтобы произведение искусства было эстетически значимым, оно должно запечатлеть нечто великое и универсальное, что позволит этому произведению пережить свое время, а его создатель должен чувствовать себя творцом вневременных ценностей. Такие работы оказываются весьма актуальными для общественных интересов, причем не для решения сиюминутных задач, а для удовлетворения глубокой потребности человечества в том, чтобы стать более совершенным. Из века в век, несмотря на изменение направлений, стилей и техник, гуманизм оставался семантическим ядром искусства; искусство обладает гуманизаторской функцией.

Виды искусства — исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественно транслировать содержание жизни и отличающиеся материальным выражением. Виды искусства отличаются друг от друга по типу живописного объекта и использованию различных визуальных и выразительных средств и приемов.