Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Теоретико-правовые положения национальной безопасности в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовые положения национальной безопасности в Российской Федерации
1.1. Понятие национальной безопасности
1.2. Правовое регулирование национальной безопасности
2. распределением Анализ связаны национальной целом безопасности более Российской первой Федерации
3.Анализ проблемы перспективы воздействие национальной безопасности Мурманской области
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в условиях международной нестабильности, сложных внутригосударственных социальных и экономических процессов, безопасность является важнейшим фактором не только развития, но и самого существования нашего государства.
Региональная безопасность – это безопасность конкретной сферы жизнедеятельности личности, общества, государства в России, а не вида деятельности (как, например, электроэнергетика, внешняя торговля и т.д.) или конкретного объекта материального мира.
Как любая сфера деятельности, региональная безопасность, являясь частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой, является, в свою очередь, комплексным институтом, который включает в себя элементы иных видов деятельности и самостоятельных сфер, безопасность которых обеспечивается в соответствии с российским.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что идеи правового государства для современных тоталитарных государств являются базовыми принципами, которые участвуют в формировании режима правового ограничения. Демократия не может существовать в отсутствие уважения к правам человека.
В конце декабря 2015 года Указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее – Стратегия), которая представляет собой базовый документ стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Стратегия стала совокупностью официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Предыдущая Стратегия информационной безопасности была принята в 2009 году, в совершенно иных условиях, и действовала 6 лет. С тех пор мир кардинально изменился. Глобальное информационное пространство и возможности скрытого трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения отдельными государствами и организациями геополитических, военно-политических, а также террористических, экстремистских и криминальных целей в ущерб стратегической стабильности и международной безопасности. Территориальное рассредотачивание пользователей национальных доменных зон в интернете выходит за рамки государственных границ, что позволяет преступникам избегать преследования и наказания за противоправные действия. Киберпреступники и кибертеррористы в некоторых странах создают больше проблем, чем обычный криминал. Проблема обеспечения национальной безопасности вызывает сегодня серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых и всех граждан Российской Федерации. Для общества осуществление государством защиты национальной безопасности очень значимо и важно.
Безопасность была и остается основой поддержания и реализации государственной независимости, защиты прав и свобод граждан страны, а также уверенного его развития в разных сферах жизнедеятельности.
Реализацию поставленных перед государством задач – повышения мобильности, обороноспособности, безопасности в широком понимании этого слова, – возможно осуществить только сочетанием совершенствования правового регулирования и управления в области обеспечения безопасности.
Национальная безопасность является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности людей, общества и государства, а деятельность компетентных субъектов и развитие законодательства в данной сфере должно рассматриваться как неотъемлемая часть государственной политики, то есть как одна из наиболее важных функций государства.
Объект исследования – правоотношения по защите национальной безопасности. Предмет – особенности правового регулирования защиты национальной безопасности в Мурманской области. Цель курсовой работы состоит в анализе понятия безопасности. В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие национальной безопасности;
- проанализировать особенности правового регулирования национальной безопасности;
- анализировать правовое регулирование безопасности Мурманской области;
- анализировать состояние безопасности в Мурманской области.
1. Теоретико-правовые положения национальной безопасности в Российской Федерации
Понятие силы и средства обеспечения национальной безопасности определены в Стратегии национальной безопасности, в которой говорится, что данные понятия образуют некую систему. «Силы обеспечения национальной безопасности» – Вооруженные Силы Российской Федерации, а также иные войска, воинские формирования и органы, федеральные органы государственной власти, принимающие непосредственное участие в реализации механизмов национальной безопасности, полагаясь на законодательство Российской Федерации.
На деле, в данном вопросе весомую роль играют органы абсолютно всех ветвей государственной власти. Так, их можно поделить на несколько групп:
1) органы, главные функции которых связаны с управлением в области обеспечения национальной безопасности (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации);
2) комитеты палат Федерального собрания Российской Федерации, которые занимаются вопросами безопасности (комитеты по безопасности в Государственной Думе, а также по вопросам безопасности и обороны в Совете Федерации);
3) органы, занимающиеся вопросами, связанными с выявлением и устранением внутренних, а также внешних угроз (органы законодательной, исполнительной, судебной властей).
К силам обеспечения национальной безопасности обязательно стоит относить федеральные органы исполнительной власти. Такие обязанности, как обеспечение суверенитета, территориальной целостности, устойчивого развития и обороны возложена на большинство органов исполнительной власти. Можно сказать, что именно органы исполнительной власти являются серьезным механизмом в обеспечении национальной безопасности, так как данными органами реализуется большинство вопросов в этой сфере, а многие из них созданы исключительно для обеспечения безопасности страны. К ним следует относить:
- федеральные министерства: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и т.д.;
- федеральные службы: Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и т.д.;
- федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и т.д.
Можно с уверенностью сказать, что Президент Российской Федерации играет решающую роль в деле обеспечения безопасности, так как в его подчинении находятся все органы исполнительной власти, призванные нести довольно большую нагрузку в реализации обеспечения главных видов безопасности. Президент Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации и федеральным законам определяет центральные положения внутренней и внешней политики государства, а также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Отметим, что главным координатором в обеспечении национальной безопасности стоит считать Совет безопасности. При этом, в Федеральном законе «О безопасности» отмечается, что Совет безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны и по другим вопросам обеспечения безопасности страны. В состав Совета безопасности входят:
- Председатель Совета безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации;
- Секретарь Совета безопасности Российской Федерации;
- постоянные члены Совета безопасности и другие его участники.
Деятельность Совета безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний. В ст. 2 Федерального закона «О безопасности» одним из центральных принципов указано взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами, а также положению ч. 4 ст. 4, указывающему, что граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности помимо органов государственной власти, в систему обеспечения безопасности необходимо включить также и институты гражданского общества. К ним стоит отнести: общественные объединения граждан, наделенные правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности. Не остаются в стороне и органы местного самоуправления, которые наряду с органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются отдельными субъектами представленной системы, которые имеют конкретные функции, а также право нормативного регулирования в рамках дозволенного ст. 12 Федерального закона «О безопасности».
1.1. Понятие национальной безопасности
Термин «национальная безопасность» вошел в современный официальный обиход в начале прошлого столетия. В 1904 году впервые этот термин употребил Президент Соединенных штатов Америки Теодор Рузвельт в своем послании к Конгрессу. Тогда интересами национальной безопасности глава государства обосновал присоединение зоны Панамского канала к территории США. С тех пор, термин «национальная безопасность» вошел в лексику периодической печати и постепенно стал широко использоваться в политической и научной сфере.
В России термин «национальная безопасность» вошел в научно-юридический и политический лексикон сравнительно недавно в последнее десятилетие новейшей истории страны. Так, под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Понятие национальной безопасности на сегодняшний день еще не исследовано в полной мере в науке. В течение длительного периода времени национальная безопасность в нашей стране отождествлялась с государственной безопасностью. Это объективно сужает ее прикладное пространство, за пределами которого проявляется безопасность народа, гражданского общества, интересов личности, семьи, различных социальных групп. Сейчас же главными субъектами национальной безопасности признаны общество и человек, и последняя рассматривается через призму их интересов.
Национальная безопасность – это социально-философская категория, в основе которой, с точки зрения ученых, находится устойчивое социальное развитие, обеспечивающее человеку достойную жизнь. Именно при таком подходе она будет защищать среду существования, интересы личности и общества, нравственные и духовные ценности. Именно при таком подходе она будет услышана, понята и поддержана самыми широкими слоями населения, станет общенациональным делом.
Для более глубокого понимания сути проблемы следует выяснить, что следует понимать под национальной безопасностью. В современном языке слово «национальный» используется для обозначения всего, что имеет отношение к государству – равно как и известные всем нам словосочетания «национальные интересы», «национальный бюджет», «национальный долг», и т.д. и т.п.
Безопасность, по мнению специалистов, в широком смысле слова – это «система условий и факторов, в которой страна и общество органично функционируют и развиваются по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды».
Принято считать, что основу национальной безопасности составляет физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности страны, высокий уровень дееспособности перед лицом внешних угроз, обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной жизни и развития. Национальная безопасность имеет политическую, экономическую, военную, социальную, правовую, информационную и духовно-нравственную стороны.
Подход размывания конституционных основ путем искусственного разграничения таких понятий, как «личность», «общество», «государство» в отрыве от конкретных правовых норм и механизмов их реализации был использован в Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1997 г., в которой говорится самым общим образом об обеспечении «безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Тем самым фактически провозглашается примат безопасности личности перед безопасностью общества и государства. Интересы личности при таком подходе определяют интересы общества и государства. Более того, государство, с точки зрения либеральных демократов, не в состоянии обеспечить безопасность личности, поскольку является для нее главным источником опасности.
Действующий Федеральный закон от 3 марта 1992 г. «О безопасности» также использует понятие «государственная безопасность». Главной особенностью Закона является то, что государственно-правовые начала пронизывают все три блока - личность, общество, государство. Только государство может определять приоритеты, соотношения различных видов безопасности, цели, исходя из государственных интересов.