Файл: Отчет по производственной практике 38. 02. 03 Операционная деятельность в логистике Наименование практики.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работник склада - подготовка складских помещений к приему, обработке и отпуску ТМЦ. Организация погрузочно-разгрузочных складских работ. Обеспечение целостности и сохранности ТМЦ, контроль сроков годности таких ценностей. Участие в проведении плановых и внеплановых ревизий и инвентаризаций.
Грузчик - выполняет внутри складскую переработку грузов – сортировку, укладку, переноску, перевеску, фасовку вручную или с применением простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспортировки (тачек, тележек, транспортеров и других подъемно-транспортных механизмов).
3 Виды и характеристики посредников
Среди посредников выделяют следующие виды - оптовые фирмы, дистрибьюторы, дилеры, агенты, брокеры, коммивояжеры, комиссионеры, джобберы, розничные торговцы и т. д. Рассмотрим основные из них.
Оптовые фирмы - торговые предприятия, имеющие широкий ассортимент продукции и оказывающие потребителям различные услуги: транспортировка и доставка, хранение, комплектация, нарезка, упаковка и т. д. Оптовые фирмы приобретают товар в собственность, имеют свои склады и складские запасы, транспортные средства, торговую марку. Торгуют от своего имени, на свой страх и риск, по собственным ценам, которые получают путем установления определенной наценки на каждый вид продукции. Оптовые фирмы имеют достаточно прочные и долговременные контакты со своими потребителями, располагающимися около них, обычно в промышленных центрах.
Оптовая торговля в рыночных условиях выполняет следующие основные функции:
-
o оказывает услуги производителям в сбыте их товаров с минимумом контактов с потребителями; -
o оказывает маркетинговую, кадровую и техническую поддержку производителям и розничным торговцам; -
o преобразует производственный ассортимент в торговый, подчинив формирование ассортимента требованиям потребителей; -
o снижает транспортные и складские издержки, закупая товары большими партиями и поставляя их полногружеными транспортными единицами; -
o обеспечивает хранение и обработку товарных потоков на своих складах; -
o предоставляет финансовую помощь (кредиты) производителям и розничным торговцам, оплачивая товары при их поставке, а не после продажи; -
o решает проблему возврата товаров, делает скидки на дефектную продукцию; -
o берет на себя риск, связанный с хищением, повреждением и устареванием запасов.
Оптовые фирмы бывают крупные (годовой объем товарооборота свыше 1 млн долл.), средние и мелкие (годовой объем товарооборота до 200 тыс. долл.). Реализуя свою продукцию небольшому числу крупных оптовых фирм, поставщик может завоевать существенную долю рынка и свести до минимума свои расходы, связанные с продажей и физическим распределением. Однако он рискует тем, что может потерять контакты с конечными потребителями продукции, а, следовательно, доступ к каналу первичной рыночной информации. Поэтому даже в случае высокой экономической эффективности использования крупных оптовых фирм часть продукции производитель все-таки отгружает напрямую наиболее крупным потребителям либо через собственные сбытовые подразделения. Производители предоставляют оптовые скидки только крупным оптовым фирмам. Часто на практике снабженцы считают, что работа с поставщиком напрямую без посредника эффективнее. Однако это не всегда так. Мелкий и средний промышленный потребитель не всегда может выдать крупный оптовый заказ производителю, поэтому он не получает оптовой скидки. Кроме этого он несет большие, чем крупный оптовый покупатель, транспортные расходы на единицу продукции, что в конечном итоге приводит к удорожанию ее стоимости.
Другой формой оптовой реализации товаров, противоположной конкурентным торгам, является аукционная. В случае применения первой формы в конкуренцию вступают продавцы, а второй - покупатели. Аукционная торговля - способ реализации товара, при которой продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию нескольких или многих покупателей, присутствующих при продаже. В зависимости от характера проводимого аукциона эта форма торговли может быть отнесена либо к оптовой, либо к розничной торговле.
Следующей формой оптовой торговли являются оптовые ярмарки. Основное назначение оптовых ярмарок состоит в налаживании контактов между изготовителями товаров и предприятиями, заинтересованными в приобретении их товаров с целью дальнейшей их перепродажи.
Большое значение в осуществлении оптовой торговли имеют товарные биржи. Биржа представляет собой особый вид постоянно действующего оптового рынка, на котором совершаются акты купли-продажи на определенные товары. Товары продаются по образцам или перечням, содержащим необходимые признаки товаров.
Сделки на бирже заключают брокеры-профессиональные посредники. Брокер является лицом, которое самостоятельно или от брокерской конторы работает на бирже, где по заказу производителя реализует часть продукции. Продукция для допуска к обращению на бирже должна удовлетворять определенным требованиям, а именно иметь сортность и стандарт, принятый в торговле. Цены на бирже складываются исходя из характера взаимодействия спроса и предложения. Сделки на бирже осуществляются по следующему сценарию. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, с указанием количества товара, срок его поставки и цены. Продавец поставляет товар на биржевой склад и получает специальное складское свидетельство (варрант). При наступлении срока поставки продавец обязан представить варрант покупателю взамен чека.
Комиссионеры - разновидность сбытовых агентов. Комиссионер действует как агент производителя и продает товар на условиях консигнации, то есть не гарантирует сбыт и работает без контракта. Использование того или иного посредника может зависеть и от вида распространяемого товара. Так, запасные части к машинам обычно распространяют через широкую сеть агентов, имеющих складские помещения, что позволяет обеспечивать выполнение заявок иностранных фирм в довольно сжатые сроки. В практике хорошо организованных иностранных фирм нормой стала поставка потребителям запасных частей в течение 3-5 суток со дня получения заказа. Английская "Ленд Ровер", японская "Хонда", американская "ИБМ" и ряд других компаний стали гарантировать доставку запасных частей в любую часть земного шара, где имеется их продукция, в течение 24 ч. Такая организация технического обслуживания требует создания в странах и регионах сбыта складов с достаточными резервами запчастей, наличия соответствующих транспортных средств и подготовленных специалистов. При выборе того или иного посредника одним из наиболее важных моментов является организация системы отчетности. Посредник вне зависимости от его вида обязан предоставлять информацию по следующим направлениям:
-
отчеты о ходе и итогах сбыта товара; -
информацию о рынке, включающую регулярные и полные сообщения о деятельности конкурентов, уровне цен, колебаниях рыночной конъюнктуры; -
план сбытовой деятельности; -
наименование и характеристику имеющихся у посредника клиентов; -
разумный объем информации о деятельности посредника за отчетный период.
Фирма-поставщик должна оставлять за собой право получать сведения и о работе посредника с товарами других фирм, чтобы быть уверенной, что ее товар продвигается достаточно энергично.
Дистрибьюторы - разновидности оптовых фирм, хотя часто их права согласно договору аналогичны правам агентов. Дистрибьюторы также являются крупными оптовыми покупателями, со своими складами и транспортом. Однако чаще всего они не покупают товар в свою собственность. Они имеют различного рода скидки и льготы на закупки от поставщика - товарный кредит, условия поставки товара на консигнацию, большую отсрочку платежа, право первой отгрузки и т. д. Эти льготные условия они получают в обмен на осуществление строгой рыночной политики, запланированной производителем на данном рынке. Обычно дистрибьюторы обслуживают определенные регионы и зачастую получают эксклюзивные права на деятельность на этой территории. У конкурентов пропадает возможность закупать и реализовывать аналогичный товар в данном регионе.
Таким образом, производитель использует дистрибьютора в качестве средства популяризации своего товара и завоевания нового рынка.
Дистрибьютор может быть официальным. Официальный статус не означает эксклюзива на реализацию, он лишь дает некоторые преимущества дистрибьютору и его клиентам в области цен, условий поставки, сервисного обслуживания и т. д. В каждом конкретном случае возможности и обязанности дистрибьютора оговорены в специальных контрактах с производителем или поставщиком товара.
Дилеры в отличие от дистрибьюторов являются мелкими оптовыми покупателями, их обязанности и права схожи с правами и обязанностями дистрибьюторов. Чаще всего дилеры для охвата других регионов и сегментов рынка находятся в непосредственном подчинении дистрибьюторов. При увеличении объемов реализации дилер может получить статус дистрибьютора и наоборот.
Агенты - лица, представляющие интересы производителей при сбыте их товаров. Сбытовые агенты получают свое вознаграждение в виде комиссионных. Они не покупают товары в собственность, однако иногда располагают товарными запасами на условиях консигнации: оплату за реализованный товар производят через определенные равные промежутки времени. Различают агента производителя и агента по сбыту. Агент производителя продает часть продукции производителя, ограничиваясь какой-то географической территорией, и имеет товарный запас на условиях консигнации. Агент по сбыту обслуживает потребителей определенной отрасли независимо от местоположения. Сбытовые операции осуществляются со склада производителя. Агенты могут быть зависимыми от поставщика и независимыми. В случае зависимости от поставщика они могут не иметь права распространять аналогичные товары поставщиков-конкурентов.
Использование сбытовых агентов целесообразно в случае, если производитель изготавливает один или очень узкий ассортимент товаров с ограниченным объемом сбыта в каждом из районов рынка. Оптовая фирма не будет уделять особого внимания одному товару, имеющему ограниченный рынок. Агент же торгует не более чем 30 наименованиями и более внимательно отнесется к товару.
Основные преимущества сбытовых агентов:
-
сбытовые расходы невысоки - 5-6% от объема сбыта, в то время как у оптовых фирм - 13-25%; -
сбытовые агенты любого типа полезны при выходе на новые рынки с новым товаром. Они имеют обширные деловые связи и контакты и приложат максимум усилий для популяризации товара на новом рынке; -
качество деятельности сбытовых агентов выше, чем у оптовых фирм, поскольку уже ассортимент товаров (до 30 наименований).
К недостаткам сбытовых агентов можно отнести следующее:
-
деятельность сбытовых агентов не может столь же полно контролироваться, как деятельность своего отдела сбыта; -
отсутствует гибкость, когда складывается конкурентная ситуация по основным элементам маркетинга - снижение цены, скидки, льготные условия платежа, оказание дополнительного комплекса услуг и т. д.; -
при значительном объеме продаж стоимость реализации через агента плюс расходы на физическое распространение могут составить довольно дорогую систему сбыта; -
агент, который обслуживает несколько поставщиков, служит объектом конкуренции производителей; -
агенты чаще всего не могут оказать услуги по послепродажному обслуживанию, поскольку не имеют своих мощностей.
Коммивояжер - разъездной посредник по сбыту товаров продавца, предлагающий имеющиеся у него образцы продукции и получающий вознаграждение пропорционально эффективности совершенных сделок. Задача коммивояжера - не продать товар на месте, а найти потенциальных покупателей и рынки сбыта.
Джоббер (от англ. jobber - комиссионер) - фирма, занимающаяся скупкой отдельных крупных партий товара для его быстрой перепродажи - посредник на фондовой бирже.
В отличие от брокера покупает и продает акции за свой счет. Он не обладает правом выполнять функции брокера и проводить операции непосредственно с клиентами, не являющимися членами биржи.
Розничная торговля как конечный этап каналов сбыта участвует в обработке товарных потоков, начиная с выгрузки товаров на приемочную площадку магазина или розничного склада и заканчивая упаковкой купленного товара и вручением его покупателю. Она предоставляет информацию через рекламу, торговый персонал и т. д. как покупателям, так и другим участникам каналов сбыта, оказывает им услуги, в частности платит поставщикам за продукцию до ее продажи конечному потребителю, завершает сделки, используя разумную дислокацию магазинов, режимы их работы и т. д.