Файл: Урока географии в 10 классе по теме Виды международных экономических отношений Показатели развития мирового хозяйства Дата проведения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект
урока географии в 10 классе по теме
Виды международных экономических отношений
Показатели развития мирового хозяйства
Дата проведения: 25.04.2023г.
Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний
Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ.
Цель урока: Формирование представлений о принципах экономических отношений между государствами
Задачи урока:
1.Усвоить понятия «всемирные экономические отношения», «страны с открытой экономикой»
2. Приводить примеры всемирных экономических отношений
3. Дать характеристику отдельных видов МЭО
4. Продолжить формировать умение работать с различными источниками информации
5. Воспитывать экономическое мышление.
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Цели по содержанию
Образовательные: способствовать формированию знаний о международных экономических отношениях, формах экономического сотрудничества, особенностях в странах с различным экономическим укладом.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
способствовать развитию умений выделять, описывать и
объяснять существенные признаки основных понятий темы;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с
географическими текстами, учебником, географической
картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами,
создать условия для совершения учащимися «малых открытий»,
закрепление навыков самостоятельной работы при поиске
требуемого материала; делать обобщения и выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,
культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного
отношения к природным ресурсам, способствовать развитию
коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому
предмету.
Планируемые результаты
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).
Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная.
Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;
- компьютер, интерактивная доска, проектор;
Используемая методическая литература:
1. Уроки географии с применением информационных технологий.
Предмет исследования: экономика и международные отношения.
Основные понятия: Мировое хозяйство, международная миграция трудовых ресурсов, международное научно-техническое сотрудничество, международное движение капитала, международные валютные отношения, международный бизнес, субъекты международной торговли.
Краткое описание:
Учащиеся знакомятся и изучают формы международных отношений, объясняют процесс изменения структуры мирового хозяйства; называют особенности форм международных отношений; прогнозируют изменения в будущем.
ПЛАН:
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
3. Сообщение темы, целей урока.
4. Изучение нового материала.
5. Повторение и анализ основных понятий, событий, явлений.
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
8. Подведение итога урока. Выставление отметок.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?
Ученики: Да!
2. Мотивация. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Наш урок мы начнём с эпиграфа:
Всего лучше для державы,
Если ты куешь успех…
Если все рубли в работе,
То владелец их в почете…
И страна богаче всех!
Э. Успенский
Учитель: Существует 2 мнения о происхождении богатства страны: одни считают, что богатство рождается в производстве, другие – и в производстве, и в торговле. А как считаете вы, какое государство богаче – то, которое производит или то, которое продает?
Ученики расходятся во мнениях, но каждый вариант должен быть аргументирован.
Встречный вопрос ученикам, которые считают, что богаче то государство, которое продает:
Учитель: Если страна произвела 1000 телевизоров, то, сколько ни продавай, их все равно останется 1000. Поэтому даже сотни магазинов не заменят один завод. Верно?
Вывод: Торговля, или обмен, не может сделать страну богаче. Давайте проведем эксперимент.
(Каждому ученику учитель раздает наборы канцелярских товаров (карандаши, ручки, блокноты, краски упаковка канцелярских скрепок, ножницы, линейки, карандаши, скотч, транспортир и т.д.). Главное, чтобы эти наборы были разные).
Учитель: Вы получили сейчас подарки. Скажите, вы стали богаче благодаря производству?
Ученики: Конечно
Учитель: А теперь попробуйте обменяться подарками так, чтобы стать еще богаче.
(Обмен продолжается не больше 2-х минут. Как правило, ученики сразу догадываются, в чем выгода обмена: у каждого в наборе есть предметы, которые дублируются, например, 2 карандаша одного цвета или 10 скрепок, и поэтому их можно обменять на тот предмет, который им необходим у другого ученика, который готов такой предмет обменят).
Учитель: В результате обмена вы стали или могли стать еще богаче?
Ученики: Да
(Необходимо дать возможность одному из учащихся рассказать, что в результате этого эксперимента получилось).
Учитель (подводя итог): На наших глазах произошло чудо. Вы ничего не произвели, но каждый из вас стал еще богаче. В результате чего?
Ученики: Товарообмена.
Возможен ли товарообмен без участия человека?
Поэтому тема нашего урока? (ответ учащихся)
3.Сообщение темы, целей урока
«Виды международных экономических отношений» (учащиеся записывают тему урока в маршрутные листы)
Проблема урока
“Торговля – это инструмент, который либо способствует установлению сотрудничества между странами” либо становится источником порождения конфликтов между ними”. (Адам Смит (1723-1790) - шотландский экономист и философ, один из основоположников экономической теории как науки).
Вопрос учащимся – Согласны ли вы с утверждением А. Смита? Свой ответ аргументируйте.
► Обсуждения ситуации
4. Изучение нового материала
Учитель: Что же такое Международные экономические отношения? (ученики работают с учебником)
Международные экономические отношения - связи, устанавливающиеся между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений и научно-технического сотрудничества (определение понятия находят в учебнике и записывают в маршрутные листы)
Учитель: Заполните схему «Формы экономических отношений»
Учитель: Приведите примеры международных экономических отношений из вашего жизненного опыта.
Ученики: Поездки за границу для обучения, туризма или оздоровление, прием иностранных гостей, коммерческие поездки, создание предприятий с иностранным капиталом в нашей местности.
Учитель: Каждая форма экономических отношений имеет свою историю и особенности:
1) Международная торговля имеет очень древнюю историю. Это первая форма экономических отношений между странами. К концу каменного века люди активно обменивают вещи на раковины, которые были первыми «деньгами». Раковины до сих пор используются в качестве денег на островах в Тихом океане. Тогда же возникла и торговля на дальние расстояния, когда за какой-то вещью приходилось ехать или идти достаточно далеко.
Из истории вы помните, что в XVII-XVIII вв. самой крупной торговой державой были Нидерланды, а затем Великобритания.
В настоящее время почти все страны втянуты в мировую торговлю. Но удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте очень различается. Доля развитых стран в мировой торговле в 2000 г. составляла по экспорту 72%, а по импорту – 75,8%. Суммарный оборот мировой торговли составляет сейчас более 7 трлн долларов. За последние 30 лет он вырос более чем в 25 раз.
Учитель: Какие структурные изменения произошли в мировом товарообороте?
(стр.171, рис. 39)
Учитель: Среди видов мировой торговли можно выделить?
Учитель: Главные регионы мировой торговли?
Учитель: Какие страны занимают ведущие места по размерам внешней торговли?
(стр. 416, таблица 32)
Ученики: Самая большая доля в мировом экспорте и мировом импорте приходится на США – соответственно 13 и 20,3%, на втором месте Германия – 8,9 и 8,1%, на третьем – Япония – 8,0 и 6,1%. Доля России более чем скромная: в мировом экспорте – 1,7%, в мировом импорте – 0,5%.
Учитель: Что представляет собой внешняя торговля Казахстана?
Ученики: Специфика экспорта состоит в том, что большую его часть составляют топливно-энергетическое сырьё и продукты добывающей промышленности. В 2016 г. на экспорт этой продукции приходилось 60,4%, доля продукции обрабатывающей промышленности (например, машиностроения, приборостроения и др.) составляла 37,8%, сельского хозяйства и пищевой промышленности – 1,8%. По импорту в 2016 г. первое место занимали машины и оборудование – 33,2%, на третьем месте продукция сельского хозяйства и продовольствие – 22%.
Учитель: Основные международные торговые пути?
Что означает понятие «страна с открытой экономикой»? Чем определяется
степень открытости?
Ученики: Страны с открытой экономикой активно участвуют в международных
экономических связях, что позволяет им обеспечивать значительную, а иногда преобладающую долю в своих доходах. Степень открытости определяется экспортной квотой - долей экспорта в создании ВВП страны.
(По ходу ответов на поставленные вопросы ученики заполняют маршрутные листы).
Учитель: Таким образом, основные термины международной торговли – экспорт, импорт и сальдо торгового баланса.
Экспорт – это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.