Файл: Практикум история органов внутренних дел курсант слушатель взвода.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 9372
Скачиваний: 61
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТМИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ И.Д. ПУТИЛИНА»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
ПРАКТИКУМ
История органов внутренних дел
Выполнил:
курсант/ слушатель___ взвода
________________________
специальное звание
________________________
Ф.И.О.
Проверил:
________________________
________________________
________________________
________________________
Белгород - 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Тема 1. Объект, предмет и методы изучения курса истории органов внутренних дел
Тема 2. Организация охраны порядка и борьба с преступностью на Руси в IX - XVII веках
Тема 3. Регулярная полиция в период абсолютной монархии. Охрана порядка, общеуголовный и политический сыск в XVIII веке
Тема 4. Создание и компетенции МВД Российской империи
Тема 5. Общая полиция в первой половине XIX века
Тема 6. Политическая полиция в первой половине XIX века
Тема 7. Деятельность МВД по охране общественного порядка в период подготовки и проведения реформ и контрреформ второй половины XIX века
Тема 8. Реформа политического сыска в последней трети XIX - начале XX веков
Тема 9. МВД в период революций XX века
Тема 10. Органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в период становления Советской власти
Тема 11. Органы внутренних дел в условиях Новой экономической политики
Тема 12. Органы внутренних дел в период форсированной модернизации советского общества
Тема 13. Органы внутренних дел в годы Великой Отечественной войны
Тема 14. Органы внутренних дел в послевоенный восстановительный период
Тема 15. Реформа органов внутренних дел в период "оттепели"
Тема 16. Укрепление системы органов внутренних дел во второй половине 60-х - 80-е годы
Тема 17. Органы внутренних дел на современном этапе развития российского общества
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Изучение организационно-правовых основ деятельности полиции, исследование ее места и роли в системе государственных органов позволяет учитывать предыдущий опыт и извлекать уроки из допущенных в прошлом ошибок. Полиция просуществовала в России более двух столетий, и за данный период был накоплен огромный опыт. Полиция создала методы и приемы работы, которые используются и в настоящее время. Проблемы организации и деятельности полиции всегда представляли большой интерес для людей, работающих в сфере правоохранительной деятельности. Это объясняется тем, что работа полиции и милиции имеет властный характер и затрагивает интересы практически всех граждан.
Практикум по учебной дисциплине «История органов внутренних дел» предназначен для организации самостоятельной работы обучающихся. Он позволяет закрепить полученные знания, активизировать творческое мышление, создать предпосылки к заинтересованному обсуждению проблем истории органов внутренних дел, содействовать складыванию навыков юридического мышления и анализа нормативных правовых актов. Задания практикума могут быть использованы и в качестве своеобразного тренинга для проверки степени овладения курсантами (слушателями) учебным материалом.
Практикум состоит из 17 тем, каждая из которых включает в себя комплекс заданий. В их числе предложения проанализировать нормативные акты, отражающие процесс формирования правовых основ деятельности органов внутренних дел Российской империи, Советского государства и Российской Федерации. В качестве заданий обучающимся предлагается составить и заполнить таблицы, в которых отражены особенности структуры и форм деятельности органов внутренних дел на различных этапах их развития. Часть заданий посвящена понятиям и терминам, которые использовались в практике административного регулирования в прошлом, и позволяют углубить понимание сущностных явлений в настоящем. Для актуализации полученных знаний предлагаются ситуативные задачи, основанные на конкретных нормативных правовых актах. В своей совокупности разработанные задания должны содействовать привитию курсантам (слушателям) навыков юридического мышления и анализа нормативных актов, помочь им овладеть основными понятиями, отражающими особенности и специфику деятельности ОВД сравнительно с другими правоохранительными органами.
Выполнение практикума целесообразно начинать после изучения темы в рамках аудиторных занятий, опираясь на материалы лекции, учебную литературу и источники права.
На первом этапе необходимо изучить всю совокупность заданий выбранной темы. Затем, используя учебно-методические материалы по курсу «История органов внутренних дел», подобрать соответствующую литературу и источники права. Работая с ними, следует фиксировать ту информацию, которая необходима для выполнения заданий практикума.
После этого можно переходить ко второму этапу – письменному оформлению ответов
, которые должны быть лаконичны и содержательны. Выполнять задания целесообразно в той последовательности, в какой они представлены в практикуме. Каждому обучающемуся рекомендуется распечатать и заполнять индивидуальный практикум (СОБСТВЕННОРУЧНО).
Решение практических заданий, в там числе кроссвордов тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствует развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать терминологию в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями.
При решении кроссвордов необходимо обращать внимание на орфографию вписываемых в сетку кроссворда слов. Все слова необходимо вписывать разборчивым почерком, предпочтительно печатными буквами.
Правильность заполнения практикума будет проверяться на семинарских занятиях.
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКУМА
Тема | Дата проверки | Оценка | Подпись преподавателя |
№ 1 | | | |
№ 2 | | | |
№ 3 | | | |
№ 4 | | | |
№ 5 | | | |
№ 6 | | | |
№ 7 | | | |
№ 8 | | | |
№ 9 | | | |
№ 10 | | | |
№ 11 | | | |
№ 12 | | | |
№ 13 | | | |
№ 14 | | | |
№ 15 | | | |
№ 16 | | | |
№ 17 | | | |
Итоговая оценка:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИСТОРИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Задание 1. Выберите определение объекта изучения учебной дисциплины «История органов внутренних дел». Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:
1. История органов внутренних дел изучает органы внутренних дел как социальные и правовые институты в процессе их исторического становления и развития в качестве неотъемлемого элемента системы правоохранительных органов Российской Федерации.
2. История органов внутренних дел изучает процесс формирования правовых основ деятельности органов внутренних дел с древнейших времен до наших дней.
3. История органов внутренних дел изучает подсистему органов внутренних дел и внутренних войск в процессе их исторического становления и развития как неотъемлемого элемента системы правоохранительных органов Российской Федерации.
4. История органов внутренних дел изучает сложившиеся традиции в борьбе с преступностью и обеспечении безопасности общества.
Задание 2. Выберите определение предмета изучения учебной дисциплины «История органов внутренних дел». Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:
1. Предметом изучения истории ОВД являются отраженные в общественном сознании закономерности эффективного функционирования органов внутренних дел нашего Отечества, выявленные историко-правовой, отраслевыми юридическими специальными науками.
2. Предметом изучения истории ОВД являются законодательные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел.
3. Предметом изучения истории ОВД являются сложившиеся в органах внутренних дел традиции несения службы.
4. Предметом изучения истории ОВД являются научно обоснованные закономерности развития государственного управления сферой безопасности и благосостояния общества.
Задание 3. Сформулируйте задачи усвоения учебной дисциплины «История органов внутренних дел».
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задачи:
- выработка историко-правового подхода в изучении проблем
развития ОВД;
- формирование навыков самостоятельного творческого анализа событий, связанных с эволюцией ОВД;
- приобретение навыков самостоятельного анализа и оценки источников права в правоохранительной сфере;
- выявление общих закономерностей и тенденций формирования и развития отечественных ОВД, прежде всего –полиции и милиции, обусловленности их назначения и организации в определенные исторические периоды.
Задание 4. Укажите, с какими учебными дисциплинами связана «История органов внутренних дел».
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
«История органов внутренних дел» тесно взаимодействует с такими учебными дисциплинами как «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Отечественная история», «Политология», «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность», которые объединяет между собой общий объект исследования, что позволяет говорить о междисциплинарном характере «Истории органов внутренних дел».
Задание 5. Перечислите и охарактеризуйте методы изучения учебной дисциплины «История органов внутренних дел».
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Методы изучения истории ОВД включают:
-
(1) общие методы гуманитарных наук — анализ, синтез, индукцию и дедукцию, метод системности, объективности; -
(2) методы, свойственные исторической науке, — синхронный, диахронический, метод периодизации, метод историзма; -
(3) методы, апробированные историко-правовой наукой, — формально-юридической реконструкции, сравнительно-правовой, структурно-функциональный.
Задание 6. Приведите несколько вариантов периодизации «История органов внутренних дел».
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 7. В приведенном ниже отрывке термин «полития» впервые введен в научный оборот. Кому принадлежит сочинение, из которого взят отрывок? Укажите, в каких смыслах понятие «полития» употреблялось впоследствии. Каково наиболее известное в современном мире производное от него слово?
«VI. … порядок государственного управления … олицетворяется верховной властью в государстве