Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметнопространственной среды группы.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нМИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Филиал в г. Славянске-на-Кубани
Допустить к защите
Председатель ПЦК
________________А. С. Евтушенко
(подпись)
_______________________ 20__ г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ
Работу выполнил ____________________________________ Д. А. Помеляйко
(подпись)
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Руководитель
к.п.н., доцент _______________________________________ Г. П. Ходусова
(подпись)
Нормоконтролер
преподаватель ______________________________________Т. Н. Курочкина
(подпись)
Краснодар
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………... | 4 | ||||
1 | Теоретические основы формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы……………………………………………………………………… | 9 | |||
| 1.1 | Понятие и сущность определения эстетические представления дошкольников. | 9 | ||
| 1.2 | Организация предметно-пространственной среды группы в современных условиях детского сада ……………………….…….. | 13 | ||
| 1.3 | Методические условия формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы ……………………………..…... | 17 | ||
2 | Работа по формированию эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы …………….. | 22 | |||
| 2.1 | Констатирующий этап ……………………………………………… | 22 | ||
| 2.2 | Формирующий этап ………………………………………………… | 33 | ||
| 2.3 | Контрольный этап ……………………………………… | 38 | ||
Заключение……………………………………………………………………... | 60 | ||||
Список использованных источников…………………………………………. | 64 | ||||
Приложение | А | 72 | |||
Приложение | Б | 74 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В свете последних изменений в сфере законодательства дошкольное образование призвано обеспечивать всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Среди названных направлений пристальное внимание педагогов и родителей в последнее время привлекает эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В воспитании ребенка дошкольного возраста эстетическое воспитание является одним из важнейших направлений, поскольку оно непосредственно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из направлений развития дошкольников является «Художественно-эстетическое развитие», частью которого в том числе является и эстетическое воспитание [22].
Эстетическое воспитание ребенка направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного, словесного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающем миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д.) [3].
Для эстетического воспитания детей используется большой спектр форм, методов, приемов и средств, но одним из важнейших условий эстетического воспитания детей в дошкольной образовательной организации является правильно организованная предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста, особенно для формирования эстетических представлений. Предметно-развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей, формирует представления об эстетике пространства.
Огромное влияние среды, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, на его развитие и формирование, отмечали такие педагоги как П. П. Блонский [], Б. Т. Лихачев [], В. А. Сухомлинский [] и другие. На важность этой проблемы указывают современные исследователи и педагоги и педагоги В. Н. Микляева [18], С. Л. Новоселова [16].
Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации (ДОО). Современные темпы модернизации образования, внедрение ФГОС ДО, и наряду с этим, недостаток финансовых вливаний, зачастую приводят к недостаточному материально-техническому оснащению ДОО в части предметно-развивающей среды и ее обогащению.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды в ДОО и недостаточностью методических материалов для педагогов этого вида деятельности в этом и заключается актуальность исследования.
Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования : содержание предметно-пространственной среды группы в аспекте формирования эстетических представлений дошкольников.
Цель исследования: выявить эффективность формирования эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1 ознакомиться с понятием и сущностью определения «эстетические представления» дошкольников;
2 рассмотреть организацию предметно-пространственной среды группы в современных условиях детского сада;
3 проанализировать методические условия формирования эстетических представлений дошкольников по средством предметно-пространственной среды группы;
4.
Гипотеза исследования. Процесс формирования эстетических представлений детей дошкольного возраста будет более эффективным, если в формировании предметно-пространственной среды группы, учитывать следующие факторы:
1) насыщенность среды;
2) индивидуальный подход и учет возрастных особенностей детей;
3) вариативность предметно-пространственной среды;
4) организация центров активности, направленных на формирование эстетических представлений.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогических источников и нормативных документов ДОО, изучение и обобщение передового педагогического опыта; практические -
Структура выпускной квалификационной работы:
– ведение, где определена актуальность выбранной темы, цель, объект и предмет исследования, поставлены
задачи в соответствие с выбранной темой;
– теоретическая часть, в которой рассматривается понятия и сущность эстетических представлений детей дошкольного возраста; анализ предметно-пространственной среды группы; и методические условия формирования эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы;
– практическая часть;
–заключение, в котором сделаны основные выводы, в процессе исследования;
– список использованных источников;
– приложения;
В работе использованы следующие понятия:
Эстетические представления – часть внутреннего мира посредством высоких образов, которые дают природа, литература, музыка, философия, изобразительное искусство [4].
Предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика [6].
Развивающие игры – игры, в процессе которых происходит усовершенствование или развитие различных навыков [11, с. 126].
Эстетическое развитие – это процесс развития эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса, эстетической деятельности [12].
Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка [12].
1 Теоретические основы формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы
1.1 Понятие и сущность определения эстетических представлений дошкольников
Дети и взрослые постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет нам наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить особую роль формирования эстетических представлений в эстетическом воспитании дошкольников.
Представление – это наглядный образ предмета
, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие [].
Сферами эстетических представлений является пространственная среда, природа и искусство. Их объединяет понятия образа.
Образ – отражение внешнего мира в нашем сознании, полученное с помощью органов чувств. Только человек может создать обобщенный образ, не основывается непосредственно на образах внешнего мира, только у человека образ присутствует только в его сознании, может наделить материальными жизнью – описать словами, записать в нотах и т.д. [4].
Эстетические представления становятся частью внутреннего мира посредством высоких образов, которые дают природа, литература, музыка, философия, изобразительное искусство. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически.
Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство – дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно.
Таким образом, дошкольный возраст является наиболее значимым периодом в процессе формирования эстетических представлений личности. Эстетические представления детей старшего дошкольного возраста формируются как стихийно, под влиянием семьи, окружающей действительности, детского сада, так и в результате целенаправленной систематической работы педагогов. Эстетические представления определяются свойствами окружающих предметов, формируя специфическое отношение к красоте различных явлений, обусловливая в значительной степени свое место в обществе и выбор жизненного пути.