Файл: История конституционного развития России Истоки российского конституционализма.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 389
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Конституционное развитие России до 1917 года
1.1 Истоки российского конституционализма
1.2 Конституционализм в России 1905–1917 годов
2. Советский период в конституционном развитии России
2.1 Первая советская конституция и нормативные акты конституционного значения
2.2 Конституции РСФСР 1925 и 1937 годов
2.3 Конституция РСФСР 1978 года
3. Современный этап конституционного развития Российской Федерации
3.1 Конституционные реформы 1988–1993 годов
3.2 Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия
Введение
Россия как единое государство имеет давнюю, более чем пятисотлетнюю историю, тогда как понятие конституционализма представляется сравнительно новым для государственного устройства нашей страны. При этом, не смотря на то, что первые конституционные институты начали формироваться лишь в период первой русской революции 1905 – 1907 годов, отечественными учеными все же высказывается идея о том, что конституционное развитие России началось гораздо раньше этого срока. В этом отношении под конституционализмом, как правило, понимается специфическое представление о модели справедливого устройства государства и общества, которое с развитием каждого государства меняется и дополняется[1].
Надо сказать, что конституционное развитие России не завершилось принятием ныне действующей Конституции от 12 декабря 1993 года. Данный вопрос актуален и сейчас. Буквально несколько лет назад проблема изменения Конституции РФ была широко обсуждаема как на уровне федеральных государственных органов, так и на уровне общества, а количество публикаций на эту тему в средствах массовой информации было весьма значительным. Не стоит также забывать, что сравнительно недавно, в 2008 году действующая Конституция претерпела изменения в части сроков исполнения полномочий отдельных высших органов государственной власти.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют утверждать, что конституционное развитие Российской Федерации продолжается и сейчас. При этом, на наш взгляд, в данный процесс должны включаться не только такие важнейшие события как принятие конституционных актов, становление новых конституционных институтов, но и косвенный процесс формирования и укрепления ранее не существовавших общественных тенденций, которые, в свою очередь, и приводят к указанным событиям. Своевременный учет и оценка назревших изменений в общественном сознании позволит отечественному законодателю принимать правильные решения и вовремя преодолевать негативные тенденции.
По мнению некоторых ученых, становление конституционализма в современной России происходит в условиях одновременного действия, борьбы и переплетения различных, в том числе и противоположных, тенденций в развитии государства[2]. Не смотря на достаточно активное развитие данного института в советский период и основательный подход к созданию новой российской Конституции, конституционализм остается для Российской Федерации сравнительно новым, не до конца изученным явлением, несущим на себе отпечаток исторического прошлого нашей страны. На наш взгляд, именно учет предыдущего конституционного опыта России поможет нашей стране преодолеть сложившиеся негативные тенденции и направит конституционное развитие в оптимальное, демократически обусловленное русло.
Определяющее значение в этом отношении будет иметь подробное и последовательное изучение конституционного прошлого России. Не смотря на достаточное внимание к этой проблеме в научной среде, мы все же склонны считать этот вопрос актуальным и для современного конституционного права, так как практика показывает, что дореволюционный и советский период конституционного развития РФ слабо учитывались законодателем при подготовке Конституции 1993 года и не используются в наши дни при принятии федеральных и федеральных конституционных законов. Вместо этого, современная Конституция рецепирует международный опыт, что, однако, не позволяет учитывать национальную правовую специфику.
Настоящая работа делится на части в соответствие с общепринятым в науке разделением конституционного развития России на этапы. Однако стоит отметить, что последний, современный этап далеко не всегда указывается отечественными учеными в качестве вехи развития российского конституционализма. Мы склонны считать этот факт упущением, в связи с чем, в третьей главе курсовой работы будет произведен анализ и этого этапа.
Основной целью данной научной работы, поставленной нами в начале подготовки к ее написанию, было насколько это возможно глубокое исследование основных этапов конституционного развития России с характеристикой наиболее важных в этом отношении нормативно-правовых актов. Во исполнение вышеуказанной цели нами было выделено несколько задач, подлежащих разрешению в ходе написания курсовой работы:
1) определение истоков конституционализма в России;
2) указание особенностей формирования первого реального конституционного опыта в дореволюционной России;
3) рассмотрение характерных черт советских конституций и иных актов конституционного значения;
4) выделение тенденций конституционного развития РСФСР;
5) отражение особенностей конституционных реформ в переходный период 1988 – 1993 годов;
6) изучение истории принятия ныне действующей Конституции РФ от 12 декабря 1993 года и определение ее особенностей.
В ходе осуществления научного исследования по выбранной теме, нами были решены все вышеуказанные задачи и достигнута основная цель, поставленная в начале этого исследования.
Что касается источников и литературы, проанализированных нами в ходе написания курсовой работы, то, помимо учебной литературы, нами были использованы также монографии и научные статьи, среди которых особо хотелось бы выделить "Российский конституционализм" О.Е. Кутафина, "Конституционное развитие в современном мире" Р.В. Енгибаряна и "Конституционное развитие дореволюционной России" А.М. Осавелюка. Основными же источниками явились конституционные акты, принятые на территории России в различные этапы ее исторического развития.
1. Конституционное развитие России до 1917 года
1.1 Истоки российского конституционализма
Как известно, наиболее ранней, но все еще действующей конституцией является Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года, хотя мировой конституционализм знает и более ранние конституционные акты, такие как Статут Великого Княжества Литовского 1529 года или Конституцию Филиппа Орлика 1710 года. Что касается России, то в отношении начала ее конституционного развития ученые расходятся во мнениях.
Так, В.А. Лебедев указывает, что первые конституционные идеи и проекты появились в России лишь в ХVIII веке[3]. Некоторые же ученые относят первый опыт российского конституционализма к 1730 году, когда верховниками была предпринята попытка создать cословную конституцию, ограничивающую самодержавную власть посредством представительного органа и дающую дворянству сословные права, в связи с чем императрицей Екатериной II даже была созвана Уложенная комиссия[4].
Как бы там ни было, наиболее известными первыми конституционными проектами являются работы графа Н.И. Панина, А.Р. Воронцова. Внимание указанным вопросам также уделяли С.Е. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ф.В. Кречетов. Дворянское сословие в конце ХVIII – начале ХIХ веков все больше начинает склоняться к идеям конституционной монархии, ограниченной парламентом, республиканского обустройства России, отмены крепостного права, развития местного самоуправления и так далее.
Наиболее известным проектом конституционного акта того времени, утверждавшим идею республиканской формы правления на территории России, является "Русская правда" П.И. Пестеля. Кроме того, в этом отношении также примечателен проект Н.М. Муравьева, утверждавший федерацию в качестве формы российского территориального устройства.
Начало ХIХ века ознаменовалось декабристским движением, многие участники которого также активно принимали участие в развитии идей конституционализма и разрабатывали собственные проекты конституционных актов. Эти действий осуществлялись, по большей части, в рамках соответствующих тайных обществ и практически не оказывали реального влияния ни на власть, ни на большую часть народа России. Кроме того, лидеры этого движения, как правило, имели слабое представление о традиционных, глубинных основах российского общества, а в качестве основного способа достижения выработанных ими целей чаще всего видели радикальные революционные преобразования[5].
Стоит отметить, что поначалу официальная власть также поддерживала идеи конституционного реформирования. Так, Александр I не только даровал конституцию Царству Польскому, но и присягнул ей. Отдельные законодательные акты того времени свидетельствуют о стремлении императора обеспечить неприкосновенность личности и частной собственности, смягчить уголовное законодательство.
Именно в этот период разрабатывались знаменитые конституционные проекты Н.Н. Новосильцева и М.М. Сперанского. При этом проект последнего представляет наибольшее значение. В нем решалось три основные задачи[6]:
1) обоснование необходимости замены самодержавного правления конституционно-правовым государством;
2) введение института разделения властей;
3) определение соотношения прав, свобод и обязанностей личности.
Рассматриваемый важнейший этап конституционного развития России, как ни странно, был прерван именно выступлением декабристов от 14 декабря 1825 года, после которого доверие официальной власти к ним было безвозвратно утеряно, а отдельные инициативы конституционного характера перестали поддерживаться царской властью.
Однако к конституционным проектам все же вернулись в период правления Александра II. Многие авторы отмечают, что именно со второй половины XIX века начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Указанный процесс проходил достаточно медленно и сопровождался нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. Наиболее известным проектом Основного закона того времени является проект М.Т. Лорис-Меликова от 11 апреля 1881 года.
1.2 Конституционализм в России 1905–1917 годов
Исходя из анализа конституционного развития России до 1905 года, можно сделать вывод о том, что российский конституционализм вполне может быть истолкован как внутрисистемный реформизм, имевший целью преобразовать самодержавие в правовое государство. При этом под конституционализмом следует понимать многомерное явление государственной и общественно-политической жизни, принимающее различные формы и содержание в зависимости от конкретно-исторических условий[7]. Более активные, в сравнении с предыдущим этапом, действия в данной области были предприняты в дореволюционной России поле 1905 года.
Первым в этом отношении актом является Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, принятый императором Николаем II 17 октября 1905 года. Данный документ провозглашал "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов"[8]. Таким образом, Манифест являлся первым официальным российским документом о гражданских свободах.
Надо сказать, что пункт 2 Манифеста также предусматривал необходимость создания бессословного законодательного органа, Государственной думы, так как устанавливал возможность привлечения к участию в Думе тех классов населения, которые были лишены избирательных прав, "предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку"[9].
Можно утверждать, что Манифест по большей части вводил основы конституционализма на официальном уровне, что способствовало началу развития последнего. Некоторые авторы даже связывают возникновение самого процесса конституционного развития России именно с принятием этого рассматриваемого Манифеста[10].
Вторым важнейшим конституционным актом того периода является Свод основных государственных законов 1906 года и, прежде всего, "Учреждение Государственной думы", "Учреждение Государственного совета", "Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов" и так далее. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему при сохранении сильной власти царя. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный только перед ним. Для избрания Государственной думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента[11].
Указанный период неоднозначно оценивается в научной литературе. Многие ученые воспринимают его положительно, отмечая реальные положительные сдвиги в конституционном развитии России. Другие же оценивают Манифест и Основные законы как своеобразный "мнимый конституционализм", так как императорская власть в целом сохраняет свои самодержавные позиции[12]. Мы согласны с первой группой ученых, так как считаем, что осуществление конституционного развития невозможно без реальных шагов в данной области на уровне официальной власти.