Файл: Переходная экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА
Глава 22. ТЕОРИЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
22.1. Сущность, типы и основные черты новых переходных экономик
Переходная экономика по существу есть особое состояние эволюционной экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одно исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований.

Ход и содержание экономических сдвигов и перемен в современном мире отличается весьма значительным разнообразием. Необходимо выделить следующие факторы, определяющие функционирование экономических систем. Они могут быть подразделены на три группы: природно-климатические, производственно-экономические, социокультурные.

Природно-климатические факторы связаны с естественным базисом общества. Исторический опыт свидетельствует о том, что формы организации общественной жизни зависят от местоположения людей на планете, в частности, от степени удаленности от экватора и плодородия земель, от обеспеченности водой и полезными ископаемыми, от похолоданий климата и от космических катастроф.

К производственно-экономическим факторам относятся средства труда, предметы труда, передовые технологии, профессионализм человека-работника как главной производительной силы и субъекта экономических отношений, формы организации труда и производства, характер и формы присвоения средств и результатов производства – частная, общественная, кооперативная, личная собственность, уровень эффективности экономики. Именно изменение, прежде всего, производственно-экономических факторов приводит к изменению в экономической системе, или к началу переходного периода, переходной экономики, переходного состояния.

Социокультурные факторы представляют собой проявление духовно-сознательной жизнедеятельности человека (духовное развитие, социальное поведение, общественный менталитет, традиции культуры, идеология, религия). Социокультурные факторы являются относительно самостоятельными и устойчивыми. Когда речь идет о переходных экономиках, данные факторы играют роль своеобразных ограничений, выход за рамки которых не желателен или даже не возможен.


Названные факторы еще не раскрывают механизм их действия в ходе эволюции. В этом механизме можно выделить несколько моментов:

1) комплексность действия факторов. Она означает, что результаты общественной эволюции представляют итог совокупного действия всех факторов. Данный итог неправомерно связывать лишь с каким-то одним, даже крупным фактором;

2) относительная самостоятельность действия каждого фактора при их известной иерархии и субординированности. Исходно определяющая роль принадлежит факторам природно-климатическим, поскольку они выражают условия самого существования и эволюции общества. Производственно-экономические факторы зависят от них. А социокультурные факторы, кроме того, во многом определяются уровнем развития социальных отношений и культуры;

3) приоритетность действия отдельных факторов. Суть ее состоит в доминирующей роли одного из факторов в различные исторические периоды и эпохи. На заре человечества приоритетную роль играли природно-климатические факторы. Развитие индустрии выдвинуло на первый план производственно-экономические факторы. Данная приоритетность характеризуется появлением индустриального и технотронного общества, пришедшим на смену аграрному обществу.

Историзм критериев выделения стадий развития общества, особенно в переходные периоды, нашел выражение в постановке вопроса о формационном и цивилизационном периодах. Тем самым осуществлен поиск качественно нового периода, который отвечает переходу доминирующей роли в эволюционном развитии от производственно-экономических к социокультурным факторам.

Формационный подход выделил три формы исторических отношений между людьми:

– отношения личной зависимости (первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные);

– отношения личной независимости, но основанные на вещной форме зависимости (капиталистические);

– отношения свободных индивидов, основанные на их универсальном развитии (высокоассоциированные).

В данном случае формационный подход перекликается с теорией стадий роста, где также осуществляется деление общества на доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды. Хотя при формационном подходе этапизация общества осуществляется с позиции другого критерия.

Важнейшие черты формационного подхода, раскрывающие его содержание и историческое значение, состоят в следующем:



1) понимание развития общества как поступательного естественноисторического движения от сравнительно низких ступеней к высшим;

2) выделение в этом процессе как существенного ­– экономического прогресса;

3) выделение в отношениях, опосредствующих этот процесс как определяющих, – производственных отношений;

4) характеристика в самих производственных отношениях их ядра – формы соединения работника со средствами производства;

5) акцентирование в ряду движущих сил общественного процесса (перехода от одной ступени развития к другой) диалектики производительных сил и производственных отношений;

6) разработка теоретической модели периодизации истории по критериям способа производства, типа присвоения, типа отчуждения, позволяющим выделить различные формации;

7) акцент на переходе от одной ступени развития к другой в форме социальной революции;

8) как завершающий итог формационного подхода вывод о социализме как строе, следующем за капитализмом.

Научность формационного подхода определялась тем, что он был сформирован на основе классификации реальной экономической истории западноевропейских стран. Отсюда вытекает его ограниченность. Само определение высоты эволюционного развития он связывает с достаточно узким критерием. Избрав критерием экономический фактор, формационный подход невольно принижает роль факторов неэкономических. И, что особенно важно, существенно умаляет в истории активную роль человека. Наконец, следует еще раз подчеркнуть, что формационный подход – это страновой подход, родившийся из опыта развития отдельных стран Западной Европы.

Важно отметить, что в развитых странах совершается переход от индустриального к технотронному обществу, существенно возрастает роль нематериального производства, на первый план выдвигается человек, от эры энергетической человечество переходит к эре информационной. Подчеркивая страновой аспект данных изменений, следует сказать, что далеко не все страны вступили в подобную стадию своего развития.

Принципиальная ограниченность формационного подхода проявляется, прежде всего, как неспособность объяснять современные процессы эволюции человеческого общества. В связи с этим возникает реальная проблема поиска иного подхода, способного решить задачи экономического перехода.

Иной подход связывают сегодня с цивилизационным критерием. В выделении различных ступеней эволюции общества он руководствуется не производственно-экономическими факторами, а всей совокупностью элементов материальной и духовной культур. Он ставит акцент не на общественном богатстве, а на развитии человека; не на выделении в истории человечества последовательных исторических ступеней, а определенных состояний общества (цивилизаций).


Цивилизационный критерий преодолевает ограниченность, свойственную формационному подходу:

1) меняет гипертрофию производственно-экономических факторов на учет единства материального и духовного в процессе эволюции;

2) смещает акцент с вещественного богатства на развитие человека;

3) переносит критериальную роль от производственных отношений ко всей совокупности общественных отношений;

4) допускает многовариантность развития в отличие от жесткого экономического детерминизма;

5) обеспечивает общечеловеческий характер подхода вместо узкостранового;

6) определяет развитие не как строго линейный процесс, а как процесс, предполагающий сосуществование разнообразных состояний обществ с различными уровнями материальной и духовной культур.

Общецивилизационный подход обнаруживает также своеобразные ступени в развитии человечества, такие как 1) первоначальное существование единой (примитивной) цивилизации; 2) раскол ее на две крупные (восточная и западная) цивилизации; 3) формирование в современных условиях качественно новой единой мировой цивилизации.

Недостаточная эффективность как формационного, так и общецивилизационного подходов актуализирует проблему критерия выделения тех или иных стадий общественной эволюции. Теория переходной экономики как из предпосылки исходит из существования таких трех крупных основных состояний человеческого общества, как, во-первых, традиционная (нерыночная) экономика, во-вторых, рыночная экономика; в-третьих, экономика технотронного общества, следующая за экономикой рыночного типа.

Становление третьей ступени, вырастающей из рыночной экономики, связано с рядом существенных тенденций. Во-первых, в фирмах развиваются качественно особые, альтернативные рыночные отношения, которые выступают как внутрифирменное планирование. Во-вторых, на базе обобществления производства и обмена изменяется механизм рыночных отношений. В-третьих, возрастающее значение приобретает государственное регулирование самих рыночных отношений, антимонопольная деятельность государства, повышение роли общих и экономических функций государства.

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы промежуточное состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований.


Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами:

1) неустойчивость переходной экономики. Различные теоретические школы момент устойчивости, проблему равновесия ставят в центр анализа своего предмета. В переходной экономике происходят изменения другого порядка, не с тех позиций, чтобы система через определенный промежуток времени вернулась в рыночное состояние. Изменения эволюции носят безвозвратный характер. Данная неустойчивость должна привести к тому положению вещей, что существующая экономическая система постепенно уступила свое место другой;

2) альтернативный характер развития переходной экономики. Альтернативность означает, что итоги развития переходной экономики могут быть многовариантными. Это следует из природы переходной экономики, в которой содержатся остатки прошлого, основы настоящего и ростки будущего эволюционного состояния. Важно помнить, что речь идет именно об альтернативах эволюции, в результате чего переходная экономика обязательно должна перерасти в какое-то другое, обязательно новое состояние. Переходность исключает простой возврат к прежнему состоянию. Действует правило: «Система не помнит своего прошлого»;

3) появление и функционирование особых переходных экономических форм. Переходная форма, неся в себе смешанность старого и нового в этот период, служит сигналом об отмирании прежней системы (такова форма денежной феодальной ренты, форма индикативного планирования в условиях рыночной экономики). Переходные формы указывают направленность эволюции и являются признаком ее необратимости;

4) особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а эволюции экономической системы, то есть это противоречия между новым и старым. Не всегда в этот период удавалось рассмотреть действительные перспективы эволюции. Так, С. Сисмонди, критикуя пороки утверждавшегося капитализма, призывал вернуться назад, к мелкотоварному производству;

5) историчность переходной экономики. Эволюция носит исторический характер. Современные переходные процессы отличаются исходным состоянием, конечными результатами, поскольку специфичен экономический строй и социальная структура общества, отличаются региональные экономики и экономики стран в целом. Все это означает, что даже общие закономерности эволюции должны получать специфические исторические формы проявления в различных условиях