Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметнопространственной среды группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нМИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Филиал в г. Славянске-на-Кубани


Допустить к защите

Председатель ПЦК

________________А. С. Евтушенко

(подпись)

_______________________ 20__ г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ
Работу выполнил ____________________________________ Д. А. Помеляйко

(подпись)

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

Руководитель

к.п.н., доцент _______________________________________ Г.  П.  Ходусова

(подпись)

Нормоконтролер

преподаватель ______________________________________Т. Н. Курочкина

(подпись)

Краснодар

2021

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………...

4

1

Теоретические основы формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы………………………………………………………………………


9




1.1

Понятие и сущность определения эстетические представления дошкольников.

9




1.2

Организация предметно-пространственной среды группы в современных условиях детского сада ……………………….……..


13




1.3

Методические условия формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы ……………………………..…...



17

2

Работа по формированию эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы ……………..


22




2.1

Констатирующий этап ………………………………………………

22




2.2

Формирующий этап …………………………………………………

33




2.3

Контрольный этап ………………………………………

38

Заключение……………………………………………………………………...

60

Список использованных источников………………………………………….

64

Приложение

А


72

Приложение

Б


74



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В свете последних изменений в сфере законодательства дошкольное образование призвано обеспечивать всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Среди названных направлений пристальное внимание педагогов и родителей в последнее время привлекает эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

В воспитании ребенка дошкольного возраста эстетическое воспитание является одним из важнейших направлений, поскольку оно непосредственно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из направлений развития дошкольников является «Художественно-эстетическое развитие», частью которого в том числе является и эстетическое воспитание [22].

Эстетическое воспитание ребенка направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного, словесного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающем миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д.) [3].

Для эстетического воспитания детей используется большой спектр форм, методов, приемов и средств, но одним из важнейших условий эстетического воспитания детей в дошкольной образовательной организации является правильно организованная предметно-развивающая среда.

Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста, особенно для формирования эстетических представлений. Предметно-развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей, формирует представления об эстетике пространства.

Огромное влияние среды, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, на его развитие и формирование, отмечали такие педагоги как П. П. Блонский [], Б. Т. Лихачев [], В. А. Сухомлинский [] и другие. На важность этой проблемы указывают современные исследователи и педагоги и педагоги В. Н. Микляева [18], С. Л. Новоселова [16].



Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации (ДОО). Современные темпы модернизации образования, внедрение ФГОС ДО, и наряду с этим, недостаток финансовых вливаний, зачастую приводят к недостаточному материально-техническому оснащению ДОО в части предметно-развивающей среды и ее обогащению.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды в ДОО и недостаточностью методических материалов для педагогов этого вида деятельности в этом и заключается актуальность исследования.

Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : содержание предметно-пространственной среды группы в аспекте формирования эстетических представлений дошкольников.

Цель исследования: выявить эффективность формирования эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1 ознакомиться с понятием и сущностью определения «эстетические представления» дошкольников;

2 рассмотреть организацию предметно-пространственной среды группы в современных условиях детского сада;

3 проанализировать методические условия формирования эстетических представлений дошкольников по средством предметно-пространственной среды группы;

4.

Гипотеза исследования. Процесс формирования эстетических представлений детей дошкольного возраста будет более эффективным, если в формировании предметно-пространственной среды группы, учитывать следующие факторы:

1) насыщенность среды;

2) индивидуальный подход и учет возрастных особенностей детей;

3) вариативность предметно-пространственной среды;

4) организация центров активности, направленных на формирование эстетических представлений.

Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогических источников и нормативных документов ДОО, изучение и обобщение передового педагогического опыта; практические -

Структура выпускной квалификационной работы:

– ведение, где определена актуальность выбранной темы, цель, объект и предмет исследования, поставлены
задачи в соответствие с выбранной темой;

– теоретическая часть, в которой рассматривается понятия и сущность эстетических представлений детей дошкольного возраста; анализ предметно-пространственной среды группы; и методические условия формирования эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы;

– практическая часть;

–заключение, в котором сделаны основные выводы, в процессе исследования;

– список использованных источников;

– приложения;

В работе использованы следующие понятия:

Эстетические представления – часть внутреннего мира посредством высоких образов, которые дают природа, литература, музыка, философия, изобразительное искусство [4].

Предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика [6].

Развивающие игры – игры, в процессе которых происходит усовершенствование или развитие различных навыков [11, с. 126].

Эстетическое развитие – это процесс развития эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса, эстетической деятельности [12].

Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка [12].

­

1 Теоретические основы формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы
1.1 Понятие и сущность определения эстетических представлений дошкольников
Дети и взрослые постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет нам наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить особую роль формирования эстетических представлений в эстетическом воспитании дошкольников.

Представление – это наглядный образ предмета
, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие [].

Сферами эстетических представлений является пространственная среда, природа и искусство. Их объединяет понятия образа.

Образ – отражение внешнего мира в нашем сознании, полученное с помощью органов чувств. Только человек может создать обобщенный образ, не основывается непосредственно на образах внешнего мира, только у человека образ присутствует только в его сознании, может наделить материальными жизнью – описать словами, записать в нотах и т.д. [4].

Эстетические представления становятся частью внутреннего мира посредством высоких образов, которые дают природа, литература, музыка, философия, изобразительное искусство. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически.

Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство – дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно.

Таким образом, дошкольный возраст является наиболее значимым периодом в процессе формирования эстетических представлений личности. Эстетические представления детей старшего дошкольного возраста формируются как стихийно, под влиянием семьи, окружающей действительности, детского сада, так и в результате целенаправленной систематической работы педагогов. Эстетические представления определяются свойствами окружающих предметов, формируя специфическое отношение к красоте различных явлений, обусловливая в значительной степени свое место в обществе и выбор жизненного пути.