Файл: Русский язык и литература, 6 класс Название раздела Человек и мир техники Тема урока Майк Гелприн Свеча горела Цели обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф.И.О. учителя | Султанова Даметкен Михайловна ШГ № 68 г. Нур - Султан | |||
Предмет/класс | Русский язык и литература, 6 класс | |||
Название раздела | «Человек и мир техники» | |||
Тема урока | Майк Гелприн «Свеча горела» | |||
Цели обучения | 6.1.5.1 - прогнозировать содержание текста по ключевым словам 6.3.4.1 - использовать виды чтения, включая аналитическое; 6.2.2.1 - участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме; 6.4.7.1 - применять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью | |||
Критерии оценивания | Учащийся: - прогнозирует содержание текста по ключевым словам; -умеет использовать виды чтения, включая аналитическое; - участвует в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме; -применяет знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. | |||
Ход урока | ||||
Время | Этапы урока | Задания | Ресурсы | |
2 | Актуализа- ция темы и цели урока | -Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке. Раздел: «Человек и мир техники» Тема урока: Майк Гелприн «Свеча горела» Сегодня на уроке: Вы познакомитесь с творчеством Майка Гелприна и его произведением «Свеча горела». Вы научитесь: -работать с эпиграфом; - создавать ассоциативный ряд; - создавать кластер по биографии писателя; - прогнозировать содержание произведения по заголовку; - анализировать текст, находить в тексте ответы на вопросы; - составлять предложения с прямой речью; -выражать свое отношение к прочитанному отрывку с помощью «Ромашки Блума». | Презентация слайд 1 слайд 2 | |
| Эпиграф к уроку | Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дени Дидро | слайд 3 | |
15 | Этап усвоения нового материала | Работа с эпиграфом : Как вы понимаете смысл слов Дени Дидро: Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дескриптор:_-_правильно_пишет_ассоциативный_ряд_Примерный_ответ:_-_Горит,_тепло,_свет,_надежда,_освещает_путь._Задание_4'>Дескриптор: - правильно объясняет значение эпиграфа Примерный ответ Когда человек перестает читать, у него нет пищи для размышления, нет знаний для понимания жизни, словарный запас будет скудным, бедным, не сможет правильно выражать свои мысли, чувства. Дескриптор'>Объяснение новой темы Задание 2 -Ребята, прочтите краткую биографию М. Гелприна на странице 169 и постройте кластер «Майк Гелприн» Дескриптор: - правильно строит кластер Примерный ответ: Задание 3 Как вы отметили на сегодняшний день Майк Гелприн считает самым лучшим своим произведением рассказ «Свеча горела». - Какие у вас возникают ассоциации, когда произносим слово «свеча». Напишите ассоциативный ряд к этому слову. Дескриптор: - правильно пишет ассоциативный ряд Примерный ответ: - Горит, тепло, свет, надежда, освещает путь. Задание 4 -Обратите внимание на название произведения «Свеча горела». Как вы думаете, о чём этот рассказ? Дескриптор: - правильно прогнозирует по заголовку. Примерный ответ: О просвещении человечества, о светлом пути к знаниям, к чему-то светлому, доброму , о теплом семейном очаге. Задание 5 Анализируем текст. Прочитайте отрывок из рассказа на страницах 170-172, ответьте на вопросы и выполните задания. 1) Как зовут действующих лиц этого рассказа? 2) Кем является по профессии Андрей Петрович? 3) Найдите в тексте и прочитайте факты, доказывающие, что Андрей Петрович— учитель литературы. 4)Кто такой Максим, и зачем он пришёл к учителю? 5) Что рассказывает учитель Максиму? 6) Почему перестали печатать книги? Как это объясняет учитель? Найдите в отрывке произведения, прочитайте. 7) Какие чувства переполняют учителя при его рассказе? Напишите об этом три-четыре предложения. Дескриптор - правильно отвечает на вопросы. Правильные ответы: 1) Как зовут действующих лиц этого рассказа? Андрей Петрович, Максим, дети - Павлик и Анечка. 2) Кем является по профессии Андрей Петрович? Учитель литературы 3) Найдите в тексте и прочитайте факты, доказывающие, что Андрей Петрович— учитель литературы. 1-е доказательство— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы? — Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература? 2-е доказательство— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, 4)Кто такой Максим и зачем он пришёл к учителю? . Максим - управляющий у состоятельной семейной пары. Ведет хозяйство, дела, подбивает счета. Пришел к учителю, чтобы получить азы в обучении литературе. Взять направление в обучении и на что делать упор. 5) Что рассказывает учитель Максиму? Что в общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными. 6) Почему перестали печатать книги? Как это объясняет учитель? Найдите в тексте отрывок, прочитайте ..Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты... — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. 7) Какие чувства переполняют учителя при его рассказе? Напишите об этом три – четыре предложения. Андрей Петрович испытывал отчаяние, переживание за будущее. Во время беседы учитель воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Когда Андрей Петрович торжественно читал стихотворение Б. Пастернака «Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…» очень волновался. Учитель испытвал волнение, переживание за будущее, надежду, что нашелся человек, которому он может передать свои знания. Задание 6 Редактируем предложения. Прочитайте предложения, взятые из рассказа Майка Гелприна «Свеча горела». Эти слова произносит его герой Андрей Петрович. Перестройте данные предложения в предложения с прямой речью, расставьте знаки предложения. А) Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Б) Литература, история, география отошли на задний план. Дескриптор - правильно составляет предложения с прямой речью и расставляет знаки препинания. Правильные ответы: А) Андрей Петрович сказал: «Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные». 2) «Литература, история, география отошли на задний план», - сказал Андрей Петрович. Задание 7 Проанализируйте полученную информацию и выразите свое отношение к прочитанному отрывку из произведения М. Гелприна «Свеча горела» с помощью «Ромашки Блума». 1.Когда происходит действие в рассказе? 2.Если я правильно понял, то свеча-это символ знаний, света? 3.Почему Андрей Петрович разволновался, когда к нему пришел Максим? 4.Как вы относитесь к тому, что литературу не стали преподавать в школе 100 лет? 5.Что было бы, если технические дисциплины не вытеснили гуманитарные? 6.Чтобы не стать бездуховными, люди должны всегда читать книги и стихи? | слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 слайд 22 слайд 23 Слайд 24 | |
1 | Рефлексия | -Ребята, наш урок подходит к концу. | Слайд 25 | |
2 | Итог урока | Сегодня на уроке: Мы познакомились с творчеством М. Гелприна и его произведением «Свеча горела»; - узнали биографию писателя и прочли рассказ «Свеча горела»; Вы научились: - работать с эпиграфом; - составлять кластер по биографии писателя; - создавать ассоциативный ряд; - прогнозировать содержание произведения по заголовку; - анализировать текст, находить в тексте ответы на вопросы; - составлять предложения с прямой речью; -выражать свое отношение к прочитанному отрывку с помощью «Ромашки Блума». Рекомендуемое учебное задание: 1. Поставьте в конце фразы: «Да здравствует книга» тот знак препинания (! ? .), который выражает ваши мысли и чувства после сегодняшнего урока. Напишите мини -сочинение-рассуждение на данную тему. 2.Прочитайте полностью текст рассказа «Свеча горела». Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке с помощью рассказа М.Гелприна «Свеча горела» я смогла зажечь в ваших душах свечу, как символ надежды, символ преданности своему делу, символ света и добра, а также зажечь в ваших сердцах искорки доброты и понимания, которые не только не погаснут, но и разгорятся с новой силой. Всего доброго! До новых встреч! | Слайд 26 слайд 27 слайд 28 |