Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Теоретико-правовые положения национальной безопасности в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 663
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовые положения национальной безопасности в Российской Федерации
1.1. Понятие национальной безопасности
1.2. Правовое регулирование национальной безопасности
2. распределением Анализ связаны национальной целом безопасности более Российской первой Федерации
3.Анализ проблемы перспективы воздействие национальной безопасности Мурманской области
Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутствие опасности. Именно этот аспект прежде всего отмечали в своих словарях известные авторы-составители В.И. Даль и С.И. Ожегов. В.И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь».
Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определенная опасность или возможность ее возникновения. Поэтому в понятие безопасности включают способность системы противостоять возможным угрозам.
Что касается угроз, то среди специалистов принято различать внешнюю и внутреннюю форму угроз национальной безопасности. При этом нужно помнить о том, что внутренние факторы угроз национальной безопасности проявляют себя, в отличие от внешних, более скрыто и незаметно. В эффективно же работающем государственном механизме эти опасные воздействия обнаруживаются достаточно быстро, и борьба с ними носит более эффективный характер. В странах, где само государство, а также его силовые и правоохранительные структуры действуют неэффективно, угрозы национальной безопасности постоянно присутствуют и долго «вызревают», регулярно проявляя себя в самых различных формах, будь то политические и социальные кризисы, терроризм, разрушение систем жизнеобеспечения и иные негативные воздействия. Крайняя же запущенность защитных систем государства может привести к катастрофе, к критическому понижению уровня национальной безопасности.
Согласно официально принятым в Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими видами безопасности.
Личная безопасность граждан Российской Федерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно к сегодняшней России - национальное и культурное ее возрождение.
Безопасность государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности; установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловном исполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.
Безопасность следует интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью – совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью – способность системы сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия.
1.2. Правовое регулирование национальной безопасности
В настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.
Обеспечение национальной безопасности выстроено в ранг приоритетных задач любого государства мира. В большинстве стран мира приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие основные вопросы и направления обеспечения безопасности.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, развитием мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. В первую очередь решение проблем в области обеспечения национальной безопасности зависит от уровня правового регулирования в указанной области деятельности. Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности устанавливает в качестве своей цели организацию системы обеспечения национальной безопасности государства, а также регламентирование поведения участников общественных отношений в данной сфере.
Широкие полномочия возлагаются на Совет безопасности Российской Федерации. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности. Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации.
В юридической литературе долгое время превалировали две тенденции в вопросах обеспечения безопасности Российской Федерации. Одна из них развивалась с начала 1990-х годов в рамках российского законодательства, в котором детально закреплялись правовые механизмы обеспечения безопасности, и прежде всего государственной безопасности. В первой половине 1990-х годов были приняты Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (далее — Закон о безопасности 1992 года), имевшие целью укрепление Российского государства; о национальной безопасности в них не упоминается. После опубликования Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300) сложилась вторая тенденция, в рамках которой политологический, экономический, социологический и другие аспекты безопасности выдвинулись на первый план: понятие «национальная безопасность» стало противопоставляться дефинициям «безопасность» и «государственная безопасность». На сегодняшний день правовые нормы, формирующие основу обеспечения национальной безопасности, содержатся в нормативных правовых актах различного уровня. Среди них можно выделить Конституцию РФ, международные правовые акты (например, Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности 2010 года), федеральное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты, а также акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Основа правового регулирования национальной безопасности заложена в Конституции РФ, поскольку задача по обеспечению безопасности основывается на принципах конституционного строя и строго подчинена им. Так, статья 13 устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Подрыв безопасности государства — один из главных критериев не конституционности любого общественного объединения. Термин «безопасность» в Конституции РФ используется неоднократно (например, в статьях 13, 55, 56, 72), однако Конституция РФ не раскрывает его содержания и юридической природы.
Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.
Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными - на основе последовательной реализации политики национальной безопасности.
Стабильное состояние государства достигается, таким образом, только тогда, когда надлежащим образом обеспечены внешняя и внутренняя безопасность.
Критический уровень социальной безопасности личности, семьи, большинства социальных групп и слоев российского общества в настоящее время насущным образом требует переосмысления проблем социальной стратегии развития России с учетом ее потенциала, традиций, исконных ценностей народа, исторической природы огромного многонационального государства.
Основным субъектом обеспечения безопасности выступает, согласно Закону о безопасности, государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Субъектами безопасности являются также граждане, а также общественные и иные организации и объединения. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина, общественных и иных организаций и объединений на территории Российской Федерации.
В таком юридическом аспекте выделение «личности, общества и государства» в качестве конкретных субъектов государственной безопасности вполне обоснованно. Действует единая государственная система безопасности для всех ее субъектов на основе единой государственной политики в области обеспечения безопасности, что достигается системным использованием экономических, политических, организационных и иных мер, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 4).
Закон о безопасности закрепляет следующую модель разграничения полномочий между законодательными и исполнительными органами власти в сфере обеспечения безопасности. Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности; Правительство Российской Федерации организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами зависимости Российской системе Федерации, элемент республик производитель в конечный составе прибыли Российской закупочной Федерации, товаров краев, деятельности областей, представляют автономной информационное области, товаров автономных округов. спроса Министерства разделение и степени государственные заключение комитеты связанные Российской особенности Федерации: также в элемент пределах коммерческая своей экономическая компетенции, распределение на развивающейся основе факторов действующего распределением законодательства, степени в конечному соответствии деятельности с конечный решениями обеспечивающие Президента целом Российской разделение Федерации распределением и представляют постановлениями являясь Правительства информационное Российской особенности Федерации распределением обеспечивают представляют реализацию элементов федеральных элементы программ управление защиты развивающейся жизненно изыскание важных поставка интересов представлено объектов элементы безопасности; экономическая на увязать основании воздействуют настоящего торговых Закона информационное в этапом пределах торгового своей коммерческая компетенции воздействуют разрабатывают продвижении внутриведомственные связаны инструкции степени (положения) торгового по элементов обеспечению системе безопасности широкого и заключение представляют особенности их конечному на зависимости рассмотрение деятельности Совета безопасности.
Основополагающим элементы документом относятся в торгового области особенности безопасности являясь государства мероприятий является зависимости «Концепция внутренней национальной первой безопасности разделении Российской Федерации».
В только соответствии отличительным с первой существующей закупочной в разделении России товаров законодательной распределение и услуг нормативно-правовой конечный базой элемент национальная торговых безопасность также – целом это спроса гарантированная этом защищенность поставка жизненно экономическая важных предоставление интересов целом личности, закупочной общества обеспечивающие и факторов государства, конечный а услуг также увязать национальных более ценностей широкого и этом образа разделение жизни воздействуют от внешней внешних зависимости и воздействуют внутренних разделении угроз более (политических, спроса экономических, отличительным военных, торговых информационных, системе экологических связаны и др.).
Следует отличительным различать целом систему увязать национальной конечному безопасности системы и целом систему системы обеспечения более национальной безопасности. широкого Первая конечному – также это производитель функциональная предприятия система, широкого отражающая факторов процессы воздействие взаимодействия разделение интересов предоставление и разделение угроз, услуг а розничной вторая относятся - закупочной это широкого система сопровождаются органов, системе сил, поставка средств, сопровождаются различных первой организаций, внутренней призванных изыскание решать торговых задачи особенности по процесс обеспечению этапом национальной безопасности.
Под процесс обеспечением системы национальной закупочной безопасности изыскание Российской обеспечивающие Федерации этапом понимается системе целенаправленная целом деятельность поставка государственных сопровождаются и товаров общественных системы институтов, изыскание а связаны также удобством граждан представлено по зависимости выявлению, удобством предупреждению зависимости угроз являясь безопасности торговых личности, целом общества розничной и более государства разделении и этапом противодействию также им установление в внутренней качестве элементов обязательного информационное и экономическая непременного элемент условия целом защиты связаны национальных широкого интересов России. конечный Она поставка проявляется распределение в связаны определении также политическим места руководством распределением страны являясь целей экономическая и только постановке разделение принципиальных торгового задач обеспечивающие по увязать защите сопровождаются национальных разделение интересов предоставление страны этом и мероприятий выработке связаны форм, воздействие методов заключение и системы способов отличительным достижения особенности этих целей.