Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
Введение
Знание и информация всегда считались обязательными компонентами жизнедеятельности человека, поскольку они являются средством освобождения от влияния стихийных сил и основой формирования личности.
Сейчас понятие «знание» вкладывается другой смысл – это центральный фактор социального и технического прогресса. Более того, знание можно использовать для производства нового знания.
В настоящее время, когда наблюдается переход к информационному обществу, любая организация использует информацию для повышения эффективности, занимается стимулированием инноваций и укреплением конкурентоспособности. Информация в обществе превратилась в предмет массового потребления.
С появлением вычислительных сетей, объединявших компьютеры, появилась потребность в переложении полномочий решения ресурсоемких задач на сверхмощные компьютеры. Таким образом, компьютеры-мейнфреймы подвергаются нагрузке, в результате чего пользователи получают решение высоко-сложных задач.
Поскольку стали появляться достаточно высокопроизводительные ПК, то произошел упадок мейнфреймов. Однако сама концепция распределения нагрузки осталась популярной последнее время, прежде всего, для бизнеса. Плодородной почвой для этого служит распространение глобальной сети Интернет и появление сверхскоростных каналов передачи данных. Кроме того, немаловажное влияние оказывает и развитие ПО, имеющего массовый спрос. Таким образом, различные ресурсоемкие операции, как обработка БД, видеоданных и звука, постепенно перешли в облако. Поскольку сказывалась нехватка производительности процессора, ОП, недостаточна скорость обмена информацией с внешними накопителями.[1]
Все перечисленные факторы повлияли на развитие идеологии облачных технологий: пользователь посредством собственного маломощного ПК получает необходимые (недостающие) компьютерные ресурсы согласно своим потребностям. Ввиду этого тема изучения облачных сервисов очень актуальна.
Объектом исследования курсовой работы являются облачные сервисы.
Цель работы – получение концептуального представления об облачных сервисах. Для решения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть суть понятия облачных технологий;
- ознакомиться с их достоинствами и недостатками;
- исследовать виды облачных сервисов;
- изучить популярные облачные сервисы.
Облачные сервисы
1.1. Основные понятия
Облачные сервисы представляют собой такой вид ИТ-сервисов, который получается извне. Например, электронная почта или хостинг web-сайтов.
В настоящее время понятие облачных вычислений подразумевает использование вычислительных ресурсов удаленной программно-аппаратной площадки хостинг-провайдера или поставщика облачных сервисов. В качестве подобных сервисов выступают различные виртуальные серверы, серверы электронной почты, IP-телефония, удаленные серверы терминалов, удаленная служба мгновенных сообщений, видеоконференций, удаленная площадка для хранения файлов и прочие.
Таким образом посредством облачных технологий для пользователей предоставляется удобная виртуальная среда, предназначенная для хранения и обработки данных. Облачные технологии включают аппаратные средства, ПО, каналы связи и техническую поддержку.
Имея доступ в Интернет можно получить доступ к облачному хранилищу в любом месте и с любого устройства. Это особенно актуально для пользователей различных почтовых сервисов. Что касается бизнеса, то использование облачных технологий дает возможность своевременно реагировать на появление новых бизнес-задач, снизить расходы, увеличить свою эффективность.
Использование облачных технологий рекомендовано всем видам бизнеса: от малого до крупного. Для малого бизнеса подойдут различные бухгалтерские сервисы, электронная почта, приложения для обмена данными. Крупному бизнесу будут интересны использование виртуальных серверов и услуг связи. Что касается IT-стартапов, то применение облачных технологий позволит обслуживать множество клиентов без финансовых трат на закупку дорогого высокомощного вычислительного оборудования.
По оценкам специалистов в России использование популярных облачных отраслей распределяется следующим образом: 25% приходится на финансовые компании и IT-сектор, 21% на розничную торговлю, 13% на телекоммуникации.
Как правило, для бизнеса IT-инфраструктура располагается в дата-центрах, размещенных за рубежом. Хранение БД осуществляется на высоконадежных носителях, защищенных от НСД. При сбое БД возможно восстановление данных из резервной копии.
Таким образом, при оформлении заявки у компании-провайдера и оплате облачный сервис разворачивается в сжатые сроки (минимум несколько часов, максимум – пара дней).
Все облачные вычисления по типу услуг классифицируются на (рис. 1):
Рисунок 1. Вид облачных технологий
- SaaS – ПО-сервис, т.е. использование ПО, установленного на удаленной площадке посредством Интернета (Web-браузера). Получается, что для конечного пользователя на имеет значение место установки ПО, тип ОС и используемый при этом язык программирования.[2] SaaS предоставляет услугу использования прикладного ПО провайдера, который работает в облаке и доступен из различных устройств и клиентского ПО.[3] В данной модели используются следующие приложения: Google Docs, SAP Business by Design, Salesforce CRM.[4]
- IaaS – инфраструктура-сервис (комплекс программно-аппаратных средств как собственный центр обработки данных). Эта услуга позволяет самостоятельно управлять различными ресурсами: обработкой данных, их хранением, управлением сетями и прочими.[5] Данные технологии виртуализации используют гипервизор – управляющий процесс для выполнения приложений и ОС в прозрачном режиме (рис. 2). К таким IaaS-услугам относятся: хранилища (SQL Azure, Amazon S3) и вычисления (Elastichosts, Amazon EC2).[6]
- PaaS – платформа-услуга. Данная модель предоставляет возможность пользователю использовать облачную инфраструктуру для размещения базового ПО с целью развертывания на нем различных приложений.[7] Недостаток PaaS – привязка к конкретному поставщику.[8] Таким образом, данная услуга гарантирует только заданное количество процессоров или объем памяти, всем остальным занимается разворачиваемое пользователем приложение. PaaS-услуги предоставляют: Microsoft Azure Platform, Google App Engine, Force.com.[9]
Рисунок 2. Гипервизор
1.2. Преимущество и недостатки
В целом для бизнес-задач облачные технологии располагают рядом преимуществ:[10]
- Небольшие первоначальные затраты. Если использовать собственную IT-инфраструктурe компании потребуется: покупка дорогостоящего оборудования и ПО; помещение для его размещения с системой электропитания и охлаждения: развертывание и отладка ПО с привлечением высококвалифицированного персонала и прочее. В результате потребуются как большие финансовые, так и временные затраты.
Использование облачных технологий дают возможность использовать Интернет-сервисы без вышеперечисленных расходов.
- К облачным сервисам можно подключиться с любого гаджета, располагающим Интернет-выходом.
- Хранящиеся в облачных хранилищах данные централизованы.
- По запросу клиента возможно сокращение или расширение облачного сервиса. Кроме того, этим можно управлять самостоятельно посредством личного кабинета.
- Облачные сервисы обеспечивают высокую безопасность и отказоустойчивость, имеют круглосуточную техническую поддержку. Высокий уровень безопасности подразумевает защиту: коммерческой информации, от вирусов, атак, НСД к данным и ресурсам (включая физический доступ), каналов связи. В облачных сервисах используется шифрование данных либо средствами ПО облака, либо сторонними средствами.
Безопасность облачных технологий подтверждается сертификатами ФСТЭК России, для этого должны соблюдаться: «Требования к системам обнаружения вторжений»[11], «Требования к средствам антивирусной защиты»[12], «Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации»[13].
Центры обработки данных должны иметь сертификацию по международному сертификату TIER, которая предусматривает 4-е класса надежности дата-центров (оптимальный класс – 3).
- Достаточно важным фактором для компании является надежность и доступность ИС. Развертывание собственной инфраструктуры требует серьезных денежных вливаний. Кроме того, возможны и нештатные ситуации, влияющие на надежность и доступность данных: пожар, изъятие серверов, перебои с электроэнергией и прочее. В данном случае облачные технологии имеют преимущество в виде сверхвысокой надежности работы, что особенно актуально при бронировании билетов, осуществлении банковских услуг и прочих массовых Интернет-услуг.
- При использовании облачных технологий эксплуатационные затраты полностью отсутствуют. Собственная ИС компании подразумевает затраты: на обслуживание, мониторинг, техническую поддержку, ремонт, квалифицированный персонал. Кроме того, чтобы не отставать от технического прогресса потребуется периодическая замена ПО и оборудования – затраты на построение IT-инфраструктуры компании. Использование облачных технологий предполагает сокращение таких расходов до 70%, при этом смена оборудования и ПО осуществляется провайдером услуг без снижения качества услуг и участия потребителя.
- Облачные технологии отличаются гибкостью IT-инфраструктуры при предоставлении нового сервиса, вычислительных мощностей, расширении штата сотрудников и прочего. Эти изменения для компании, в случае использования облачных сервисов, повлекут небольшое увеличение ежемесячных платежей за дополнительные сервисы.
- Облачные технологии отличаются мобильностью. При переезде компании не последует проблем с переносом оборудования, прокладкой кабеля, настройкой сети, заключением договора с Интернет-провайдером и прочим.
- Облако подразумевает использование различных ОС.
- Использование облачных технологий доступно для широких слоев потребителей. Ведь ежемесячная арендная плата существенно ниже затрат на построение собственной IT-инфраструктуры.
Несмотря на множество преимуществ облачные технологии влекут и риски:
- Перевод специально разработанного для компании ПО в облако может потребовать значительных финансовых затрат.
- Возможно сокращение штата IT-персонала компании.
- Компания становится зависимой от провайдера, а его смена может повлечь некоторые проблемы.
- Несмотря на высокий уровень безопасности, облачные технологии не гарантирует полной конфиденциальности данных: провайдер имеет полный доступ к данным, хранящимся на его оборудовании; нет гарантированной защиты от серьезных кибератак.
1.3. Виды облачных сервисов
Облачные хранилища подразумевают дистанционную работу удаленных пользователей с мобильных устройств, домашних и рабочих ПК (рис. 3).
Рисунок 3. Работа с облачными хранилищами
Рассмотрим существующие модели облачных технологий (рис. 2):
- Облачный ЦОД (аренда виртуального сервера). Облачные дата-центры – это серверы, носители и сети, к которым можно получить доступ посредством Интернета или выделенных каналов связи. Потребитель может управлять своими ресурсами через портал самообслуживания для контроля за всеми своими сервисами без участия провайдера. Потребитель сам выбирает мощное и высоконадежное оборудование (количество ядер, ОП, дискового пространства). При этом обеспечивается автоматическое резервное копирование.[14]
- Виртуальный офис – размещение рабочего места в виртуальном пространстве как полноценная замена стационарных ПК, при этом воспроизводится внутренняя сеть компании.
В результате можно использовать корпоративную почту на базе Exchange Server без затрат на ПО и высококвалифицированного штата – купить хостинг почтовых ящиков Exchange. При этом будут доступны услуги: электронной почты, календарь, контакты, адресные книги, общие папки Microsoft Outlook, мобильная почта Exchange. Доступ к данным предоставляется с различных гаджетов с любой ОС. В этом случае достигается оперативность работы, сокращаются расходы на междугородние звонки. Удаленные данные восстанавливаются из резервной копии. Чтобы увеличить производительности труда в компании используют систему объединенных облачных коммуникаций.
- Резервное копирование данных предусмотрено для частного виртуального дата-центра с целью обеспечения сохранности данных.
- Сервис катастрофоустойчивости DRaaS содержит несколько облачных площадок с выходом на различных операторов связи. Здесь безопасность данных достигается за счет перекрестного резервного копирования (автоматизированного или ручного).
- Гибридное «облако» позволяет разгрузить собственные мощности компании.
- Аренда приложений позволяет получить ПО, круглосуточную техподдержку и безопасность данных (защиту от НСД, шифрование данных). Особой популярностью пользуется аренда «1С: Предприятие».
- Виртуальный контакт-центр значительно высвобождает ресурсы компании.
- Частное «облако» создается для подразделений компании, ее клиентов и подрядчиков. Оно как шлюзом к общедоступному облаку. Облачная IT-инфраструктура IaaS является высоконадежной и высокопроизводительной ИС, которая проектируется согласно бизнес-задачам.