Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 43
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт физической культуры и спорта
(Наименование института)
Кафедра «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм»
(Наименование кафедры)
Практическое задание № 1
по учебному курсу «Производственная (тренерская) практика»
(наименование учебного курса)
Реферат На тему:Роль тренера в подготовке спортсменов
Студент | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2021
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….. 3
Основная часть………………………………………………………………………….....4
Заключение………………………………………………………………………………...9
Библиографический список……………………………………………………………..10
Приложения………………………………………………………………………………11
Введение
Основными задачами тренера являются спортивные достижения спортсмена, воспитание в спортсмене расносторонне развитого человека. Реализация поставленной задачи полагает разрешения противоречия между необходимостью усвоения спортивного опыта, научиться строить свою профессиональную деятельность.
Несмотря на интерес, проявленный к роли тренера, многие аспекты профессиональной деятельности тренера остаются неизученными.
Особенности роли и личности тренера изучали известные авторы: Г.Д. Бабушкин; Я.А. Корх; А.А. Лалаян; Г.В. Ложкин; М.В. Саная и др. Ими разработана психологическая структура педагогической деятельности тренера.
Цель исследованиоя - выявить роль тренера в подготовке спортсменов.
Задачи:
-
ознакомление с особенностями профессии тренера; -
изучение индивидуального стиля деятельности и руководства спортивной командой; -
определение роли тренера в подготовке спортсменов -
проведение анкетирования студентов.
Обьект исследования: роль тренера.
Предмет исследования: роль тренера в подготовке спортсменов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретическая часть
«Тренер — это специалист в определенном виде спорта. Он руководит обучением спортсменов, их подготовкой к выступлениям и соревнованиям» [2].
В задачи тренера входит выявление и развитие спортивных навыков своих подопечных с помощью подобранной индивидуально для каждого методикой занятий.
Тренер правильно распределяет нагрузку, выстраивает оптимальный режим тренировок и отдыха, подбирает эффективные упражнения, контролирует рацион питания.
Профессиональная деятельность тренера с ее функциями является педагогической. Ее основное содержание - управление учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов.
Воспитание волевых качеств является одной из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Волевые качества спортсмена формируются в процессе сознательного преодоления трудностей. «Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировки и соревнований» [5].
Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, правилиьное поведение на занятиях – на все это тренер должен обращать большое внимание.
Спортсмены должны помнить, что основным залогом успеха является преодоление трудностей для достижения спортивных высот.
«Тренер решает задачи, которые связаны с оздоровительными, воспитательными, спортивно-соревновательными целями подготовки. Уровень знаний, навыков, авторитет, любовь к своему виду спорта - важнейшие черты хорошего, состоявшегося тренера». [4]
Тренер должен быть новатором, должен уметь видеть все передовое в методике и тактике, должен пользоваться большим доверим своих учеников.
Тренер играет очень важную роль в становление личности спортсмена и достижения результатов.
Успех спортсмена примерно на 60-70% зависит от работы наставника, особенно если говорить о детских тренерах. Совместные усилия спортсмена и тренера трансформируются в умения, знаниях, настойчивости и стремлении к победе.
«Педагогические функции тренера проявляются в его деятельности, в процессе развития физических качеств, совершенствовании техники, формировании спортивной команды и управления ею, воспитании интереса у своих учеников к занятиям, обеспечивающих успех, подбор спортсменов, организация соревнований и т. д.» [3]
Тренеру необходимо:
знать особенности психического состояния спортсмена и уметь управлять им;
уметь поставить четко задачу по выполнению определенного действия в соответствии с его уровнем мастерства.
Все это, естественно, требует от тренера постоянного обращения к педагогике, психологии, физиологии и др. областям.
Тренер в первую очередь должен быть самокритичным к себе, т.к. если нет уважения к самому себе, требовательности, то добиться этого от учеников не получится. Важным фактором успешной тренерской деятельности для тренера является самообучение.
Работа тренера связана не только с передачей своего опыта, выбора стратегии на матч, но и воспитанием моральных и волевых качеств спортсмена. Воля к победе один из главных принципов достижения успеха, так как без нее невозможно настроиться на изнуряющий тренировочный процесс и справиться с волнением перед официальными соревнованиями.
Тренер, как учитель, должен также изучить психологию для того, чтобы в большом коллективе избежать негативных последствий, скандалов, драк. Также психологическая поддержка необходима в те случаи, когда спортсмен проигрывает важные старты или наоборот для настроя на важные соревнования. Жизнь тренера, как и учителя непрерывно связано с постоянным повышение квалификации. Это необходимо для того, чтобы всегда оставаться в курсе всех изменений, появления новых методик и тактик. Важность тренера в жизни спортсмена невозможно переоценить, так как именно он воспитывает и формирует личные качества человека.
Деятельность тренера имеет определенные психологические особенности:
1. Стрессогенность профессии.
2. Наличие «профессионального риска.
3. Интенсивное общение.
Стрессогенность в деятельности тренера обусловлена психической напряженностью, физической нагрузкой (особенно в период соревнований), факторы внешней среды.
В профессиональной деятельности тренеров с позитивным отношением к своей работе и высоким уровнем мастерства, но разными свойствами нервной системы проявляются различные индивидуальные стили деятельности: организационно-коммуникативный, конструктивно-организаторский и конструктивнокоммуникативный (Приложение 1).
Выделяют 3 стиля руководства тренера:
Авторитарный;
Демократический;
либеральный. [1]
Наиболее успешным считается демократический стиль.
В процессе спортивного совершенствования тренер выступает в роли:
1. опекуна.
2. наставника.
3. руководителя.
Тренер в своей деятельности должен знать все стороны жизни своих учеников, ведь для тренера дорог каждый его ученик/спортсмен: он принимает близко к сердцу его неудачи, радуется его победам.
К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями , ни системой наказаний и поощрений».
Практическая часть
За время прохождения практики на кафедре «Адаптивной физкультуры, спорта и туризма» мною было проведено анкетирование среди студентов, занимающихся в секции баскетбола, в количестве 20 студентов.
В таблице 1 представлены результаты анкетирования «Качества тренера» студентов секции баскетбола.
В виде диаграммы, на рисунке 1, представлены результаты анкетирования.
Рисунок 1 - Результаты анкетирования
По результатам анкетирования студентов видно, что опрошенные студенты ценят в тренерах:
требовательность, терпеливость (80%);
доброту, справедливость, умение сопереживать учащихся (70%);
чувство юмора,организаторские способности (60%);
честность, искренность (50%).
Заключение
Роль тренера в деле подготовки спортсменов очень велика. Тренер должен обладать искусством проникновения во внутренний мир ребенка.
В ходе проведенного исследованиясо студентами, проанализировали, какими качествами должен обладать тренер: требовательный, терпеливый, справедливый, с чувством юмора, способный сопереживать им, должен быть мастером своего дела.
Таким образом, во взаимоотношениях тренеров со спортсменами важная роль принадлежит тренеру.
Уровень развития позитивных качеств тренера — основополагающее условие доброжелательных взаимоотношений со спортсменами.
Главная роль тренера заключается в том, чтобы он сделал все возможное, чтобы спортсмены верили в свой успех — эффективный тренер верит в себя и в успех своих спортсменов.
Спортивный тренер — главное действующее лиц спортивного состязания.
О его роли, ответственности за выполняемую работу говорит народная мудрость, что выигрывает команда, а проигрывает тренер.
Тренер — режиссер-постановщик, организатор, администратор, педагог, психолог и воспитатель.
Библиографический список
-
Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c. -
Стукало Л. М., Роль тренера в психологичской и педагогической подготовке спортсменов к соревновательной деятельности,2017. – 125 с. -
Чернов И.В., Ревунов Р.В. Организация учебно-тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжёлой атлетики). М.: Лань, 2019. 104 с. -
Федотова, Е.В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта / Е.В. Федотова. - М.: СпортАкадемПресс, 2017.- 995 c. -
Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 232 c.
Приложение 1
Приложение 2
Анкета