Файл: Сущность и значение правопорядка его взаимосвязь с законностью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА
ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЗАКОННОСТЬЮ
2.1. Понятие правопорядка, его соотношения с законами и законность
В практике национальной юридической литературы можно встретить различные или противоречивые идеи и определения "правопорядка". Более того, использование того или иного порядка может быть охарактеризовано как использование того или иного понятия. Поэтому давайте рассмотрим некоторые понятия в определении "правопорядка".
Концепция «правопорядок - система правоотношений». Этой Спиридонов, Н.А. Стручков, И.Ф. Рябко1, концепции придерживаются, например: П.Е. Недбайло, Л.И.
Правовой порядок дозволено анализировать как систему в определенной степени, потому что в основании правового распорядка лежат правовые отношения, которые отображают закономерности социальных отношений, образующих его сущностное содержание. Впрочем даже с системной точки зрения правопорядок не подобает идентифицировать с правоотношениями. Для существования системы правоотношений необходимо, чтобы комплекс общественных отношений регулировалась особенно правом. Это означает, что взаимные субъективные права и юридические обязанности участников данных отношений должны быть зафиксированы в правовых нормах.
Для обеспечения правового порядка необходимо не только наличие законов, но и гарантии выполнения субъективных прав и юридических обязанностей"2.
Правопорядок как самостоятельная целостная система обладает качеством, несвойственным правоотношениям. Правоотношения - это одна из граней правопорядка. Вернее, пожалуй, правопорядок, как пишет Тарас Миронович Шамба, - это состояние отношений3.
Существует понятие «состояние», которое не сводится к понятиям "система" или "целое". Оно описывает качества явлений, а не их внешние характеристики. С помощью категории состояния выражаются процессы изменения и развития вещей и явлений, которые сводятся к изменению их свойств и отношений. Хорошо описать состояния вещей, чтобы раскрыть их сущность.
Концепция "правопорядок - нормативное состояние общественных отношений, основанное на праве, законности" имеет таких сторонников, как А. Васильев, П. Рабинович, И. Самощенко, Б. Баланик, Ю. Следует отметить, что в данной концепции понимание законности и правопорядка означает упрощение механизмов их формирования.
Мы считаем, что порядок, основан на воле органов государственной власти, выраженной в нормативно-правовых актах и правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц. Его формирование также зависит от уровня правосознания участников правоотношений и их реализации правовых норм в действиях и поведении. Взаимодействие механизма, обеспечивающего гарантии реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является основой этого процесса.
Основной недостаток данного расклада заключается в том, что содержание правового порядка сужается и не сводится к порядку. При таком подходе основное внимание уделяется порядку общественных отношений и поведению людей, следующих правовыми нормами. Законодатель обязан перечислить субъекты, и их правовое положение, связи и статус, и отношения между ними и нормы правового поведения, исходя из требований объективной действительности.
Цепочка взаимосвязанных социально-правовых явлений строится надлежащим образом: право, законность, закон, правопорядок. Воля государства может быть оформлена посредством права, затем эта воля может быть перенесена в закон и стать обязательными правилами, которые затем могут быть объективированы.
Законность - реализующееся право, правовое качество воли, процесса ее реализации.
Правопорядок - реализованная государственная воля, претворенное в жизнь право4.
Следует отметить, что последовательность "право - законность - правопорядок" является довольно абстрактной, но на практике она развивается по спирали. Поэтому ошибочно рассматривать закон как первый этап в этом цикле, поскольку его введение в силу уже свидетельствует о достижении определенного уровня порядка. В этой цепочке закон и порядок являются следствием правового регулирования, которое является предпосылкой для правотворчества и правоприменения.
Большая часть развития концепции верховенства права пришлась на советский период, характерной особенностью советской юриспруденции имелось оценка принудительной силы государства в обеспечении правового порядка. Юридическая теория рассматривала концептуальную позицию верховенства права как позицию государства, достигаемую в первую очередь усилиями государства и выражающуюся в регулировании общественных отношений посредством законодательства.
Данный подход предполагает монополию государственной власти, которая формирует, укрепляет и поддерживает стабильность и устойчивость системы общественных отношений посредством нормотворческой и контрольной деятельности соответствующих государственных органов и учреждений.
Следует отметить, что данная концепция правопорядка развивалась в основном в советский период.
Сообразно этой концепции правового порядка, государство является антитезой своих носителей - граждан и их объединений. В этом случае правовой порядок рассматривается как результат социальной рационализации, а закон, созданный и управляемый государством, является его сущностью и фундаментальной основой. Однако современное законодательство и практика уже не удовлетворяют этой точке зрения, которая подчеркивает авторитарность государства и подчиненность индивида. Это связано с изменениями в природе, стандартах, приоритетах и роли государства в обществе5.
Обозначим наиболее существенные признаки правопорядка:
-
правопорядок олицетворяет фактические урегулированные правом общественные отношения; -
господство права и верховенство закона; -
гарантированность реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.
Для того чтобы преодолеть пробелы и несоответствия в концепциях, используемых для понимания и объяснения верховенства права, необходимо разработать общую концепцию верховенства права. Эта концепция должна быть представлена в виде определения, которое лаконично выражает наиболее общие и характерные черты этого социального явления. Общеизвестно, что краткое изложение наиболее общих характеристик необходимо для прояснения содержания концепции.
Чтобы определение было полезным, оно должно быть кратким и ясным. Однако, поскольку определение и содержание понятия не одно и то же, нельзя ожидать, что определение объяснит все аспекты явления. Для того чтобы определение было кратким, следует опустить несущественные детали и объяснения, поскольку они не отвечают требованию краткости. Все второстепенные признаки должны быть опущены в определении и объясняться только при анализе структуры и природы явления.
Правопорядок не располагает неповторимой характеристикой как "вид общественного порядка, сформированного во власти права" или "правовой режим, правовая реальность, достигнутая в следствии соблюдения условий правопорядка". Следовательно, такое не может являться единой квалификацией
, необходимой для определения убеждения правового порядка. Более того, должно отказаться от приравнивания верховенства права к другим социально-правовым категориям. Если правопорядок равняется к прочим правовым явлениям, он утрачивает свою качественную определенность.
Мы предлагаем установление правопорядка, основанное на праве и законности, которые гарантируют исполнение юридических обязанностей и субъективных прав участников правоотношений. Настоящее нормативное положение общественных отношений обусловливается как правопорядок.
2.2. Социальное значение законности и правопорядка
Законность и правопорядок являются непременными условиями и выступают в качестве основы:
-
нормального функционирования жизни общества; -
четкой, эффективной деятельности государственных, хозяйственных, общественных организационных структур; -
обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей, надежной охраной законных интересов и прав физических и юридических лиц; -
уверенность населения в справедливости действий власти.
Соблюдение принципа равенства всех перед законом давно распространено и в других государствах. Например, выдающийся американский боксер и многократный чемпион мира среди профессионалов в тяжелом весе Майкл Тайсон провел в тюрьме более трех лет. Всемирно известный певец Майкл Джексон (США) был оправдан судом присяжных только по обвинению в сексуальных преступлениях против него.
В современной России нередки случаи привлечения к уголовной ответственности влиятельных лиц (политиков) и финансово состоятельных людей (бизнесменов).
Конституционный суд Российской Федерации играет важную роль в обеспечении верховенства закона. Он является судебным органом, обеспечивающим соблюдение Конституции и осуществляющим свою юрисдикцию независимо и беспристрастно посредством конституционного судопроизводства". Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей" (Конституция Российской Федерации. Статья 125. Часть 1). Судей Конституционного Суда Российской Федерации можно найти на сайте. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Федеральным Советом по представлению Президента Российской Федерации" (Конституция Российской Федерации, статья 128, часть 1)
В 2022 году в Конституционный суд Российской Федерации было подано 10 000 заявлений. 97% из них не были приняты к рассмотрению. Ежегодно Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает 20-24 дела и выносит итоговые решения (постановления, заключения). В связи с этим было предложено наделить Конституционный (Уставный) суд, суд общей юрисдикции и арбитражный суд субъектов Российской Федерации полномочиями рассматривать дела о недействительности
законов субъектов Федерации, "расширив" правовое положение Конституционного суда6.
Конституционный суд Российской Федерации играет важную роль в обеспечении верховенства закона на нашей территории. Конституционный Суд Российской Федерации является конституционным органом управления, осуществляющим свои полномочия независимо и автономно в соответствии с конституционной процедурой. Согласно действующему законодательству, Конституционный суд состоит из 19 судей, назначаемых Президентом Российской Федерации. Однако на практике не все решения Суда, в том числе решения Конституционного Суда РФ, исполняются, что характерно как для исполнительной, так и для законодательной власти.
В настоящее время в нашей стране еще не создан эффективный механизм исполнения судебных решений.
Заключение
В данной курсовой рассмотрены абстрактные базы, на которых вырабатывается законность и правопорядок в РФ. В результате анализа можно сделать следующие ключевые выводы.
Понимание законности включает в себя жесткое и неуклонное следование закона всеми органами государства, организациями и гражданами.
Для обеспечения стабильности законности и создания результативных юридических гарантий необходимо развитие правового государства. В процессе этого развития можно выделить несколько ключевых направлений.
Для обеспечения законности и защиты прав граждан необходимо создание законов, которые соответствуют объективному характеру общественных отношений, правовым принципам и общечеловеческим ценностям. Кроме того, необходимы действенные механизмы, которые гарантируют предоставление прав и свобод граждан, а также защиту законных интересов общества и государства.
Создание государственных органов и механизмов, которые обеспечивают реализацию закона, а также регулирование и управление его исполнением являются необходимыми условиями для обеспечения законности. Нормативно-правовая база и научно-практическая база также являются важными компонентами, необходимыми для обеспечения законности.
Работа всех правовых механизмов во многом зависит от улучшения деятельности правовых институтов.