Файл: Перечень сведений, составляющий государственную тайну.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Кафедра судебной экспертизы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правовая защита информации»
Тема: «Перечень сведений, составляющий государственную тайну»
Выполнил:
студент 3 курса группы ЗВ-120 БГ
Шайкин К.В.
Номер зач.кн ЗВ-200123
Проверил:
Оценка
Подпись
Дата
г. Железногорск
2023 г.
2
Содержание
1. Введение стр. 3 2. Понятие государственной тайны и степени секретности. стр. 4-6 3. Перечень сведений, составляющих государственную тайну стр. 6-10 4.
Детализация и уточнение перечня сведений составляющих государственную тайну стр. 10-12 5. Заключение стр. 13 6. Список литературы стр. 14
3
Введение
Защита государственной тайны - одно из важнейших направлений деятельности государства во все времена. Ведь объектом разведки иностранных спецслужб являются важнейшие сведения нашего государства, связанные с состоянием обороноспособности, внешнеполитическим, экономическим, разведывательным, контрразведывательным, научно-техническим потенциалом. В последнее время в силу начавшегося активного (в том числе военного) противостояния нашей страны со странами запада, тема защиты сведений содержащих государственную тайну встала как никогда остро. На защиту таких сведений тратятся огромные бюджетные средства.
Но, к сожалению, правовая база, регламентирующая перечень сведений содержащих государственную, а также ее охрану и защиту, не доработана и содержит большое количество неточностей. Поэтому данная проблема, на мой взгляд, актуальна.
Целью данной работы считаю: изучить перечень сведений, содержащий государственную тайну, а также, меры принятые государством по актуализации и детализации подобных сведений.
4
1. Понятие государственной тайны и степени секретности
Квалифицировать информацию как государственную тайну следует в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне": "Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности Российской
Федерации" [4, cт.2].
Основой отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
Перечень, указанный в статье 5 содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В статье 8 Федерального Закона "О государственной тайне" установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:
-"особой важности";
- "совершенно секретно";
- "секретно" [4].
Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют
5 наивысшую защиту, присваивается гриф "особой важности"; требующим меньшую степень защиты - "совершенно секретно", затем "секретно".
Правила классификации сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены в Постановлении Правительства
РФ 04 сентября 1995 № 870 [6].
Правила указанные в
Постановлении
Правительства являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.
Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений, а его структура - учитывать ведомственную или отраслевую специфику.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.
Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, которые утверждаются руководителями органов государственной власти, наделённые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей [6].
К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической,
6 разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства
(ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей [6].
К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
Таким образом, отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к той или иной степени секретности зависит от того, в насколько широкой сфере может быть причинен ущерб безопасности государства [6].
2. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
В статье 5 ФЗ "О государственной тайне" перечислены сведения, подлежащие отнесению к государственной тайне, которые распределяются на четыре основные группы [4]:
1) сведения в военной области:
- о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и использовании мобилизационных ресурсов;
- о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск Российской
Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о
7 содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
- о разработке, технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и
(или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
- о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники; свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов; их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
- о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники:
- о содержании планов подготовки Российской Федерации и отдельных ее регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и использовании государственных материальных резервов;
- об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
8
- о силах и средствах гражданской обороны; дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления; степени обеспечения безопасности населения; функционировании транспорта и связи в
Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
- об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа; выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; наличии и наращивании мощностей по их выпуску; связях предприятий по кооперации; разработчиках или изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
- о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
- о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в
Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
Центральном банке России, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых
Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством РФ);
3) сведения в области внешней политики и экономики:
- о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской
Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
- о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия
9 терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:
- о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;
- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
- об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной, связи; о шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими; методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты; об информационно-аналитических системах специального назначения;
- о методах и средствах защиты секретной информации;
- об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны;
- о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
- о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской
10
Федерации;
- о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;
- о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;
- о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности;
- о мерах по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и состоянии ее защищенности от компьютерных атак.
3. Детализация и уточнение перечня сведений составляющих
государственную тайну.
Конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплённый в ст.5 Закона РФ "О государственной тайне" [4], носит слишком общий характер, а приведенные в нем сведения являются весьма общими и внутри каждой из их подгрупп содержатся данные различной важности, определяемой величиной ущерба, который может быть нанесен их несанкционированным разглашением. Для этих подгрупп трудно установить какую-то определенную степень важности а, следовательно, и степень засекречивания. Именно в связи с этим ст.9 Закона "О государственной тайне" потребовала дальнейшей последовательной детализации перечня сведений, составляющих государственную тайну: "Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений, - говорится в ней, - Межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложению органов государственной власти и в соответствии с перечнем сведений, составляющих
11 государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости" [8].
Такой Перечень был утвержден Указом Президента РФ в 1995 г. (затем уточнен в 1998 и 2006 гг.). В него первоначально вошли 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне. В Указе Президента РФ от 24 января 1998 г.6 групп сведений, составляющих государственную тайну и указанных в п.1 ст.5
Федерального закона "О государственной тайне" (сведения в военной сфере), были детализированы в виде соответствующих 22 групп сведений, отнесенных к государственной тайне.
С 11 февраля 2006 г. вступила в силу новая редакция Указа Президента РФ
№ 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Действующая редакция этого Перечня определяет уже 113 групп сведений, составляющих государственную тайну. Указанный Перечень увеличился за счет чрезмерной детализации и конкретизации сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, произошла первая детализация Перечня сведений, составляющих государственную тайну. Не изменяя масштаба и объема сведений, указанных в статье 5 Закона РФ "О государственной тайне", Указ Президента РФ позволяет представить и выбрать уже более узкие группы сведений, отнесенных к государственной тайне. Тем самым повышается точность и быстрота определения
(оценки) величины ущерба для обороны и безопасности страны в случае незаконного рассекречивания незаконопослушными гражданами частных и конкретных сведений, отнесенных к государственной тайне [8].
Однако и после этого группы сведений, указанные в рассматриваемом
Перечне, все еще являлись достаточно широкими и не позволяли точно оценить количественную величину ущерба для обороны и безопасности страны от
12 разглашения конкретных частных сведений, составляющих государственную тайну. Поэтому была осуществлена вторая детализация Перечня сведений, составляющих государственную тайну, которая производится, согласно ст.9
Закона РФ "О государственной тайне" [4], органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению указанных сведений к строго конфиденциальным. Этими органами в соответствии с настоящим Перечнем разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.
Степень детализации развернутых перечней выражается в учете ведомственной или отраслевой специфики, что, в свою очередь, позволяет
(вследствие достаточно полной информации о деятельности того или иного объекта и характере проводимых на нем работ) оценивать ущерб, причиняемый распространением указанных в них сведений. Экспертная оценка количественных и качественных показателей такого ущерба, наносимого интересам предприятия, учреждения или организации, может осуществляться организацией-владельцем
(собственником) указанных сведений или вышестоящим органом в соответствии с вышеупомянутыми нормативно-методическими документами.
Отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию, составляются в рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.
Они утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. По этой причине в названные перечни не только включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы государственной власти, но и устанавливается степень их секретности.