Файл: История конституционного развития России Истоки российского конституционализма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года.

То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 года, заключается в следующем. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена гл. 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституции республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР являлись полностью производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

Причины принятия Конституции РСФСР 1937 г

Принятие Конституции РСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма путём перехода от капитализма.


Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами.

1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

2. В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.

3. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП(б). Норма о партии была введена в конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР 1936 года устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.

4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства и др.

5. Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».


6. В Конституции РСФСР 1937 года более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

7. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции РСФСР 1937 года отражено ее собственное федеративное устройство. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

2.3 Конституция РСФСР 1978 года

Одним из наиболее интересных с правовой точки зрения этапов конституционного развития России в советский период выступает принятие Конституции СССР 1977 года и Конституции РФСР 1978 года. Предпосылками принятия указанных актов выступали[27]:

1) естественное отмирание вопросов подавления эксплуататорских классов и социальных групп, так как в обществе остались только трудящиеся классы и социальные группы (рабочие, крестьяне и интеллигенция);

2) целесообразность диктатуры пролетариата начала вызывать определенные вопросы, в том числе после развенчания культа личности И.В. Сталина;

3) экономика СССР, развивавшаяся на базе полного господства социалистической собственности, стала одной из самых мощных в мире;

4) в социальной сфере произошел рост уровня жизни населения, выравнивание условий жизни различных социальных слоев, повышение их общественной активности, в связи с чем возникла потребность расширения прав и свобод граждан с целью вовлечения их потенциала в развитие общества;

5) в сфере национальных отношений произошло выравнивание социально-экономического развития различных наций и народностей, рост интеграции в межнациональных отношениях;

6) для эффективного участия в международных отношениях, необходимо было изменение образа СССР в сторону социалистического государства с развитыми демократическими институтами и правами.

Таким образом, конституционное развитие нашей страны в рассматриваемый период времени перешло на новый этап в рамках советского периода, связанный с необходимостью закрепления обновленной модели социалистического общества. Как известно, указанная модель получила название государства развитого социализма, на что было косвенно указано в преамбулах к Конституциям 1977 и 1978 годов.


Применительно к Конституции РСФСР, следует сказать, что она, как и предыдущие подобные акты, во многом дублировала положения союзной Конституции. Так, в ней также был закреплен переход к модели общенародного государства, провозглашено полновластие народа, указаны новые формы государственной собственности и так далее. В целом, оценивая данный конституционный акт, можно сделать вывод о том, что он являлся наиболее демократическим по своей сути среди всех советских конституций. Об этом свидетельствуют такие его положения как[28]:

1) расширение перечня основных прав, свобод и обязанностей по сравнению с Конституцией РСФСР 1936 года;

2) увеличение количества институтов непосредственной демократии;

3) повышение роли профсоюзных и иных общественных организаций при принятии решений политического и экономического характера, а также в отношениях управления социалистической собственностью;

4) расширение круга полномочий органов государственной власти субъектов РСФСР;

5) единообразное закрепление ряда основополагающих правовых принципов, таких как принцип законности, принцип учета международного правового опыта и так далее;

6) расширение прав граждан и общественных организаций по участию в выборах представительных органов и другие.

На наш взгляд, стоит также выделить некоторые особенности рассматриваемой Конституции, отличающие ее от Основного закона СССР:

1) в преамбуле данного акта подчеркивалось единство РСФСР в союзе с другими республиками, а российский народ признавался неотъемлемой частью всего советского народа;

2) в Конституции 1978 года была более подробно определена компетенция входящих в состав РСФСР субъектов и их суверенные права, а также были введены новые положения, касающиеся статуса автономной республики, автономных областей и автономных округов;

3) полномочия высших органов государственной власти и управления РСФСР были расширены и более подробно закреплены (в сравнении с предыдущей Конституцией), а также была более подробно определена компетенция местных органов власти.

Таким образом, подводя итог всему советскому этапу конституционного развития России, можно сделать вывод о том, что конституционализм в нашей стране действительно прогрессировал. Скорость такого прогресса различно оценивается учеными: многие из них считают, что указанный процесс осуществлялся слишком медленно по сравнению с конституционным развитием других развитых стран, чему способствовал социалистический уклад российского общества, период так называемой "личной власти" И.В. Сталина, недостаточный учет зарубежного опыта при выработке конституционных актов. На наш взгляд, более близка к истина та группа ученых, которая оценивает указанный период как закономерный и естественно обусловленный.


Действительно, анализируя предыдущий, дореволюционный этап конституционного развития нашей страны, нельзя не заметить, что степень правовой сознательности большей части населения России не позволяла нагнетать конституционное развитие ускоренными темпами, так как необходимость этого процесса не осознавалась бы значительной частью российского народа. В этом случае искусственно принятый конституционализм нельзя было бы назвать правовым. В этом отношении мы согласны с М. Хеттихом, который считал, что если хотя бы треть общества возражает против предлагаемых социального и политическо-государственного устройства, отвергает Конституцию, то нельзя говорить о достижении базового консенсуса в таком общества[29]. В рассматриваемых нами условиях указанные обстоятельства в принципе не могли быть соблюдены, а конституционное развитие можно было с уверенностью назвать неестественным.

Здесь не стоит забывать, что правовая сознательность российского народа после 1917 года еще длительное время оставалась на уровне дореволюционной России, поэтому и совершенствование конституционных институтов осуществлялось так долго. Политика руководящей партии и личности отдельных советских государственных вождей также имели достаточно высокое значение, но об отставании, на наш взгляд, здесь речи не идет.

Конституционное же развитие в советский период вначале было обусловлено радикально-революционными настроениями, господствующими как на уровне властных структур, так и в обществе в целом, затем определялось руководящей ролью Союза Советских Социалистических Республик и, в конечном итоге, пришло к естественной демократизации. Стоит отметить, что последняя Конституция РФСР вкупе с последней советской конституцией создала предпосылки для модернизации модели социализма, а в дальнейшем и радикального переустройства советского общества. На завершающем этапе советского периода конституционного развития России отечественный законодатель все же подошел к пониманию конституционализма в современном его варианте. А.Г. Пархоменко определяет его как "движение к правовому конституционному государству, в котором конституция (основной закон) закрепляет основные принципы демократического конституционного строя"[30]. Последующие изменения государственного строя в России подтвердили представленный выше тезис.