ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Л. А. Громова
ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
Министерства образования и науки РФ
в качестве учебно-методического пособия
для руководителей и преподавателей вузов,
слушателей системы дополнительного
профессионального образования
Санкт-Петербург
Издательство РГПУ им. А. И. Герцена
2007
ББК 74.58я73
Г 86
Печатается по решению редакционно-изда-
тельского совета РГПУ им. А. И. Герцена
Публикуется за счет средств
инновационной образовательной программы
РГПУ им. А. И. Герцена на 2007–2008 годы
«Создание инновационной системы подготовки специалистов
в области гуманитарных технологий в социальной сфере»
Рецензенты-эксперты: д-р филос. наук, проф.К. С. Пигров
(Санкт-Петербургский государственный университет);
канд. экон. наук, доц. И. Н. Чурилина
(РГПУ им. А. И. Герцена)
Громова Л. А.
Г 86 Этика управления: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во
РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 183 с.
ISBN 978–5–8064–1268–4
Пособие посвящено анализу и систематизации основных этических оснований управленческой практики в современных организациях. Этика управления рассматри- вается как гуманитарная технология регулирования деловых отношений. Особое место отводится анализу нравственных дилемм в практике управления образовательными учреждениями, что может послужить своеобразным этическим опытом для слушателей программы дополнительного образования «Менеджмент образования». Рекомендуется изучение программы МВА сочетать с другими научными источниками по этике и мене- джменту.
Предназначено студентам и преподавателям высших учебных заведений, а также руководителям и менеджерам.
ISBN 978–5–8064–1268–4
ББК 74.58я73
© Л. А. Громова, 2007
© О. В. Гирдова, оформление обложки, 2007
© Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................................4
Глава 1. Этика управления как прикладное знание и гуманитар-
ная технология профессиональной деятельности...............8 1.1. Этический минимум для менеджера..........................................8 1.2. Прикладная этика как гуманитарная технология...................19 1.3. Этика в системе ресурсов эффективного управления............25
Глава 2. Этика принятия решений.....................................................30 2.1. Гуманитарные технологии принятия решений.......................30 2.2. Управленческая ситуация.........................................................34 2.3. Культура принятия решений....................................................37 2.4. Этика решений эффективного лидера.....................................44
Глава 3. Этика ответственности..........................................................51 3.1. Этика профессиональной ответственности менеджера.........51 3.2. Формирование корпоративной социальной ответственности средствами образования...........................................................55 3.3. Ресурсы повышения ответственности организации: опыт ис- следования влияния системы менеджмента качества на раз- витие корпоративной социальной ответственности..............65
Глава 4. Этика организационной культуры......................................75 4.1. Этические модели организационной культуры......................75 4.2. Роль лидерства в развитии организационной культуры........86 4.3. Этические ценности организационной культуры...................91
Глава 5. Этика инноваций..................................................................105 5.1. Нововведения как объект этической регуляции...................105 5.2. Образовательная программа как инструмент инноваций и объект этики управления.......................................................113 5.3. Этика управления проектной деятельностью.......................122
Глава 6. Этический кодекс организации..........................................133 6.1. Этические кодексы: от теории к технологии........................133 6.2. Корпоративный кодекс этики.................................................141 6.3. Технологии разработки и внедрения этического кодекса....146
Кейсы к учебному курсу «Этика управления»............................153
Приложение....................................................................................171 3
Введение
Еще несколько лет назад в словаре российских менеджеров и предпринимателей не было понятий достойной, хорошей этической практики, стандартов социальной ответственности, гуманитарных технологий управления. Сегодня осваиваются не только сами поня- тия, но и возможности применения этики в качестве ресурса страте- гического развития организации, ее нематериального актива. Этиче- ская компетентность менеджера признается основой его профессио- нальной компетентности и деловой репутации, а такие нравствен- ные качества, как честность, справедливость, ответственность, способствуют установлению доверия в развитии партнерских отно- шений и формированию ценностей корпоративной культуры орга- низации.
Этика управления — молодая сфера этико-прикладного знания, которое конкретизирует, проблематизирует положения теоретической этики и трансформирует общие знания норм и принципов морали в гуманитарные (мягкие, неманипулятивные) технологии преобразова- ния нравственной практики.
Это учебное пособие — одно из немногих, посвященных анализу и систематизации этических оснований управленческой практики в современных организациях. Оно может использоваться преподавате- лями как при чтении углубленных курсов менеджмента, деловой эти- ки, теории принятия решений, организационного поведения и корпо- ративной культуры, так и в качестве учебного пособия в преподава- нии самостоятельной дисциплины «Этика управления».
Слушатели программы МВА и магистрыизвлекут максимальную пользу из этой книги, если будут сочетать ее с другими научными ис- точниками по этике и менеджменту, а также если смогут использо-
4
вать анализ примеров реальных деловых ситуаций для выработки соб- ственной системы нравственных ценностей управленческой деятель- ности.
Особое место в представленном материале отводится анализу нравственных дилемм в практике управления образовательными учреждениями, что может послужить своеобразным этическим опы- том для слушателей программы дополнительного образования «Мене- джмент образования».
Цель учебной дисциплины — повысить этическую компетент- ность менеджеров и лидеров организации при совместной деятель- ности.
Основные задачи:
●
сформировать общее представление об основах этики, приклад- ной этики и этики управления как гуманитарной технологии;
●
выработать навыки практического использования гуманитарных технологий как самостоятельного вида деятельности, влияющего на успешность управления развитием организации с учетом нравствен- ных факторов внешней и внутренней среды.
●
сформировать способность и готовность находить и выраба- тывать новые идеи на основе нравственных принципов, оценивать их с разных точек зрения, выбирать из них наиболее перспективные и результативные, преодолевать сопротивления изменениям, прини- мать этичные решения о выборе наиболее эффективных методов управления.
Реализация целей и задач осуществляется в процессе лекций, практических занятий, анализа кейсов, групповых дискуссий, внеау- диторных консультаций, самостоятельной работы и защиты группо- вого проекта.
Текущая и итоговая аттестация предполагает выполнение ин- дивидуально и группой обучающихся самостоятельных заданий, ори- ентированных на успешное выполнение итогового задания — разра- ботки проекта «Этический кодекс организации».
Учебное пособие написано в рамках реализации инновационного проекта Герценовского университета «Создание инновационной си- стемы подготовки специалистов в сфере гуманитарных технологий».
Представление о гуманитарных технологиях формировалось в рамках
5
Особое место в представленном материале отводится анализу нравственных дилемм в практике управления образовательными учреждениями, что может послужить своеобразным этическим опы- том для слушателей программы дополнительного образования «Мене- джмент образования».
Цель учебной дисциплины — повысить этическую компетент- ность менеджеров и лидеров организации при совместной деятель- ности.
Основные задачи:
●
сформировать общее представление об основах этики, приклад- ной этики и этики управления как гуманитарной технологии;
●
выработать навыки практического использования гуманитарных технологий как самостоятельного вида деятельности, влияющего на успешность управления развитием организации с учетом нравствен- ных факторов внешней и внутренней среды.
●
сформировать способность и готовность находить и выраба- тывать новые идеи на основе нравственных принципов, оценивать их с разных точек зрения, выбирать из них наиболее перспективные и результативные, преодолевать сопротивления изменениям, прини- мать этичные решения о выборе наиболее эффективных методов управления.
Реализация целей и задач осуществляется в процессе лекций, практических занятий, анализа кейсов, групповых дискуссий, внеау- диторных консультаций, самостоятельной работы и защиты группо- вого проекта.
Текущая и итоговая аттестация предполагает выполнение ин- дивидуально и группой обучающихся самостоятельных заданий, ори- ентированных на успешное выполнение итогового задания — разра- ботки проекта «Этический кодекс организации».
Учебное пособие написано в рамках реализации инновационного проекта Герценовского университета «Создание инновационной си- стемы подготовки специалистов в сфере гуманитарных технологий».
Представление о гуманитарных технологиях формировалось в рамках
5
системомыследеятельностной этики (СМД-методологии) русского философа Г. П. Щедровицкого (1929–1994) и его последователей
В. В. Мацкевича, П. Г. Щедровицкого и др. В философском словаре гуманитарные технологии определяются как «систематизация, соор- ганизация и упорядочение в пространстве и времени компонентов це- ленаправленной коллективной деятельности людей на основе совре- менного гуманитарного знания». Прикладная этика — одна из форм гуманитарных технологий и неотъемлемая часть всех иных нематери- альных элементов гуманитарных технологий: различного типа зна- ний, идей, моделей, проектов, знаковой среды, квалификации, челове- ческой психики, времени, доверия, ответственности, авторитета, ав- торского права и т. п.
Прояснить смысл этики управления как гуманитарной техноло- гии помог опыт участия автора издания в команде разработчиков ин- новационного университетского проекта, а также обсуждение и твор- ческие дискуссии с авторами идеи и идеологами проекта.
В пособии учитывались исследования этики управления, пред- ставленные в работах других авторов (Шепель В. М. Управленческая этика. 1989; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. 1998; Ботавина Р. Н.
Этика менеджмента. 2002; Росенко М. Н., Бабаева А. В., Чигирь М. Б.
Профессиональная этика. 2005) и в многочисленных публикациях первого и единственного в России научно-исследовательского инсти- тута прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета, возглавляемого профессором В. И. Бакштановским.
(Среди них см.: Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Введение в прикладную этику. 2006.)
Мы разделяем точку зрения В. И. Бакштановского и Ю. В. Со- гомонова на определение этико-прикладного знания как форму мо- рального творчества и вид проектно-ориентированного знания и рассматриваем этику управления как технологичное этическое зна- ние, опредмеченное в программах, проектах, этических кодексах, нор- мах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических коми- тетах и других видах практической деятельности, основанных на мо- ральном выборе решений и поступков.
Проанализировать этические проблемы управления образованием нас побудила работа в международном проекте «Bridge-2» и
«Bridge-3» по созданию совместно с Лейстерским университетом (Ве- ликобритания) магистерской программы «Менеджмент образования».
Накопленный британскими коллегами опыт обучения лидеров образо- вания свидетельствует о значительной роли этики в эффективном ме-
6
В. В. Мацкевича, П. Г. Щедровицкого и др. В философском словаре гуманитарные технологии определяются как «систематизация, соор- ганизация и упорядочение в пространстве и времени компонентов це- ленаправленной коллективной деятельности людей на основе совре- менного гуманитарного знания». Прикладная этика — одна из форм гуманитарных технологий и неотъемлемая часть всех иных нематери- альных элементов гуманитарных технологий: различного типа зна- ний, идей, моделей, проектов, знаковой среды, квалификации, челове- ческой психики, времени, доверия, ответственности, авторитета, ав- торского права и т. п.
Прояснить смысл этики управления как гуманитарной техноло- гии помог опыт участия автора издания в команде разработчиков ин- новационного университетского проекта, а также обсуждение и твор- ческие дискуссии с авторами идеи и идеологами проекта.
В пособии учитывались исследования этики управления, пред- ставленные в работах других авторов (Шепель В. М. Управленческая этика. 1989; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. 1998; Ботавина Р. Н.
Этика менеджмента. 2002; Росенко М. Н., Бабаева А. В., Чигирь М. Б.
Профессиональная этика. 2005) и в многочисленных публикациях первого и единственного в России научно-исследовательского инсти- тута прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета, возглавляемого профессором В. И. Бакштановским.
(Среди них см.: Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Введение в прикладную этику. 2006.)
Мы разделяем точку зрения В. И. Бакштановского и Ю. В. Со- гомонова на определение этико-прикладного знания как форму мо- рального творчества и вид проектно-ориентированного знания и рассматриваем этику управления как технологичное этическое зна- ние, опредмеченное в программах, проектах, этических кодексах, нор- мах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических коми- тетах и других видах практической деятельности, основанных на мо- ральном выборе решений и поступков.
Проанализировать этические проблемы управления образованием нас побудила работа в международном проекте «Bridge-2» и
«Bridge-3» по созданию совместно с Лейстерским университетом (Ве- ликобритания) магистерской программы «Менеджмент образования».
Накопленный британскими коллегами опыт обучения лидеров образо- вания свидетельствует о значительной роли этики в эффективном ме-
6
неджменте процессов преподавания и профессионального роста (The
Principles and Practice of Educational Management. 2006).
В отдельных главах учебного пособия использовались авторские материалы, подготовленные в процессе работы в международном проекте по созданию образовательной программы «Подготовка мене- джера по развитию вуза». Представлены фрагменты собственного опыта управления нравственными процессами в качестве декана фа- культета управления Герценовского университета.
Логика построения материала книги подчинена принципу прояс- нения смысла от общего к конкретному. Сначала дается определение этики управления как прикладного знания и гуманитарной техноло- гии, ее связи с понятиями теоретической этики. Далее рассматривает- ся роль этики в принятии решений и в управлении организацией.
Принятие решений на основе морального выбора является одним из оснований этики управления, способом ее существования. В главе
«Этический кодекс организации» представлен опыт разработки и вне- дрения в практику основных технологий этико-прикладного знания: этического проектирования и конструирования кодекса, этической экспертизы принципов и положений кодекса организации, этического моделирования (деловая игра) и технологии управленческого сопро- вождения процесса внедрения кодекса.
Материалы каждой главы логически выстроены в порядке:
•
теоретические положения;
•
ключевые понятия;
•
контрольные вопросы;
•
кейсы, тесты, ситуации;
•
задания для самостоятельной работы;
•
список рекомендуемой литературы.
В конце книги даются заключение и приложение.
Автор выражает искреннюю признательность всем коллегам за многолетнее сотрудничество на принципах этики уважения, доверия, ответственности и бескорыстной взаимной поддержки.
7
Principles and Practice of Educational Management. 2006).
В отдельных главах учебного пособия использовались авторские материалы, подготовленные в процессе работы в международном проекте по созданию образовательной программы «Подготовка мене- джера по развитию вуза». Представлены фрагменты собственного опыта управления нравственными процессами в качестве декана фа- культета управления Герценовского университета.
Логика построения материала книги подчинена принципу прояс- нения смысла от общего к конкретному. Сначала дается определение этики управления как прикладного знания и гуманитарной техноло- гии, ее связи с понятиями теоретической этики. Далее рассматривает- ся роль этики в принятии решений и в управлении организацией.
Принятие решений на основе морального выбора является одним из оснований этики управления, способом ее существования. В главе
«Этический кодекс организации» представлен опыт разработки и вне- дрения в практику основных технологий этико-прикладного знания: этического проектирования и конструирования кодекса, этической экспертизы принципов и положений кодекса организации, этического моделирования (деловая игра) и технологии управленческого сопро- вождения процесса внедрения кодекса.
Материалы каждой главы логически выстроены в порядке:
•
теоретические положения;
•
ключевые понятия;
•
контрольные вопросы;
•
кейсы, тесты, ситуации;
•
задания для самостоятельной работы;
•
список рекомендуемой литературы.
В конце книги даются заключение и приложение.
Автор выражает искреннюю признательность всем коллегам за многолетнее сотрудничество на принципах этики уважения, доверия, ответственности и бескорыстной взаимной поддержки.
7
Г л а в а 1
ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ КАК ПРИКЛАДНОЕ ЗНАНИЕ
И ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Без этики люди не способны взять на себя от- ветственность за свою собственную судьбу.
В. А. Канке
1.1. Э
ТИЧЕСКИЙ
МИНИМУМ
ДЛЯ
МЕНЕДЖЕРА
Основоположник школы «научного менеджмента» Анри Файоль
(1841–1925) в фундаментальной работе «Общее и промышленное управление» (1916) писал: «Управлять — значит предвидеть, органи- зовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Гени- альный менеджер XX в. Ли Якокка об этом сказал так: «Управлять — значит настраивать других людей на совместный труд для достиже- ния общей цели».
Этика — не только философская наука, но и важнейший ресурс эффективного управления. Этику можно рассматривать как систему социально одобряемых норм, правил поведения, направленных на ре- гулирование человеческих взаимоотношений, выживание и развитие социума.
Этика управления — это:
●
культура управления людьми в организации, обеспечивающая возможность достижения корпоративных целей, на основе уважения человеческого достоинства и содействия общественному благу;
●
технологичное этическое знание, опредмеченное в программах, проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, эксперт-
8
ных заключениях, этических комитетах и других видах практической деятельности, основанных на моральном выборе решений и поступ- ков.
Принципы этики управления обязывают менеджера соблюдать общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а также корпоративные и профессиональные кодексы чести, нормы суборди- национной этики. Этика управления включает культуру взаимоотно- шений между руководителями и подчиненными, базирующуюся на принципах честности, справедливости, ответственности, долге, ува- жении достоинства, корпоративной и человеческой солидарности, ло- яльности и порядочности.
Прикладная этика
Традиционное понимание этики как системы знаний о морали переживает современный кризис. По мнению русского философа
Г. П. Щедровицкого (1929–1994), «жить по традиционной морали уже нельзя… нужен другой принцип организации жизни — нрав- ственный»
1
. Нравственность — это системно-мыследеятельностная методология. Деятельность — первична, знания — вторичны. Лю- бая проблемная ситуация требует новых знаний. Где их найти? Ка- кие из них и как включить в деятельность? Ответы на эти вопросы помогает найти прикладная этика, реализуемая в конкретных дей- ствиях. В ней вырабатываются нормы и правила совместной дея- тельности, а также взаимоотношений людей и их отношения ко все- му существующему.
Прикладная этика — не только знания, она не сводится к изуче- нию поступков и морали. Это также способ рефлексии, способность подвергать сомнению, проблематизировать, типизировать все много- образие реальной деятельности с целью принятия эффективных реше- ний в ситуации конкретного морального выбора. Прикладная этика включает множество областей применения: этику управления, этику бизнеса, этику деловых отношений, профессиональную этику.
Традиционно этика понимается как теоретическая, философская наука о морали, нравственности (О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов), о человеческих добродетелях (Аристотель), как аксиология — учение о смысле и ценностях жизни (Н. А. Бердяев), как совокупность норм, принципов, идеалов, ценностей, реализуемых в моральном опыте
1
Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. С. 567.
9
Принципы этики управления обязывают менеджера соблюдать общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а также корпоративные и профессиональные кодексы чести, нормы суборди- национной этики. Этика управления включает культуру взаимоотно- шений между руководителями и подчиненными, базирующуюся на принципах честности, справедливости, ответственности, долге, ува- жении достоинства, корпоративной и человеческой солидарности, ло- яльности и порядочности.
Прикладная этика
Традиционное понимание этики как системы знаний о морали переживает современный кризис. По мнению русского философа
Г. П. Щедровицкого (1929–1994), «жить по традиционной морали уже нельзя… нужен другой принцип организации жизни — нрав- ственный»
1
. Нравственность — это системно-мыследеятельностная методология. Деятельность — первична, знания — вторичны. Лю- бая проблемная ситуация требует новых знаний. Где их найти? Ка- кие из них и как включить в деятельность? Ответы на эти вопросы помогает найти прикладная этика, реализуемая в конкретных дей- ствиях. В ней вырабатываются нормы и правила совместной дея- тельности, а также взаимоотношений людей и их отношения ко все- му существующему.
Прикладная этика — не только знания, она не сводится к изуче- нию поступков и морали. Это также способ рефлексии, способность подвергать сомнению, проблематизировать, типизировать все много- образие реальной деятельности с целью принятия эффективных реше- ний в ситуации конкретного морального выбора. Прикладная этика включает множество областей применения: этику управления, этику бизнеса, этику деловых отношений, профессиональную этику.
Традиционно этика понимается как теоретическая, философская наука о морали, нравственности (О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов), о человеческих добродетелях (Аристотель), как аксиология — учение о смысле и ценностях жизни (Н. А. Бердяев), как совокупность норм, принципов, идеалов, ценностей, реализуемых в моральном опыте
1
Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. С. 567.
9
субъекта (А. А. Гусейнов), как система универсальных и специфиче- ских нравственных требований и норм поведения, регулирующих со- циальную жизнь (А. Я. Кибанов). За многие столетия этика сфор- мировались в научно обоснованную систему понятий, категорий, за- конов, стала философией познания нравственной жизни общества.
Понятия теоретической этики
Термины «этика» (от древнегреч. ethos — «этос, привычное место обитания, привычки, нрав, обычай»), «мораль» (от лат. moralitas —
«обычай, нрав») и «нравственность» (нем. Sittlichkeit) близки по свое- му значению и, как правило, выступают синонимами. Однако в науке различают этику как систему знаний о морали, нравственности, как методологию прагматического знания; мораль — как совокупность норм, правил и добродетелей, одобряемых обществом; нравствен- ность — как реальные поступки людей.
Конвенциональная природа этики
Конвенционализм (от лат. сonventio — «соглашение») объясняет регулятивную силу нравственных норм объективной необходимо- стью, которая побуждает людей на основе договора соглашаться до- бровольно принять на себя обязанности по соблюдению общих требо- ваний и правил во имя выживания и успеха. Теории договора Локка,
Руссо, Канта, теория справедливости Дж. Ролза, концепция дискурса и коммуникативного поведения Ю. Хабермаса построены на принци- пах конвенцианализма. Все формы социальных взаимодействий мож- но рассматривать как обмен материальными, духовными, эмоцио- нальными, нравственными ресурсами и услугами на основе догово- ренностей, предполагающих обязательства сторон. В процессе эволю- ции это позволило человечеству сформировать нравственные пред- ставления о добре и зле, долге и чести, нравственном достоинстве, смысле жизни и счастье, справедливости. Все эти понятия вошли в систему категорий, которые изучает и обосновывает философская наука этика и использует прикладная этика.
Категории теоретической этики
Моральные нормы — принятые в обществе, социальной группе правила, образцы поведения, выполняющие регулятивные функции морали. Нормы — механизм социализации личности и эффективный инструмент социального контроля.
10
Понятия теоретической этики
Термины «этика» (от древнегреч. ethos — «этос, привычное место обитания, привычки, нрав, обычай»), «мораль» (от лат. moralitas —
«обычай, нрав») и «нравственность» (нем. Sittlichkeit) близки по свое- му значению и, как правило, выступают синонимами. Однако в науке различают этику как систему знаний о морали, нравственности, как методологию прагматического знания; мораль — как совокупность норм, правил и добродетелей, одобряемых обществом; нравствен- ность — как реальные поступки людей.
Конвенциональная природа этики
Конвенционализм (от лат. сonventio — «соглашение») объясняет регулятивную силу нравственных норм объективной необходимо- стью, которая побуждает людей на основе договора соглашаться до- бровольно принять на себя обязанности по соблюдению общих требо- ваний и правил во имя выживания и успеха. Теории договора Локка,
Руссо, Канта, теория справедливости Дж. Ролза, концепция дискурса и коммуникативного поведения Ю. Хабермаса построены на принци- пах конвенцианализма. Все формы социальных взаимодействий мож- но рассматривать как обмен материальными, духовными, эмоцио- нальными, нравственными ресурсами и услугами на основе догово- ренностей, предполагающих обязательства сторон. В процессе эволю- ции это позволило человечеству сформировать нравственные пред- ставления о добре и зле, долге и чести, нравственном достоинстве, смысле жизни и счастье, справедливости. Все эти понятия вошли в систему категорий, которые изучает и обосновывает философская наука этика и использует прикладная этика.
Категории теоретической этики
Моральные нормы — принятые в обществе, социальной группе правила, образцы поведения, выполняющие регулятивные функции морали. Нормы — механизм социализации личности и эффективный инструмент социального контроля.
10