Файл: мчс россии федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе на тему: «МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций»
В настоящий период времени, когда национальная безопасность Российской Федерации находится под угрозой, особенно важным становится организовать деятельность Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий так, чтобы дать надлежащий отпор, возникшим угрозам и сохранить безопасность граждан и страны в целом.

Наличие в России специализированных структур, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, одновременно обеспечивающих реализацию стратегических направлений действий в данной области, в том числе, во взаимодействии с другими органами власти и объектами и организациями, вполне оправдано, поскольку обеспечивает достаточную устойчивость всего общества к чрезвычайным ситуациям. Специфика деятельности данных структур определяется необходимостью принятия и эффективного исполнения в короткие сроки управленческих решений, направленных на минимизацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, которые по своей природе могут быть разнообразны.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) решает широкий круг задач в области безопасности жизнедеятельности населения и участвует в обеспечении национальной безопасности. Реализация этих задач позволяет улучшить не только показатели благополучия граждан, но и показатели социально-экономического развития государства. Обеспечение минимальных рисков для людей и социальной инфраструктуры способствуют притоку инвестиций, которые обеспечивают рост экономики и социальной сферы.

Нормативные правовые акты МЧС России подразделяют:

1) природные чрезвычайные ситуации на:

- опасности (биологические, космические);

- явления (геологические, геофизические, гелиогеофизические, гидрологические, метеорологические, морские гидрометеорологические, в лесах);

2) техногенные чрезвычайные ситуации на:


- аварии (гидродинамические, транспортные, радиационные, на системах жизнеобеспечения, с разливом (выбросом) нефти, нефтехимических продуктов, с выбросом (просыпом, проливом) патогенных для человека микроорганизмов, выбросом (сбросом) опасных химических веществ);

- взрывы (в том числе с последующим горением) и (или) разрушения (обрушения) в зданиях и сооружениях.

Одним из основных отраслевых целеполагающих документов стратегического планирования сферы ответственности министерства является Стратегия развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года1.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о МЧС России2.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, является одной из основных задач.

Материально-техническое обеспечение системы МЧС России – это своевременное и полное обеспечение техникой и имуществом по установленным нормам (штатам, табелям) региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры), органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации и учреждений

3.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ставит перед собой следующие задачи4:

  • реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

  • осуществление мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами страны;

  • осуществление нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

  • осуществление управления в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;

  • осуществление сбора и обработки информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информации.

Требования органов государственного управления зависят от особенностей субъекта Федерации и его муниципальных образований, но существует ряд общих положений, которые следует считать универсальными. Эти положения можно сформулировать в виде перечня функциональных задач, решаемых при помощи системы связи МЧС России:

      • оперативное предоставление всем должностным лицам, список которых утвержден заранее, информации о возникших нештатных ситуациях или потенциальных угрозах;

      • поддержка работы Системы-112 для организации эффективной работы экстренных оперативных служб;

      • бесперебойное функционирование общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) как составной части Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), предназначенной для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера;

      • взаимодействие Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) с ситуационными центрами, созданными органами государственного управления и предприятиями повышенной опасности, с возможностью проведения сеансов видео-конференц-связи и обмена другой информацией;

  • отображение актуальной информации на специально установленных уличных экранах, а также в средствах массовой информации, используя, в частности, возможности «бегущей строки».


В последние два года роль МЧС России стала еще более значимой на международном и национальном уровнях, когда мир захлестнула эпидемия новой коронавирусной инфекции, последствия военной операции на Украине.

Специалисты министерства были задействованы в многочисленных мероприятиях по доставлению вакцины, грузов гуманитарной и продовольственной помощи, медицинского оборудования в различные государства, обработке социально значимых объектов в России и за рубежом, оказанию психологической помощи, развёртыванию госпиталей, тушению пожаров в самых отдаленных государствах мира.

Таким образом, в законодательстве не отражены вышеперечисленные определения, а деятельность МЧС России сегодня связана с выполнением многочисленных разнообразных задач государства, в том числе международного характера, поэтому целесообразным представляется внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, которые должны полностью отражать весь объем деятельности указанного органа власти.

По результатам исследования определены основные проблемы МЧС на современном этапе развития.

Первая проблема — дефицит кадров. Например, численность боевого расчета на пожарном автомобиле составляет два-три человека вместо шести. Решение кадровых проблем видится в повышении заработной платы и престижа службы в МЧС России5.

Следующей проблемой является низкий уровень материально – технического оснащения спасателей и пожарных.

Проблема коррупции в органах МЧС России.

Проблема правового регулирования взаимодействия МЧС с добровольческими организациями.

Для развития и совершенствования нормативной правовой базы в области добровольческой (волонтерской) деятельности необходимо:

  • установить перечень видов работ, проводимых добровольцами (волонтерами) при участии в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • разработать и утвердить алгоритм привлечения добровольных

  • пожарных и добровольцев (волонтеров) к проведению поисково-спасательных работ и другим неотложным работам;

  • установить обязательные требования к оснащенности подразделений добровольной пожарной охраны и профессиональной подготовке их

  • участников, уставными задачами которых предусмотрено тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.




Список использованной литературы


  1. Указ Президента РФ от 16 октября 2019 г. N 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 октября 2019 г. N 42 (часть III) ст. 5892

  2. Аюбов Э.Н. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Монография / МЧС России / Э.Н. Аюбов, Н.В. Твердохлебов, А.Ф. Хоруженко. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. – 204 с.

  3. Баринов, М. А. МЧС России в системе обеспечения общественной безопасности / М. А. Баринов, И. В. Андреев, Е. С. Сафонова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. – 2018. – № 1(38). – С. 41-44.

  4. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo (дата обращения: 26.11.2022)

1 Указ Президента РФ от 16 октября 2019 г. N 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 октября 2019 г. N 42 (часть III) ст. 5892

2 Баринов, М. А. МЧС России в системе обеспечения общественной безопасности / М. А. Баринов, И. В. Андреев, Е. С. Сафонова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. – 2018. – № 1(38). С. 44.

3 Аюбов Э.Н. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Монография / МЧС России / Э.Н. Аюбов, Н.В. Твердохлебов, А.Ф. Хоруженко. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. С. 31.

4 Баринов, М. А. МЧС России в системе обеспечения общественной безопасности / М. А. Баринов, И. В. Андреев, Е. С. Сафонова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. – 2018. – № 1(38). С. 43.

5 Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo (дата обращения: 26.11.2022).