Файл: Лукина Роза Александровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лукина Роза Александровна

Оглавление




1. Актуальность опыта 3

2.1. Понятие педагогического сопровождения 4

2.2. Специфика деятельности учителя, как классного руководителя, в педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе 8

3. Технология реализации идей 11

3.1. Разработка и внедрение воспитательной программы в воспитательно-образовательный процесс с учетом возможностей детей с ОВЗ в общеобразовательном классе 12

3.2.Педагогическая технология 14

4.Результаты реализации программы воспитательной работы в педагогическом сопровождении учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе 16

Библиографический список 28


1. Актуальность опыта


В настоящее время в системе образования наблюдается тенденция к полной инклюзии (включении) учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные школы.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ с нормально развивающимися детьми признаётся одной из стратегических задач развития специального образования, предусматривающей создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, воспитания и обучения, коррекции нарушений развития, социальную адаптацию. Такое образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни классного коллектива и школы.

Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Оно направлено на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения [6].

Проблемы, связанные с воспитанием, адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья в новых условиях, развитием личностных характеристик, межличностных отношений в процессе обучения все еще не нашли своего решения. Особое значение приобретают вопросы педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, обучающимися в одном классе, но имеющими разный уровень развития.


Теоретической основой работы явилось: концептуальные положения гуманистической педагогики о социальной ценности личности, о необходимости включения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство; концепция о педагогической поддержке Газмана О.С., Крыловой Н.Б., Казаковой Е.И., Михайловой H.H., Юсфина С.М. и других.

Анализ научной литературы и опыта работы образовательного учреждения позволил выявить следующее противоречие между включением детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду и уровнем подготовленности педагогов обучать и воспитывать таких детей в одном классе. Передо мной встал вопрос: как обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного класса.

Тема: Воспитательная программа классного руководителя как средство педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного класса.

Цель работы: Организация педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии для успешной социализации ребенка.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы педагогического сопровождения и специфики работы классного руководителя в общеобразовательном классе с детьми с ОВЗ.

  2. Изучить уровень актуального развития учащихся класса.

  3. Разработать и внедрить воспитательную программу с учетом возможностей детей с ОВЗ в общеобразовательном классе.

  4. Оценить результативность реализации программы воспитательной работы в классе.


2. Теоретическое обоснование опыта
Главная идея работы заключается в том, что программа воспитательной работы классного руководителя, разработанная с учётом особенностей детей с ОВЗ, способствует развитию личности каждого учащегося и коллектива в целом.

2.1. Понятие педагогического сопровождения

В настоящее время в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенка в образовательном процессе. Особую популярность приобретает парадигма сопровождения. М.Р. Битянова отмечает, что их теоретический подход назван «парадигмой сопровождения» и подчеркнула при этом, что деятельность направлена на работу с объектом, так как внутренний мир ребёнка не может быть изменён помимо его воли и желания [2, 11].

По мнению М.М. Семаго определение понятия «сопровождение» имеет два методологических подхода. Понятие «сопровождение» в первом подходе

строится на общегуманистических принципах, предполагает проектирование образовательной среды, создавая благоприятные условия для каждого ребенка, с учётом возрастных нормативов, для его успешного обучения, по логике индивидуального развития учащегося, важность его потребностей, целей и ценностей. Во втором подходе понимание процесса сопровождения строится на поддержании деятельности ребенка в таких условиях, где оптимально успешно раскроется его личностный потенциал, без дезадаптации школьника [8, 9].

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, которое направлено на разрешение жизненных проблем последнего (М.М.Семаго).

Концепция сопровождения, как новая образовательная технология в нашей стране разрабатывалась Казаковой Е.И., которая выделила несколько источников создания отечественной системы сопровождения:

  • опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования;

  • опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую, медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверия», кризисные службы и т.д.);

  • многолетняя работа психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;

  • разработки координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных учреждений;

  • исследования различных крупных вузовских научных центров;

  • реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся;

  • опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, специальных педагогов и психологов [5].

Единая концепция сопровождения до сих пор не сложилась, логика развития данного подхода привела к осознанию и постановке вопросов работы с отдельными участниками образовательного процесса и условиями, в которых происходит их жизнедеятельность, развитие, обучение, воспитание, социализация. Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного образования, компетентностный подход определяют новые требования к принципам и методам педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для образования, сколько с самим образованием: его процессами и участниками.


Между методом сопровождения и процессом сопровождения происходит определенная связь. Под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:

  1. Диагностика сущности возникшей проблемы;

  2. Информация о сути проблем и путях ее решения;

  3. Консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

  4. Первичная помощь на этапе реализации плана решения [5].

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждения вляются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения; стремление к автономизации [10].

Педагогическая поддержка является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации. Это важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания, «мягкая» педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве [7].

Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, и самовоспитании, общении, образе жизни. Ключевое слово теории педагогической поддержки - проблема ребенка.

Педагогическое сопровождение помогает решать проблемы, связанные с самореализацией субъекта развития, которые не обязательно будут характерны для данного периода обучения, то есть предполагается, что помощь в решении проблемы может быть оказана только тогда, когда субъект развития сам заявит об этом

Педагогическое сопровождение строится на принципах: опережающего (превентивного) сопровождения, опоры на личностные достижения, которые реально есть у ребенка,
признания ценности внутреннего мира ребенка, ориентации на предоставление ребенку возможности самостоятельно делать выбор, «пребывания на стороне ребенка», непрерывности сопровождения, мультидисциплинарности, стремления к автономизации, индивидуального сопровождения, системного сопровождения.

Реализация развивающей функции образования обеспечивается педагогическим сопровождением с помощью комплексного использования следующих методов: рефлексии, системного анализа проблемного обучения (эвристического, исследовательского, проектов), осуществляемых в урочной и внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение связано с личностно-ориентированной технологией и личностной культурой взрослого.

Личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения школьников предполагает разработку содержания, средств, методов воспитательно-образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ребенка [11].

Педагогическое сопровождение предполагает диагностирование, консультирование, коррекцию, системный анализ проблемных ситуаций, программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса, координацию всех этих функций.

Таким образом, педагогическое сопровождение - это особая форма помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья, направленная на создание условий, способствующих снятию трудностей воспитания, обучения и вхождения в социум сверстников, адаптацией в новых условиях, развитием личностных характеристик, взаимоотношений с окружающими.

Для организации педагогического сопровождения педагогам общеобразовательных классов, обучающих детей с ОВЗ, необходимо знать не только их психологические особенности, но и специфику своей деятельности как классного руководителя.

2.2. Специфика деятельности учителя, как классного руководителя, в педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе

Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы реализуется в деятельности учителей, школьных психологов, логопедов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.