Файл: Урока географии в 10 классе по теме Виды международных экономических отношений Показатели развития мирового хозяйства Дата проведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект

урока географии в 10 классе по теме


Виды международных экономических отношений
Показатели развития мирового хозяйства
Дата проведения: 25.04.2023г.

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ.

Цель урока: Формирование представлений о принципах экономических отношений между государствами

Задачи урока:

1.Усвоить понятия «всемирные экономические отношения», «страны с открытой экономикой»

2. Приводить примеры всемирных экономических отношений

3. Дать характеристику отдельных видов МЭО

4. Продолжить формировать умение работать с различными источниками информации

5. Воспитывать экономическое мышление.

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Цели по содержанию
Образовательные: способствовать формированию знаний о международных экономических отношениях, формах экономического сотрудничества, особенностях в странах с различным экономическим укладом.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и

объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с

географическими текстами, учебником, географической

картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами,

создать условия для совершения учащимися «малых открытий»,

закрепление навыков самостоятельной работы при поиске

требуемого материала; делать обобщения и выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,

культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного

отношения к природным ресурсам, способствовать развитию

коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому


предмету.
Планируемые результаты
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).
Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная.
Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;

- компьютер, интерактивная доска, проектор;

Используемая методическая литература: 

1. Уроки географии с применением информационных технологий.

Предмет исследования: экономика и международные отношения.

Основные понятия: Мировое хозяйство, международная миграция трудовых ресурсов, международное научно-техническое сотрудничество, международное движение капитала, международные валютные отношения, международный бизнес, субъекты международной торговли.

Краткое описание: 

Учащиеся знакомятся и изучают формы международных отношений, объясняют процесс изменения структуры мирового хозяйства; называют особенности форм международных отношений; прогнозируют изменения в будущем.
ПЛАН:

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

3. Сообщение темы, целей урока.

4. Изучение нового материала.

5. Повторение и анализ основных понятий, событий, явлений.



6. Рефлексия

7. Домашнее задание

8. Подведение итога урока. Выставление отметок.
ХОД УРОКА

1. Организационный момент
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку.

Учитель: Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса: Все готовы?

Ученики: Да!
2. Мотивация. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Наш урок мы начнём с эпиграфа:
Всего лучше для державы,

Если ты куешь успех…

Если все рубли в работе,

То владелец их в почете…

И страна богаче всех!

Э. Успенский

Учитель: Существует 2 мнения о происхождении богатства страны: одни считают, что богатство рождается в производстве, другие – и в производстве, и в торговле. А как считаете вы, какое государство богаче – то, которое производит или то, которое продает?

Ученики расходятся во мнениях, но каждый вариант должен быть аргументирован.

Встречный вопрос ученикам, которые считают, что богаче то государство, которое продает: 

Учитель: Если страна произвела 1000 телевизоров, то, сколько ни продавай, их все равно останется 1000. Поэтому даже сотни магазинов не заменят один завод. Верно?

Вывод: Торговля, или обмен, не может сделать страну богаче. Давайте проведем эксперимент.

(Каждому ученику учитель раздает наборы канцелярских товаров (карандаши, ручки, блокноты, краски упаковка канцелярских скрепок, ножницы, линейки, карандаши, скотч, транспортир и т.д.). Главное, чтобы эти наборы были разные).

Учитель: Вы получили сейчас подарки. Скажите, вы стали богаче благодаря производству?

Ученики: Конечно

Учитель: А теперь попробуйте обменяться подарками так, чтобы стать еще богаче.

(Обмен продолжается не больше 2-х минут. Как правило, ученики сразу догадываются, в чем выгода обмена: у каждого в наборе есть предметы, которые дублируются, например, 2 карандаша одного цвета или 10 скрепок, и поэтому их можно обменять на тот предмет, который им необходим у другого ученика, который готов такой предмет обменят).

Учитель: В результате обмена вы стали или могли стать еще богаче?

Ученики: Да

(Необходимо дать возможность одному из учащихся рассказать, что в результате этого эксперимента получилось).


Учитель (подводя итог): На наших глазах произошло чудо. Вы ничего не произвели, но каждый из вас стал еще богаче. В результате чего?

Ученики: Товарообмена.

Возможен ли товарообмен без участия человека?

Поэтому тема нашего урока? (ответ учащихся)
3.Сообщение темы, целей урока
«Виды международных экономических отношений» (учащиеся записывают тему урока в маршрутные листы)

Проблема урока

“Торговля – это инструмент, который либо способствует установлению сотрудничества между странами” либо становится источником порождения конфликтов между ними”. (Адам Смит (1723-1790) - шотландский экономист и философ, один из основоположников экономической теории как науки).

Вопрос учащимся – Согласны ли вы с утверждением А. Смита? Свой ответ аргументируйте.

► Обсуждения ситуации

4. Изучение нового материала
Учитель: Что же такое Международные экономические отношения? (ученики работают с учебником)

Международные экономические отношения - связи, устанавливающиеся между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений и научно-технического сотрудничества (определение понятия находят в учебнике и записывают в маршрутные листы)

Учитель: Заполните схему «Формы экономических отношений»

Учитель: Приведите примеры международных экономических отношений из вашего жизненного опыта.

Ученики: Поездки за границу для обучения, туризма или оздоровление, прием иностранных гостей, коммерческие поездки, создание предприятий с иностранным капиталом в нашей местности.

Учитель: Каждая форма экономических отношений имеет свою историю и особенности:

1) Международная торговля имеет очень древнюю историю. Это первая форма экономических отношений между странами. К концу каменного века люди активно обменивают вещи на раковины, которые были первыми «деньгами». Раковины до сих пор используются в качестве денег на островах в Тихом океане. Тогда же возникла и торговля на дальние расстояния, когда за какой-то вещью приходилось ехать или идти достаточно далеко.
 

Из истории вы помните, что в XVII-XVIII вв. самой крупной торговой державой были Нидерланды, а затем Великобритания.

В настоящее время почти все страны втянуты в мировую торговлю. Но удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте очень различается. Доля развитых стран в мировой торговле в 2000 г. составляла по экспорту 72%, а по импорту – 75,8%. Суммарный оборот мировой торговли составляет сейчас более 7 трлн долларов. За последние 30 лет он вырос более чем в 25 раз.
Учитель: Какие структурные изменения произошли в мировом товарообороте?

(стр.171, рис. 39)

Учитель: Среди видов мировой торговли можно выделить?

Учитель: Главные регионы мировой торговли?

Учитель: Какие страны занимают ведущие места по размерам внешней торговли?

(стр. 416, таблица 32)

Ученики: Самая большая доля в мировом экспорте и мировом импорте приходится на США – соответственно 13 и 20,3%, на втором месте Германия – 8,9 и 8,1%, на третьем – Япония – 8,0 и 6,1%. Доля России более чем скромная: в мировом экспорте – 1,7%, в мировом импорте – 0,5%.
Учитель: Что представляет собой внешняя торговля Казахстана?

Ученики: Специфика экспорта состоит в том, что большую его часть составляют топливно-энергетическое сырьё и продукты добывающей промышленности. В 2016 г. на экспорт этой продукции приходилось 60,4%, доля продукции обрабатывающей промышленности (например, машиностроения, приборостроения и др.) составляла 37,8%, сельского хозяйства и пищевой промышленности – 1,8%. По импорту в 2016 г. первое место занимали машины и оборудование – 33,2%, на третьем месте продукция сельского хозяйства и продовольствие – 22%.

Учитель: Основные международные торговые пути?

Что означает понятие «страна с открытой экономикой»? Чем определяется

степень открытости?

Ученики: Страны с открытой экономикой активно участвуют в международных

экономических связях, что позволяет им обеспечивать значительную, а иногда преобладающую долю в своих доходах. Степень открытости определяется экспортной квотой - долей экспорта в создании ВВП страны.

(По ходу ответов на поставленные вопросы ученики заполняют маршрутные листы).

Учитель: Таким образом, основные термины международной торговли – экспорт, импорт и сальдо торгового баланса.

Экспорт это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.