ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени героя
Российской Федерации А.С. Ситникова
Г. о. Балашиха
Внеурочное занятие «Добрыми делами славен человек»
По направлению «Дорогою добра»
(на основе работы с произведением А.П. Гайдара «Тимур и его команда»)
3 класс
Учитель: Васильева Вероника Валерьевна
Высшая квалификационная категория
Балашиха
2022 г
Направление: Дорогою добра.
Класс : 3
Тема занятия: «Добрыми делами славен человек» на основе работы с произведением Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда»
Формы работы учащихся: групповая
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийное оборудование, видеофрагмент, текст А. П Гайдар «Тимур и его команда», конверты, карточки с заданиями, рабочие листы для групп, индивидуальные маршрутные листы, заготовки для составления интерактивной обложки книги,
Цель занятия: Создать условия для формирования читательских умений и представлений о доброте как ценности человеческого общения при различных видах работы
Задачи:
-формировать умение давать нравственную оценку поступкам и характерам героев, обосновывать свои суждения;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в группах, прививать навыки этикета речи
Планируемые результаты:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия |
Предметные | Анализировать самостоятельно прочитанный текст (рассказ, стихотворение) находить ответы на поставленные вопросы в содержании прочитанного, развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного произведения |
Личностные | Уметь давать нравственную оценку героям, выражать свои эмоции; осуществлять оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы, ее эмоционального восприятия |
Метапредметные | Познавательные УУД: Уметь извлекать информацию из текста; преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы в результате совместной работы класса; уметь выявлять сущность, особенности главных героев произведения; делать выводы на основе анализа поступков Регулятивные УУД: высказывать своё отношение к поступкам героев произведения; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работать по плану; по инструкции, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: Устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и принимать точку зрения других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
Духовно-нравственное развитие и воспитание | воспитание гражданско-патриотического чувства на основе литературных произведений писателей-фронтовиков воспитывать гражданско-патриотическую позицию на положительных примерах литературных героев |
Ход занятия
№ | Этап урока | Время | Ход урока | Действия учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 | Мотивационный Самоопределение к учебной деятельности. | 2 мин 2 мин | Достаётся недёшево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Этой мерой измерятся Все земные труды. Может, вырастил деревце В своем городе ты? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее — Хорошеть самому. - Как вы думаете, какова главная мысль стихотворения? Подчеркните её. Становишься лучше, когда делаешь хорошее для других людей. Читаем | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Объяснение смысла 1 все - хором тихо. 1 ряд – читаем медленно. 2 ряд – скороговоркой. 3 ряд- с радостной интонацией. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Актуализация знаний, постановка учебной задачи | 3 мин | Посмотрите на доску, попробуйте догадаться что общего у этих предметов? (штурвал с проводами, телефон, горячий камень с надписью и т.д.) (Все они из произведений А.П. Гайдара) -Каково настоящее имя писателя? (А. Голиков) -Почему он выбрал такой псевдоним? Слово "гайдар" означает "всадник, скачущий впереди войска".Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они высылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривался в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Аркадий Петрович выбрал такой псевдоним, потому что он и в жизни, и в своих книгах был человеком, смело идущим впереди. | Участие в диалоге Отвечают | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Открытие нового знания | 2 мин | Вступительная беседа о писателе Сам Гайдар говорил о себе, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время». А как думаете вы? Обсудите в парах (с соседом по лицу) – Что особенно интересно было узнать о Гайдаре? – Какие факты его биографии вам кажутся особенно важными для понимания книг писателя? А. П. Гайдар (Голиков) /1904 – 1941/. В 1918 году пошёл добровольцем в Красную армию. В 16 лет командовал полком. Был неоднократно ранен. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Гайдар стал писать. Почти все произведения предназначены для детей – от первой повести «Р.В.С.» до последней «Тимур и его команда». С самого начала ВОВ Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 года Гайдар был послан на фронт корреспондентом «Комсомольской правды». Он сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей. | Прямое включение. Представление биографии Аркадия Гайдара . Участие в диалоге Обсуждают в парах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Применение знания | 15 мин | С какими произведениями мы уже знакомились с вами во 2 и 3 классах? (Мы уже читали повесть Гайдара «Чук и Гек», «Горячий камень». Вспомните, о чём они? | Отвечают на вопрос производят самоконтроль. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | Посмотрите на доску и подумайте, с каким произведением мы сегодня будем работать более подробно? Среди написанных А.П. Гайдаром произведений особое место занимает повесть “Тимур и его команда”. Она сразу же вызвала необычайный интерес у юного читателя и по сегодняшний день является одним из самых любимых произведений детей. - В чем же секрет такой популярности? Мы попробуем ответить на этот вопрос в конце занятия Определите ТЕМУ нашего занятия. В соответствии с темой, какие ЗАДАЧИ мы поставим себе на это занятие?! Прием ДО/ПОСЛЕ - Прочитайте высказывания, заполните колонку До + -если вы согласны с высказыванием - - если вы не согласны - Теперь просмотрим видео. - Как вы считаете сейчас? -Заполните колонку После. -У кого поменялось мнение? -Ответьте, используя начало фраз: РАНЬШЕ Я ДУМАЛ, ЧТО… ТЕПЕРЬ ЗНАЮ, ЧТО… | Рассуждают, отвечают Определяют тему занятия, задачи Заполняют колонку ДО Смотрят видео Заполняют Колонку ПОСЛЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Словарная работа | 3 мин | - Как вы думаете, почему Гайдар назвал свою повесть Тимур и его команда? - Что обозначает слово “команда” Команда - Какое значение может принимать это слово в данном произведении? -Выберите из предложенных вариантов тот, в котором встречается нам это слово в произведении. Обсуждение прочитанного -Почему ребятам из команды было интересно вместе? Что их объединяло? - Каким вам показался Тимур? Тимур – командир. - Почему именно он, стал командиром? Герой книги придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со своими сверстниками окружал заботой тех, кто остался без отцов и братьев, ушедших в армию. Тимур был хорошим организатором: штаб, карта посёлка, тетрадь с адресами и другими сведениями.. - Вот и нам для дальнейшей работы понадобится создать команды. Продолжим работу с произведением. Ротация станций Перед началом урока всем обучающимся предлагается из закрытого пакета выбрать картинку (всего картинок четыре – по числу групп - звезда, штурвал, аккордеон, красноармеец). Сейчас вы разделитесь на 4 группы Найдите тех, с кем у вас одинаковые изображения…), теперь найдите станцию на которой вы будете работать. (все группы в течение занятия должны поработать на 4 станциях, у каждой группы будет свой маршрут движения (см. Приложение 5) Маршруты висят на доске; при желании по одному варианту маршрута можно дать в каждую группу; - время работы на каждой станции – ограничено (7 минут); отсчет времени ведется автоматически и через проектор выводится на экран (доску); по истечению времени система выдает сигнал (звонок, гонг), при котором группа должна закончить работу на текущей станции и перейти к следующей станции; для автоматического отсчета времени, используется онлайн сервис (https://classroomscreen.com/), - станции подписаны (на столах стоят таблички с названиями станций), - на каждой станции размещен раздаточный материал для каждой группы – группа садится и, взяв материалы, предназначенные для нее, приступает к работе; на любой станции, работа начинается со знакомства с инструкцией. - У вас есть маршрутные листы и индивидуальные листы продвижения, с которыми вы будете передвигаться по станциям - Откройте конверт и прочитайте инструкцию вслух и приступайте к выполнению задания. Ротация стаций. Станция 1
Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков. 2. - Какие добрые дела выполняли тимуровцы? Красной звездой обозначьте, что относится к команде Тимура, синей звездой всё, что относится к команде Квакина: позволяют себе «гнусные ругательства» заступаются за Нюрку взяли гонцов Тимура в заложники, складывают поленницу угрожая расправой помог Жене: отправил телеграмму отцу, спас ее от разгневанной команды друзей помогли найти козу выламывают доски из нового забора таскают воду старухе-молочнице обтрясают яблони играют в карты «на тычки,, «на щелчка», и на «оживи покойника» Станция 2 «Портрет героя» Давайте составим портрет героя. Выберите слова, характеризующие героев. Закрасьте красным цветом –то, что можно отнести к Тимуру, синим_к Квакину. Подтвердите свои ответ примерами из текста.
Давайте сравним этих двух героев Какой Тимур? Какой Квакин? Что у них общего? Почему за ними шли ребята? Как называют людей, которые помогают другим бескорыстно без вознаграждения? ( волонтёры) - Чем они занимаются? -Как, по вашему мнению, автор относится к своим героям? Почему? Стация 3. 1. Сложи пазл с иллюстрацией из произведения и подчеркни в тексте строки, в которых описывается данный эпизод. 2. Составь пословицы из частей Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело говорится смело. Сделав добро, не хвались. Доброта без разума пуста. -Какая из них наиболее точно отражает главную мысль произведения? Поставьте рядом с ней флажок. -Какую пословицу можно считать девизом нашего занятия? Станция 4 Онлайн Выполните задания на платформе. - Мы выполнили задания на станциях, проанализируйте главные слова в листах продвижения. Итог работы станций: Создание интерактивной обложки к произведению. - По одному представителю от каждой команды, выйдите к доске и совместно составьте интерактивный макет обложки книги (используя заготовки) - Остальные члены команды, обсудите что можно было бы добавить, чтобы картина стала полной, ориентируясь на подсказки в конверте. (карточки с подсказками для обложки: качества героев, поступки, главная мысль, значение для будущих поколений) - Что еще можно добавить как самое ценное? | 1. Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась команда: “Огонь!” 2. Начальствование над какой-нибудь воинской частью. Отряд под командой лейтенанта. 3. Отряд воинское подразделение. Пожарная команда. Саперная команда. 4. Личный состав, экипаж судна. Команда корабля. 5. Спортивный коллектив. Футбольная команда. 6. Группа связанных чем-нибудь людей, чье-нибудь окружение. Дворовая команда ребят. Выбирают командира и дают название команде. Озвучивают свои команды. Дети выбирают слова и заполняют таблицу Дети отвечают устно, предварительно обсудив в группе Работают в группе цветными карандашами Участие в диалоге, отвечают, сравнивают. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Рефлексия. Итог | 3 мин | Нужна ли кому-нибудь помощь в наше время? - Какие полезные дела вы можете сделать вместе со своими друзьями? Возьмите в конвертах красные звезды и напишите на их лучах добрые дела которые вам по силам. -Посмотрите кругом, и вы увидите, что рядом многие нуждаются в вашей помощи. -На каждый чердак я прикрепила значок, символизирующий того или то, где ждут ваших добрых дел. - На какой чердак отправились бы вы? Прикрепите свою звезду к нему. (дети без родителей, животные, люди с ОВЗ, больные дети, природа, пожилые люди) -Обсудите друг с другом, почему вы так считаете? Добрыми делами славен человек! Так давайте же и мы с вами будем совершать как можно больше добрых дел и хороших поступков. Спасибо за занятие. | отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к героям, своё мнение, размышляли над проблемой, работали в парах и в группе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Домашнее задание (по желанию на выбор) | |
| |