Файл: Практическое задание 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 24

В чем заключается необходимость обследования моторных функций при психолого-педагогическом обследовании, в частности при коррекции речевых проблем?

Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Объектом обследования моторных функций является состояние произвольной двигательной сферы. Предметом – различные приемы и методы обследования моторной сферы. К задачам обследования относятся выявление состояния произвольной общей, тонкой, мимической и речевой моторики у детей с речевыми нарушениями. Необходимо рассмотреть научное обоснование обследования моторной сферы как одной из важных составляющих комплексного педагогического обследования детей с речевыми проблемами. Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. И. М. Сеченов отмечал, что всякое ощущение по природе смешанное, к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими. Физиологи придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И. П. Павлов отмечал, что речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит, одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М. М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более 7 интенсивно, но и ока-зывается более совершенной. Взаимосвязь между
развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Ведерникова Александра Игоревна