Файл: Законность и правопорядок (Законотворчество: понятие и принципы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
Введение
Законотворчество – это деятельность государственных органов (в случае референдума – всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.
В законотворческой деятельности, наряду с принятием новых юридических норм, относятся также отмена и изменение устаревших нормативных правовых предписаний. Законотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура законотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов–это показатель цивилизованности и демократизма общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативных правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства.
Процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон составляет содержание законотворчества. Законотворческий процесс основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.
В процессе законотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов; устранение устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрении законотворчества, его принципов, форм и этапов в современной России.
1. Законотворчество: понятие и принципы
Демократическое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источником права является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.
В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.
Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.[1]
Каковы характерные признаки закона как ведущего источника права?
1. Закон — это юридический документ, содержащий нормы права.
2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.
В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т.д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию закона. В самом общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах ООН, которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.
Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.
Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Законотворчество – одно из важнейших направлений любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы, законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени его демократичности, культурности.
Законотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм.[2]
Субъектами законотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Законотворчество характеризуется тем, что: оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность.
Основная продукция его – юридические нормы – воплощающиеся главным образом в нормативных актах; это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; уровень культуры законотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества.
Законотворчество является составной частью более широкого процесса – законообразования, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.
Как было уже отмечено, законотворчество – очень значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах, основополагающих идеях). Вопрос о принципах не носит абстрактно-теоретического характера, его разработка в теории права положительным образом влияет на практику создания юридических нормативных документов. Соблюдение принципов законотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Итак, принципы законотворчества – это основные начала осуществления законотворческой деятельности.[3]
Законотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах:
А) Гласности, подразумевающем, что законотворческая деятельность компетентных органов должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме. Только «прозрачность» законотворческих процедур позволяет избежать негативных последствий лоббизма;
Б) Демократизма, отражающем участие населения в законотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в них мнений и пожеланий тех, кого коснутся норму принимаемого акта;
В) Научности, содержанием которого является адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов-практиков к процессу законотворчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта;
Г) Законности, представляющем собой требования неукоснительного соблюдения установленных законом требований к порядку и процедуре законотворчества, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт;
Д) Исполнимости, подразумевающем финансовое обеспечение нормативно-правовых решений, подготовку соответствующих кадров и необходимых для реализации закона подзаконных актов;
Е) Профессионализма, согласно которому законотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники. Она должна обеспечить логическую последовательность изложения основных положений нормативно-правового акта, отсутствие внутренних противоречий в тексте, компактность нормативного материала, ясность и доступность языка закона, точность и определенность его формулировок. Правильное использование юридической техники обеспечивает точное выражение воли законодателя, целенаправленное использование нормативных актов в практической работе, способствует повышению эффективности права.
Одним из важнейших принципов законотворчества является принцип справедливости. Рассмотрим современное понимание этого принципа более подробно. Любое государство исходит из того, что всякий нормативный правовой акт должен быть воплощением справедливости. По мысли А. Нашица, решения, на которых останавливает свой выбор законодатель, "призваны служить не чисто юридическим или исключительно юридическим проблемам; они должны содействовать урегулированию важных проблем социального характера". Иными словами, речь идет об обеспечении "справедливого и соответствующего возможностям данной стадии развития общества удовлетворения всех законных интересов"[4].
В отношении представлений о справедливости правовые нормы выполняют две функции. Во-первых, они объединяют такие представления в правовую систему, в результате чего представления о справедливости приобретают характер всеобщей обязательности, опираются на силу и авторитет государства, а вместе с этим повышается нравственная ценность самой правовой системы. Во-вторых, правовые нормы способствуют широкому распространению соответствующих идей о справедливости среди населения государства. Идеи социальной справедливости детализируются при разработке отдельных законов, затем закрепляются в правовых нормах этих законов и таким образом внедряются во все области общественных отношений. В идеале весь массив законодательства должен быть проводником справедливости в общественные отношения.
Существует несколько путей закрепления справедливости в юридической норме. Самый простой из них - ее непосредственная фиксация в правовом установлении. Например, часть 1 ст. 60 УК РФ, определяющей общие начала назначения наказания, устанавливает: "Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса". Если в законодательном акте не упоминается слово "справедливость", это отнюдь не означает, что данному акту чуждо его значение. Все юридические нормы, по мнению Н.А. Чечиной, могут быть оценены с позиции морали, а следовательно, и с позиции справедливости[5].
Когда справедливость прямо не упоминается в нормативном правовом акте, она может закрепляться в нем в различных формах: в виде равенства между участниками общественных отношений; путем установления определенного соотношения между правами и обязанностями; посредством определения соответствующего характера целей и средств правовых норм; путем индивидуализации санкций. Как показатель справедливости равенство в правовой сфере выражается в равноправии. Принцип равноправия в полной мере реализован в норме ст. 19 Конституции РФ, которая гласит: "Все равны перед законом и судом".
При определении общей воли многое зависит от личности законодателя и его культуры. Как метко подметил П.М. Рабинович, "право не только отражение общественного бытия, но и самовыражение личности законодательного субъекта, несущее на себе отпечаток психологических особенностей составляющих его индивидов, их личного опыта, условий жизни"[6]. Там, где правотворческий орган сравнительно многочислен, индивидуальные мнения, накладываясь друг на друга, как бы нивелируются, а если малочислен - индивидуальные мнения воплощаются в правовых нормах примерно в том виде, как они были высказаны. Поэтому немалый научно-практический интерес представляет вопрос, как отдельные качества личности сказываются на работе правотворческого органа. Ясно, что столь ответственная деятельность, каковой является правотворческая, не должна "размножать" негативные качества отдельных лиц. Соблюдение в правотворческой деятельности принципов права придает действительно справедливый характер правовым решениям, а их нарушение, наоборот, может привести к выхолащиванию права, исключительно из него именно того, что делает его правом в полном смысле этого слова. Именно поэтому особо важно поднять уважение к закону, к справедливости как реальной гарантии законных прав человека.