Файл: Оценка деловой активности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Малое предпринимательство является огромным сектором в современной рыночной экономике, так как является динамичной и гибкой формой деловой жизни.


    1. Роль и проблемы малого предпринимательства в современной рыночной экономики





Субъекты малого предпринимательство чаще существуют и развиваются как самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Такие субъекты для государства имеют важное социально – экономическое значение, так как могут обеспечить социальную и политическую стабильность и быстро адаптируются к меняющимся потребностям рынка. Малые предпринимательства вносят огромный вклад развитие регионов и используют технические, организационные нововведения.
Роль и вклад малого предпринимательства можно оценивать по разным критериям: по влиянию на отрасль, регион или государство. Но не стоит забывать, что нужно роль малого предпринимательства рассматривать с разных точке зрения, например:
- с экономической точки зрения, то есть создают ли они конкурентную среду, делаю ли налоговые отчисления в бюджеты разных уровне;
- с точки зрения разработки стратегии развития, так как именно малые предпринимательства связывают крупный бизнес с потребителем и являются основой для развития государственной экономики;
- с общественной точки зрения, то есть создают ли малые предпринимательства новые рабочие места, способствуют ли экологической обстановке в государстве и мире, удовлетворяют потребности различных социальных групп.
Все таки, малое предпринимательство играет огромную роль в рыночной экономике. Без него рыночная экономика не может в полном объеме функционировать и развиваться. Становление и развитие малого предпринимательства является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малое предпринимательство является сектором, который определяет темпы экономического развития, структуру и размер внутреннего валового продукта и внутреннего национального продукта (в развитых странах на долю малого предпринимательства приходится до 70% ВНП).
Роль малого предпринимательства нельзя оценить по количественным показателям, так как это будет поверхностная оценка. Но для усиления роли малого предпринимательства в Россий Федерации необходимо определить основные проблемы и найти пути решения.
В настоящее время малому предпринимательству для выхода на высокие темпы развития необходим переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста.
Существует ряд предпосылок, которые позитивно влияют на развитие малого предпринимательства в таких сферах, как производственная, то есть предприятия, которые в первую очередь занимаются производством российских товаров для населения, а так же оказанием услуги и выполнением работ.
Общероссийская общественная организация «Опора России» выявила основные три проблемы для предпринимателей на текущем развитии экономики и экономической политики страны: ослабленное состояние рубля и инфляция, спад спроса на продукцию и дефицит финансовых ресурсов. Второстепенными проблемами «Опора России» считает: высокий уровень налоговой нагрузки, административные барьеры, устаревшее оборудование и коррупция.
Рассмотрим более подробно основные проблемы:


  1. Ослабление рубля и инфляция. Хоть в феврале 2022 г. Курс рубля и врос, но введенные санкции, закрытие платежных систем, кризисы делают рубль не стабильной валютой, которая может в любой момент снова упасть в цене и в из-за этого уровень инфляции может вырасти. Основным фактором инфляции является снижение цен на нефть марки Urals, ограничение доступа на мировой рынок, отток капитала.




  1. Спад спроса на продукцию. С каждым годом происходит снижение уровня доходов у населения, что повлияло негативно на спрос на продукцию. Значительное снижение спроса произошло весной 2022 г. И этому способствовало начало специальной операции, уход с рынка огромных ритейлов.



Для поддержания спроса на продукция малое предпринимательство может использовать:


  1. Обеспечить доступ малых предпринимательств к государственному и муниципальному заказу;




  1. Распространить на закупки государственных корпораций и естественных монополий требования законодательства о государственном заказе , включая квоты для малого предпринимательства;



  1. Использовать потенциал развития электронных аукционов.




  1. Высокий уровень налоговой нагрузки. В последнее время было введено новых видов налогообложения таких, как :



- торговый сбор;
- налог на недвижимое имущество;
- пересчет взносов в государственные страховые фонды;
- увеличение ставки налога на добавленную стоимость;
- акциз на топливо.
Все эти выплаты ложатся на стоимость продукции и ведет к снижению покупательской способности потребителя.


  1. Сокращение доступа к банковским услугам. Субъекты малого предпринимательства часто для пополнения оборотных средств обращаются банки за банковскими услугами. Но главным препятствием для получения кредита являются высокие ставки и требование залога.



Существует еще множество различных препятствий, которые мешают быстрыми темпами развивать малое предпринимательство. Для увеличения роли и снижения количества препятствий необходимо вводить новые государственные поддержки и снижать требования для пользование банковскими услугами, а так же сделать ресурс с высококвалифицированными кадрами, в которых нуждаются малые предпринимательства.


1.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в современных реалиях


Многие предприниматели или будущие предприниматели считают, что сейчас очень сложно развивать свое дело, так как не верят в государственную поддержку. На самом же деле государственная поддержка существует и она очень большая и ощутимая.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства состоит из:
- финансовой, имущественной, информационной поддержки;
- поддержки внешнеэкономической деятельности и межрегиональной сотрудничества;
- мер по защите прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью;
- создания механизмов участия малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд;
- создания и развития инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях;
- создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства.
В 2022 г. В Российской Федерации запустили цифровую платформу МСП и благодаря этой платформе можно быстро отрыть юридической лицо, а так же контролировать всю деятельность, получить консультацию от специалистов онлайн.
Помимо этого государство оказывает финансовую помощь в виде:


  1. Льготного кредитования и поручительства. Благодаря этому можно получить до 10 000 000 руб. и снизить ставку по кредиту на 1 – 2 %. В свою очередь поручительство обеспечивает до 50% суммы займа.




  1. Небанковских финансирований. Финансирование предоставляют не только банки, но и фонды, лизинговые и факторинговые компании. Бизнес-инкубаторы содействуют в привлечении инвестиций, предоставляют помещения, консультируют, помогают в запуске рекламных проектов;



  1. Субсидий. Данная финансовая помощь оказывается не всем и только на определенные цели, например: развитие технопарков, кластеров, инжиниринг; обучение сотрудников; онлайн продвижение; возмещение затрат на платежи по некоторым договорам;





  1. Грантов. Гранты выдаются на конкурсной основе. Приоритет в получении грантов у предприятий в агропромышленной отрасли, сфере развития экотуризма;



  1. Налогообложения. Государство предоставляет различные формы налогообложения, при которых новое малое предпринимательство может экономить на оплате налогов (УСН, патенты и т.д.).


Государство постоянно ведет разработку новых законодательных и нормативно – правовых актов, которые дают упрощенный порядок регистрации, лицензирования, новые системы налогообложения и бухгалтерского учёта, защиту от посягательств на безопасность. Так же, постоянно происходит формирование региональных центров поддержки предпринимательство для обеспечения широкого спектра услуг, таких как: услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга и другие. В Российской Федерации постоянно создаются новые информационные сети для предпринимателей, которые помогают сформировать в одном месте информацию юридического и делового характера.
Существует огромное разнообразие для всех сфер малого предпринимательства формы государственной поддержки, как на начальном этапе развития, так и если малое предпринимательство существует не первый год.
Малое предпринимательство – это достаточно сложное и неоднородный сектор современной рыночной экономики, который имеет проблемы и нуждается в государственной поддержке. В тоже время государственная политика в отношении малого предпринимательства строится на основе самых общих и формальных представлений, так как с одной стороны государство видит, чтобы получить высокое экономическое развитие нужно развивать малое предпринимательство, а с другой стороны – малое предпринимательство это часть податного сословия, которое должно нести доход в бюджет.
Взаимодействие между малым и крупным предпринимательством зависит от ряда факторов и является специфичной, так как обусловлена ходом экономических реформ и состоящем из экономического симбиоза предприятий, так как огромная первоначальная нагрузка ложилась на малое предпринимательство, которое обеспечивало выживаемость крупного бизнеса.
Роль малого предпринимательства неуклонно возрастает и необходимо поддерживать данный рост. Устранять и смягчаться те проблемы, которые возникают малого предпринимательства на всех этапах развития и жизни, а так же проводить обучение среди населения как они могут открыть свое малый бизнес и к чему это может привести.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями и дополнениями)




    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 N 146 – ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 N 117 – ФЗ) (с изменениями и дополнениями)



    1. Гражданский кодекс Российской̆ Федерации (часть первая от 30.11.1994 № 51 – ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14 – ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146 – ФЗ и часть четвертая от 18.12.2006 № 230 – ФЗ) (с изменениями и дополнениями)




    1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. N 402 (с изменениями и дополнениями)



    1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями)




    1. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями)



    1. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля. – Москва : Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 349 с. ISBN 978-5-9558-0137-7. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/429542




    1. Грачёва К.М., Петер Е.В. Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Российской Федерации / Научный альманах. 2018. № 7-1 (21).



    1. Демцура, С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 9. С. 223-225.




    1. Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием : учебник / под науч. Ред. Г.Л. Багиева, В.Ю. Бурова. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 582 с. — (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-016113-6. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1082299



    1. Гулин, К. А. Малое предпринимательство в экономике территорий [Электронный ресурс] : монография / К.А. Гулин и др.; под. Науч. Рук. К.А. Гулина. – Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2017. – 128 с. – ISBN 978-5-93299-379-8. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1019457




    1. Яковлев, Г. А. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / Г.А. Яковлев. — 2-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 313 с. — (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-015386-5. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1093094



    1. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля. — 6-е изд., перераб. И доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 663 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»). – ISBN 978-5-238-02371-7. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1028649