Файл: Закон от 29. 12. 2010 n 436фз "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) о несоответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения в случае, если в экспертном заключении содержится вывод о наличии в данной информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции;

2) о соответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и об отказе в вынесении указанного в пункте 1 настоящей части предписания.

Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ

Статья 20. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1. Зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

2. При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания "горячих линий".

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ


Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Последнее изменение Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Федеральный закон от 01.05.2019 N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статья 11 дополнена частями 7.1 и 7.2 следующего содержания:

7.1. Организатор зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязан не допускать на такое мероприятие лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. В целях выполнения указанной обязанности, а также в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, или лица, контролирующего проход на такое зрелищное мероприятие, сомнения в достижении лицом, желающим приобрести входной билет, получить приглашение или иной документ, предоставляющий право посещения зрелищного мероприятия, либо пройти на такое зрелищное мероприятие (далее - посетитель), совершеннолетия лицо, непосредственно осуществляющее реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия, или лицо, контролирующее проход на такое зрелищное мероприятие, вправе потребовать у посетителя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого посетителя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.



7.2. Порядок и условия присутствия (допуска) детей при проведении зрелищных мероприятий (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании) определяются локальным актом организатора зрелищного мероприятия.

Статья 16 дополнена частями 4 – 9 следующего содержания:

4. Информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается к распространению на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией организации из числа организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, если нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не установлено, что информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, допускается к распространению на территориях конкретных населенных пунктов субъекта Российской Федерации на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией организации из числа организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, но не менее чем пятьдесят метров от границ территорий указанных организаций. Такое решение орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает в том числе с учетом особенностей и плотности застройки в каждом конкретном населенном пункте субъекта Российской Федерации.

8. Предоставление и размещение информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, и находящейся в фондах общедоступных библиотек, осуществляются общедоступными библиотеками в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от
информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

2. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Из практики прокурорского надзора в области обеспечения информационной безопасности детей в образовательных организациях (на основании материалов Генеральной прокуратуры Российской Федерации)

Во многих субъектах Российской Федерации выявлено, что в общеобразовательных учреждениях либо отсутствовала система контентной фильтрации, либо используемая система не обеспечивала полной защиты от доступа на интернет-ресурсы, не связанные с образовательной деятельностью. Не всегда доводились до подростков правила безопасного поведения в интернет-пространстве.

В образовательных организациях выявлялись факты посещения учениками сайтов, содержащих запрещенную националистическую литературу, порнографические видеоролики, рецепты приготовления алкогольных напитков, экстремистские материалы. В библиотеках, компьютерных клубах, интернет-кафе, гостиницах и иных местах, доступных для детей, также предоставлялась возможность выхода в сеть Интернет без применения систем фильтрации от негативной информации.

Значительное количество выявленных прокурорами нарушений законодательства свидетельствовало о непринятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должных мер к осуществлению координации работы по подключению общеобразовательных учреждений области к Интернету, об отсутствии методического и информационного обеспечения деятельности по исключению доступа обучающихся к ресурсам, несовместимым с задачами воспитания.


В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокурорами были приняты исчерпывающие меры реагирования. Так, в ряде школ Рязанской области действовали локальные правовые акты, устанавливающие правила использования сети Интернет в ходе реализации образовательного процесса, в которых предусматривалось, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие частого обновления ресурсов. При этом образовательные учреждения не несли никакой ответственности за случайный доступ к подобной информации. По протестам прокурора в правила внесены изменения.

В Республике Коми прокурорами было принесено 130 протестов на локальные правовые акты, регламентирующие правила пользования сетью Интернет в образовательных учреждениях. Аналогичные протесты приносились прокурорами в Республике Карелия и Нижегородской области. В Амурской области в связи с ненадлежащей организацией в школах контентной фильтрации на используемых в учебном процессе персональных компьютерах директорам более 60 школ прокурорами были внесены представления об устранении нарушений законодательства об образовании и информационной безопасности.

В связи с непринятием должных мер по исключению доступа несовершеннолетних к интернет-ресурсам, содержащим вредную информацию, прокурорами вносились представления об устранении нарушений закона в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления в Республиках Алтай, Марий Эл, Красноярском крае, Вологодской, Кемеровской, Курганской, Томской, Тульской, 100 Ульяновской областях, Еврейской автономной области и других регионах.

Прокуратурой г. Белгорода в суд было направлено 104 исковых заявления к провайдерам об ограничении доступа к таким сайтам. Аналогичные иски предъявлялись органами прокуратуры в Амурской области, Республике Ингушетия, Забайкальском крае, Амурской области, г. Санкт-Петербурге.

Интенсивность прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии распространению в сети Интернет информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, в последние годы не ослабевает. Прокурорами на постоянной основе продолжает проводиться поисковая работа по обнаружению интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию. Активно выявляются и пресекаются многочисленные факты размещения в сети Интернет информации, содержащей пропаганду педофилии, антиобщественного поведения, алкоголизации, наркомании, проституции, самоубийств несовершеннолетних. Для устранения выявленных нарушений принимаются необходимые меры прокурорского реагирования, направленные на защиту детей в информационной сфере. Так, прокурор Аксубаевского района Республики Татарстан, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа № 3» о признании бездействия незаконным и запрещении доступа обучающихся к интернет-ресурсам до устранения выявленных нарушений. В обоснование заявления было указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при реализации направления «Внедрение современных образовательных технологий» национального проекта «Образование». В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении имеется кабинет информатики, в котором установлено 10 компьютеров, подключенных к сети Интернет. Однако система контентной фильтрации интернет-ресурсов для образовательных учреждений не обеспечивает их фильтрацию, что создает