Файл: Практика от 23. 01.28. 01 Задание Таблица психологической структуры личности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практика от 23.01./28.01
Задание 5. Таблица психологической структуры личности
В таблице должны быть отражены теории следующих авторов:
З. Фрейд, К.Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фром, К. Хорни, Р. Кеттел, Г. Айзенк, Б.Ф. Скиннер, Уотсон, Торндайк, Бандура А., Д. Келли, А. Маслоу, К. Родждерс др. Б.Г. Ананньев, А.Н.Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов др.
Автор / название теории или концепции | Название структурных элементов личности, (Перечень структурных элементов личности их краткая характеристика) | Определение понятия личность |
З. Фрейд. «Теория личности З.Фрейда» | ИД (ОНО) - это бессознательная часть психики, в которой «спрятаны» врождённые инстинкты, наследственность, конфликты, вытесненные человеком в детском возрасте, агрессия, желания и потребность в получении удовольствия. ЭГО (Я) - это сознание, мышление, логика, обобщение приобретённого опыта, разум. ЭГО появляется с момента осознания ребёнком себя личностью. ЭГО контролирует, «сдерживает» сиюминутные порывы ИД, осуществляет поиск социально приемлемых, безопасных способов удовлетворения потребностей и инстинктов, тем самым ограничивая их удовлетворение. ЭГО обеспечивает сохранность организма, выстраивает психологические защиты (вытеснение, отрицание, контроль и пр.) для снижения тревоги. СУПЕР-ЭГО (СВЕРХ-Я) - это часть психики, которая произрастает из ЭГО. Это совесть, мораль, идеалы, ценности, этика, социальные нормы, приобретённые человеком в процессе социализации. СУПЕР-ЭГО обеспечивает функцию контроля, торможения проявления социально осуждаемых импульсов, исходящих от ИД. СУПЕР-ЭГО «пытается убедить» ЭГО в том, что нужно делать выбор в пользу социально приемлемого поведения, а не в пользу «аморальных» инстинктивных порывов «животного происхождения». | Личность – это совокупность трех сущностей: Ид, Эго и Супер-эго. |
К.Юнг «Юнговская теория личности» | Эгоявляется центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших малообразованных, не до конца сформировавшихся, человекообразных предков. В коллективном бессознательном отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. | Личность – это определенная, способная к сопротивлению и наделенную силой душевную целостность |
А. Адлер «Индивидуальная теория личности» | Основные психологические категории:
Вместо частей личности Адлер ввёл понятие стиля жизни. Творческое «Я»: человек имеет силу выбирать и корректировать планы, цели и даже стиль жизни. Типы установок, связанные со стилем жизни:
| Личность – это единый и согласующийся организм, сущность, которую нельзя разделить, и ни одно из проявлений жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. |
Э. Эриксон «Теория психосоциального развития личности» | Эпигенетический принцип: 1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни). 2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет). 3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет). 4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет). 5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет). 6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). 8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет). | Личность – это автономная система, взаимодействующая с окружением при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, развивающаяся эго-идентичность (целостность личности) на протяжении всего периода человеческой жизни, благодаря адаптивным функциям «Я», и приобретающая всё более высокий уровень компетентности. |
Э. Фромм «Теория личности Э. Фромма» | Социальные типы характера:
Фромм описал еще два типа характера: некрофильный и биофильный. Пять основных экзистенциальных потребностей человека:
Неотъемлемые черты человеческого существования: одиночество, изоляция и отчужденность. Механизмы бегства:
| Личность – это продукт динамического взаимодействия между врождёнными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. |
К. Хорни «Социокультурная теория личности к. Хорни» | Структура личности: - подлинное «я» (центр личности); - фиктивное, идеальное «я», можно назвать невротической. Базальная тревога; Неврозы (у взрослых); Невротические потребности:
Межличностные стратегии:
| Личность – это определенная целостность, доминирующими в структуре которой являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. |
Р. Кеттел «Теория черт личности» | По функциональной принадлежности:
1. Аттитюды. Интерес определенной интенсивности в некотором действии относительно определенного объекта. 2. Эрги - голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство(страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность. 3. Чувства. Это основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание, чувствовать, реагировать на определенные объекты. Виды черт личности:
А - отзывчивость-отчужденность В - интеллект С - эмоциональная устойчивость-неустойчивость Е - доминантность-подчиненность F - рассудительность беспечность G - сознательность-безответственность H - смелость-робость I - жесткость-мягкость L - доверчивость подозрительность M - мечтательность практичность N - дипломатичность-прямолинейность О - склонность к опасениям-спокойствие Q1 - радикализм-консерватизм Q2 - самодостаточность-комформизм Q3 - недисциплинируемость- контролируемость Q4 - расслабленность-напряженоость | Личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации, сложная и дифференцированная структура черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. |
Г. Айзенк «Факторная теория типов» | Интроверсия — экстраверсия: — Степень, в которой человек направляет свою энергию внутрь себя или наружу на других. Интроверсия предполагает направление внимания на внутренние переживания, в то время как экстраверсия относится к сосредоточению внимания на других людях и окружающая среде. Эмоциональная стабильность — нейротизм: — Предрасположенность человека к эмоциональному расстройству или стабильности. Психотизм: — Низкое значение означает теплоту в отношениях и стремление заботиться о других. — Высокое проявляется в антисоциальности, холодности, враждебности и безразличии к другим. 4 основных типа личности: — холерик; — меланходик; — флегматик; — сангвиник. Интроверты: кортикальное возбуждение —> поведенческое торможение Экстраверты: кортикальное торможение —> поведенческая спонтанность Схема типов личности Айзенка: Холерик — экстраверт, невротик. Меланхолик — интроверт, невротик. Флегматик — интроверт, эмоциональная нестабильность. Сангвиник — экстраверт, эмоциональная стабильность. | Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. |
Б.Ф. Скиннер «Бихевиористская теория личности рефлекторного направления» | Две разновидности поведения: респондентное и оперантное. Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Оперантное поведение возникает при научении:
За формирование оперантного поведения ответственное подкрепление:
Аверсивный контроль осуществляется 2 методами: позитивным и негативным наказанием. Скиннер был сторонником позитивного подкрепления для устранения нежелательного поведения. | Личность - своеобразный характер взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. |
Уотсон «Бихевиористская теория Дж. Уотсона» | В бихевиоризме составные элементы личности представлены тремя классами:
Каждая из составляющих имеет свое сознание и отвечает за его развитие. Условные рефлексы легко прививаются, но легко и исчезают. На этом основан механизм воздействия. | Личность - сумма действий, производное системы привычек, которые можно обнаружить при фактическом наблюдении в течении достаточно длительного времени. |
Торндайк «Бихевиоризм Торндайка» | Четыре основных закона научения:
Торндайк выделил также дополнительные условия успешности научения - легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними. Обучение происходит путем проб и ошибок. | Личность – это объект наблюдения за процессом научения и поведения, фиксируя коннекцию (связь) между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями - ответными реакциями. |
Бандура А. «Социально-когнитивная теория личности» | Сформулировал тройственную модель реципрокного детерминизма (взаимного детерминизма), согласно которой поведение человека есть результат взаимодействия личностных факторов, включая мышление и познавательную способность, явлений окружающей среды и действий самого человека. Поведение человека формируется действиями трех переменных величин:
При этом поведение отчасти является функцией окружающей среды, а окружающая среда отчасти зависит от поведения. Третий фактор, влияющий на поведение, —внутренние характеристики, например мышление, способность запоминать и предвидеть события. | Личность – это продукт научения, в ходе которого он способен усваивать разнообразные поведенческие паттерны, это внутренние характеристики, например мышление, способность запоминать и предвидеть события; это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, - с другой. |
Д. Келли «Когнитивная теория личности» | Дж. Келли построил свою теорию на основе одной из философских позиций — конструктивного альтернативизма.
Специфические типы личностных конструктов:
Конструкты могут быть как вербальными (сознательные конструкты, которые могут быть выражены словами), так и довербальными (бессознательные конструкты, которые используются в том случае, если у человека нет слов, чтобы выразить его). Для измерения личностных конструктов был разработан методический принцип «репертуарных решеток» и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК). По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что они живы. | Личность – это исследователь, который, относительно происходящих событий, ситуаций и людей, строит гипотезы, а в случае их опровержения — альтернативы этих гипотез. |
А. Маслоу «Гуманистическая теория личности» | Основанием пирамиды потребностей являются физиологические потребности:
Согласно Маслоу, путь достижения вершины пирамиды лежит через последовательное удовлетворение нижележащих потребностей. | Личность - это неделимое целое, ее нельзя «раскладывать» на отдельные элементы, единицы, компоненты. Человек как личность может существовать только в динамике, только в развитии. |
К. Родждерс «Феноменологическая теория личности» | С точки зрения К. Роджерса, поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Люди способны строить свою судьбу, они по природе целеустремленные, заслуживающие доверия и самосовершенствующиеся. Ученый считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным достигать их, а не созданием, которое не может контролировать происходящее. | Личность, с точки зрения К. Роджерса, представляет собой дифференцированную (и при этом центральную) часть общего феноменологического поля, то есть часть опыта индивида, его ядро. Она возникает в процессе развития индивида и заключает в себе осознание им самого себя, своего опыта, своего бытия. |
Б.Г. Ананньев «Концепция человекознания» | По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур. Человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. | личность — это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. |
А.Н.Леонтьев «Психологическая теория. Концепция личности» | Если говорить кратко, теория Леонтьева заключалась в том, что структура личности человека исходит не из его генов, задатков, знаний, навыков. Ее основой служит предметная деятельность, а именно механизм взаимоотношений с окружающей средой, которые реализуются через иерархию различных деятельностей. Человек находится в определенных общественных отношениях. Какие-то из них – ведущие, а какие-то – подчиненные. | Личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство — личность — не дано изначально. Человек не родится в качестве личности. Личность человека возникает в ходе развития его жизни» |
В.Н. Мясищев « Концепция личности. Теория личности» | По его мнению, в структуре личности нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность – отношение, замыкающее на себе все другие психологические характеристики личности . Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Личность есть система отношений. Структура отношений личности по В.Н. Мясищеву включает три компонента: эмоциональный, познавательный, поведенческий . Развитие отношений проходит несколько этапов: 1) предотношения, в которых отсутствует элемент сознания; 2) развивается выраженная избирательность отношения (2-3 года); 3) увеличивается число отношений (школьный возраст); 4) формирование принципов, убеждений, идеалов (старший школьный возраст). Отношения и установки В.Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые возникают в процессе индивидуального опыта. Отношение сознательно и характеризуется избирательностью. Установка бессознательна, характеризуется готовностью, предрасположенностью. | Личность – это определение человека в контексте приобретенных им разнообразных социальных качеств |
К.К. Платонов | К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. Существует статистическая и динамическая структура личности. Под первой подразумевается абстрактная модель отдельная от функционирующей в реале личности. Такая модель характеризует основные составляющие человеческой психики. Данная концепция – это наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. Существует статистическая и динамическая структура личности. Под первой подразумевается абстрактная модель отдельная от функционирующей в реале личности. Такая модель характеризует основные составляющие человеческой психики. Основополагающим моментом определения параметров личности в ее статистической модели является несхожесть компонентов психики. Различают такие составляющие: · общие свойства психики для всех людей (эмоции, восприятие, ощущения); · характерные только для определенных социальных групп особенности психики благодаря различным ценностным ориентациям и социальным установкам; · индивидуальные свойства психики, они неповторимы, присущи только конкретному человеку (характер, способности, темперамент). В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. | Личность - человек, как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира. Человек, как целостность и как индивидуум, т.е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры, он может рассматриваться либо как организм, либо как личность. |