Файл: 2. 1 Детство Александра Начало правления Александра.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Александр I Благословенный»
Содержание

1.Введение………………………………………………………………….3-5

2.Основная часть

2.1 Детство Александра………………………………….…………5-9

2.2 Начало правления Александра……………………………….9-15


2.3 Роль Александра в войне с Наполеоном. ..………………….15-20

2.4 Роль русского императора в решении судеб Европы ……..20-22

2.5 Последние годы правления Александра …………………..22-23

3. Заключение…………………………………………………………….23-24

4. Список литературы…………………………………………………….25

5. Приложения………………………………………………………………26-28

Введение

Последнее 400-летие русской истории связывают с династией Романовых.

Наивысший подъем Российского государства приходится на первую четверть 19 века. Это связано с исторической победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Все страны Европы приветствовали победительницу. России не было равных по силе в эту эпоху. Именно в данный период нашей истории царствовал Александр 1.

Александр I – одна из самых загадочных фигур в русской ис­тории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, со­временники и нынешние исследователи, – для многих он так и остал­ся «неразгаданным Сфинксом». Научной биографии этого само­держца нет в исторической литературе советского периода, ему посвящено лишь несколько брошюр. За рубежом личность и правление Александра I, неразрывно связанные с важнейшими событиями истории Европы первой четверти XIX века, вызыва­ют все возрастающий интерес, и зарубежными авторами написа­но о нем несколько работ. В данной работе я использовала труды Карамзина Н.М., Ключевского В.О., Соловьева С.М., Витте С.Ю., из зарубежных – Труайя А., который признан на Западе знатоком русской литературы и истории.

Актуальность исследования обусловлена рядом следующих обстоятельств: 
значимостью происходивших в период правления императора Александра I кардинальных изменений в организационной структуре государственного аппарата;


необходимостью в переосмыслении роли Александра I в решении важных государственных вопросов с целью формирования более полного и объективного представления о личности императора, внесшего значительный вклад в развитие русской армии и тем самым существенно укрепившего авторитет России на мировой арене; 

недостаточностью изученности деятельности Александра I в сфере военного строительства, что существенно ограничивает научные знания о проводимых в начале XIX в. преобразованиях в русской армии, вполне сопоставимых с военной реформой Петра Великого; 

важностью для современного российского общества изучения этой страницы отечественной истории.

До сих пор для многих людей остается проблемным вопросом: кто он – Александр I? Человек, не умеющий выражать собственной воли и часто меняющий свой нравственный облик в зависимости от того, где и с кем находился, или разумный и дальновидный самодержец, радеющий о благе своей Родины и народа.

В данной работе я выдвигаю следующую гипотезу: Александр I – единственный монарх Европы – человек на троне.

Цель моей работы состоит в том, чтобы оценить личность Александра I как политического деятеля. Поэтому в данной работе я постараюсь решить такие задачи, как:

– выяснить, какие факторы влияли на формирование личности Александра I;

– определить роль Александра I в войне 1812 года;

– рассмотреть причины, которые способствовали изменениям в политике во второй период царствования Александра I и саму внутриполитическую деятельность;

– выяснить, в чем состояла заслуга и в чем причины неудач Александра I. Для решения этих задач использовала методы:

– изучение исторической литературы;

– сравнение воспоминаний современников об императоре;

– знакомство с публикациями СМИ.

Практическая значимость данной работы заключается в предоставлении разносторонней оценки правления одного из ярких представителей монархов династии Романовых Александра I. Работа может быть использована в курсе изучения отечественной истории и воспитания молодых граждан.

Основная часть

Детство Александра

12 (23) декабря 1777 году у счастливой семейной пары – Великого Князя Павла Петровича и его супруги – Марии Федоровны родился первенец. Но родительское счастье именно фактом рождения младенца и ограничилось. Екатерина Вторая не только сама дала имя ребенку – Александр, в честь святого Александра Невского и героического Александра Македонского, но и отняла сына у родителей, так как не считала их способными воспитать Наследника Престола.



Разум и природа были призваны в главные воспитатели Александра с целью воспитать его в принципах естественной добродетели.

Гувернанткой маленького Александра становится генеральша Софья Ивановна Бенкендорф, няней – англичанка Прасковья Ивановна Гесслер, женщина опрятная и энергичная.

«Господин Александр», «будущий венценосец», как величает его Екатерина в своих письмах, спит в помещении с открытыми окнами, чтобы привыкнуть к шуму, и ежедневно принимает холодную ванну в комнате, где температура не превышает 15°. Екатерина вникает во все детали этого спартанского воспитания.

27 апреля 1779 года, когда Александру было полтора года, рождается его брат Константин. Когда цесаревичи чуть подросли и смогли играть друг с другом, Константин, по желанию императрицы, перекочевал в комнату брата и стал с ним неразлучен.

Екатерина Великая настойчиво проводила в жизнь свой план воспитания, невзирая на то, что это вызывало нараставшую раздражительность в Павле. В дело воспитания внуков Екатерина вложила много ума, сердца и любви: она дала русскому обществу наглядный курс педагогики и школьной гигиены, написала для внуков "Бабушкину азбуку", в которой были заложены принципы «естественной разумности, здорового быта и свободы человеческой личности»; немало рассказов-басен (о Февее, Хлоре), "Записки, касающиеся русской истории".

Результаты бабушкиного воспитания сказались очень скоро. С малолетства введенный в круг основных жизненных понятий, Александр рано начал думать о смысле жизни вообще и своей в частности. Его детский ум тревожили недетские вопросы. Уже в три с половиной года он настойчиво требовал ответить ему, "отчего люди на свете и зачем он сам явился на свет". Сердце его начало формироваться так же рано, как и ум. Он был начисто лишен свойственной детям неосознанной жестокости. "У него слезы на глазах, – умилялась императрица, – когда он думает или видит, что у него ближний в беде".

Шестилетний Александр, как губка, впитывал в себя наставления, содержавшиеся в бабушкиных сказках, специально для него написанных. Он уже мыслил самостоятельно и умел делать выводы из услышанного, недаром Екатерина однажды обмолвилась, что он "сам себя воспитывает". 
Когда Александру исполняется шесть лет, а Константину пять, Екатерина удаляет нянек и гувернанток и передает воспитание мальчиков мужчинам.


Законоучителем и духовником Александра и Константина был назначен протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский.

Генерал-майор Александр Яковлевич Протасов состоял при великом князе Александре в звании придворного кавалера, то есть воспитателя. Он осуществлял постоянный надзор за поведением воспитанника.

Учить великих князей русской словесности, истории и нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, весьма образованный человек и известный писатель либерально-политического и сентиментально-дидактического направления.

Естественнонаучный цикл преподавали выдающиеся ученые того времени: известный ученый и путешественник, академик  Пе́тер Симо́н Паллас – "натуральную историю", российский астроном, физик Ло́гин Ю́рьевич Крафт – экспериментальную физику; изучением математики руководил полковник Массон.

Наконец, общий надзор за поведением и здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Николаю Ивановичу Салтыкову.

Но главным воспитателем Александра был специально приглашенный для этого Екатериной II в Россию швейцарец Фредерик Сезар Лагарп. Якобинец по убеждениям. Он воспитывал Александра на протяжении одиннадцати лет. Знакомя Александра с отвлеченными понятиями о естественном равенстве людей, предпочтительности республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о “всеобщем благе”, к которому должен стремиться правитель, Лагарп при этом тщательно обходил реальные язвы крепостнической России. Более всего он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Рассказывают, что по совету Лагарпа Александр вел журнал, куда записывал все свои проступки. В 1815 г. Александр удивит своего адъютанта А. Я. Михайловского-Данилевского сокровенным признанием: «Если б не было Лагарпа, то не было бы и Александра».

Несмотря на подбор блестящих преподавателей, Александр не получил основательного образования. Воспитатели отмечали в своем ученике нелюбовь к серьезному учению, медлительность, леность, склонность к праздности. Он не умел сосредоточиться. Мало читал; обладая незаурядным умом, быстро схватывал всякую мысль, но потом так же быстро ее забывал.

Действенной школой его воспитания была атмосфера враждующих между собою “большого двора” Екатерины II в Петербурге и “малого” – Павла Петровича в Гатчине. Необходимость лавировать между ними приучила Александра, по выражению историка В. О. Ключевского, “жить на два ума, держать две парадные физиономии”, развила в нем недоверчивость и осторожность. Роскошь и утонченные салонные разговоры не могли скрыть от него закулисную, неприглядную жизнь двора его державной бабки. Он видел и непривлекательность грубых гатчинских порядков, презрение Екатерины и ее придворных к “малому двору” в Гатчине, слышал недвусмысленные высказывания своего отца об “узурпации” Екатериной его прав на престол.


Тогда-то и сложилась личность Александра, вызывавшая разноречивые оценки и суждения как современников, так и позднее историков. Александр I был личностью сложной и противоречивой. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений.

Все, кто писал об Александре, отмечали его мягкость, скромность, любознательность, большую впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние, набожность и мистицизм в конце жизни, а из отрицательных качеств – робость и пассивность, праздность и леность мысли, нелюбовь к систематическим занятиям, способность быстро загораться и быстро остывать.

Александра при дворе называли «Загадочный Сфинкс». Высокий, стройный, красивый молодой человек с белокурыми волосами и голубыми глазами. Свободно владел тремя европейскими языками.

В 1793 г., когда Александру еще не исполнилось и 16 лет, Екатерина II женила его на 14-летней баденской принцессе Луизе, нареченной в православии Елизаветой Алексеевной. Женитьба положила конец учебным занятиям Александра.

В 1796 году Екатерина Великая умирает и российский престол занимает Павел Петрович, отец Александра. Историки утверждают, что перед смертью императрица Екатерина II хотела составить завещание, по которому на российский престол должен был взойти ее внук Александр, в обход прав сына и законного наследника, Павла.

Став императором, Павел I назначает сына военным губернатором Петербурга, шефом лейб-гвардии Семеновского полка, инспектором кавалерии и пехоты, позже – председателем военного департамента Сената. О своем положении будущий император говорил, что выполняет «обязанности унтер-офицера». Александру постоянно приходилось доказывать собственную лояльность престолу и скрывать свое отношение к отцовской политике.

Начало правления Александра

В марте 1801 г.  Павел I погиб при невыясненных загадочных обстоя-тельствах. В качестве официальной версии назван эпилексический удар.

Александр унаследовал трон. Цесаревич шел к престолу не особенно гладкой тропой. Его не вовремя оторвали от матери, превратили в преждевременного политика и философа, едва начавшего развиваться студента преобразили в незрелого семьянина, а тихое течение семейной жизни и недоконченные учебные занятия прерывали «развлечениями легкого эрмитажного общества, а потом казарменными тревогами, гатчинской дисциплиной».