Файл: Одним из основных вопросов развития коммуникативистики как на уки является создание общей теории, т к. в основном изучение коммуни каций осуществляется в рамках отдельных научных отраслей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В свою очередь объектом политической коммуникативистики яв ляется политическая коммуникация «как информационное взаимодей ствие политических акторов по поводу властно-управленческих отно шений» [16, с. 87].Определение предмета изучения данной области знаний представ ляет собой сложную задачу, поскольку проблемы политической комму никации разрабатываются и в других научных областях, таких как со циология, лингвистика, журналистика, антропология, психология и др. В связи с этим возникает проблема разграничения предметной области изучения политической коммуникативистики и других наук (см. рису нок).К примеру, Л. Н. Тимофеева предлагает считать объектом полити ческой коммуникативистики теорию политической коммуникации, в таком случае политическая коммуникативистика как наука формирует ся на стыке политологии и коммуникативистики. Теория политической коммуникации в качестве объекта исследования позволяет сформировать целостную науку и исключить ее поглощение одной из наук. Однако следует отметить, что теория политических коммуникаций еще не сформировалась в качестве целостной теории.
4 вопрос.
Проблемы развития политической коммуникативистики в России
1. Политические коммуникации сегодня превратились в эффективное средство конструирования политической реальности. Они многое определяют в современном мире, в России. Однако мы ощущаем явное отставание теоретического изучения этого феномена от реальных масштабов, которые они занимают в политической практике.
2. Хотя в России и в мире в последние годы немало делается для институционализации политической коммуникативистики, однако до сих пор остаются до конца не решенными ряд проблем, связанных с ее объектом — теорией политической коммуникации и ее многосоставным предметом — разнообразными практиками политической коммуникации. Проблемой для политической коммуникативистики является отсутствие конвенционального понятийного и категориального аппарата. Кроме того, стремительное развитие ее отраслей заставляет решить, в каком «родстве» или в соподчинении ей находятся быстро набирающие популярность такие субдисциплины, как «политическая медиалогия» и «политическая дискурсология» и т.д.
Этические проблемы политической коммуникации
Манипуляция сознанием, как ключевая проблема политической коммуникации.
Общая характеристика проблем политической коммуникации
В научной и учебной литературе, посвященной изучению политических явлений и процессов, справедливо указывается на то, что политичес кая сфера общественной жизни общества в целом, и политическая коммуникация – в частности, в известной степени выступают продуктом той исторической эпохи, в рамках которой происходило их становление и развитие.
В этой связи изучение проблем политической коммуникации необходимо рассматривать в связи с теми конкретно-историческими условиями, в которых происходит формирование современной политики в Российской Федерации.
Так, современная политическая ситуация может быть охарактеризована как связанная с формированием демократического государства и гражданского общества, которое, в свою очередь, невозможно без демократизации политических процессов и институтов. Ключевым институтом, способным обеспечить достижение соответствующих задач выступают прямые, свободные, конкурентные выборы, как важнейший институт легитимизации политической власти и формирования демократических начал государственного управления.
В этой связи, большое количество проблем политической коммуникации на современном этапе исторического развития нашей страны обнаруживается именно в сфере коммуникации в электоральном процессе – то есть в процессе агитации и формирования политических предпочтений граждан Российской Федерации.
Этические проблемы политической коммуникации
В современной, в том числе отечественной политологической литературе, зачастую обращается внимание на то, что, прежде всего, в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной не только с политическим руководством, но и с обслуживанием предвыборных, агитационных и иных механизмов, в любом человеческом обществе формируются и постепенно укореняются определенные этические проблемы политической коммуникации. В числе таких проблем, в том числе, принято выделять:
Проблема выбора форм достижения и реализации тех политических целей и задач, которые стоят перед субъектом политической коммуникации, то есть проблема соотнесения избираемых в процессе осуществления политически-значимой деятельности форм и методов с признанными в обществе представлениями о морали, нравственности, должном поведении и пр.;
Проблема, связанная с характером взаимодействия лиц, обслуживающих предвыборную деятельность – так называемых электоральных (политических) технологов и самих представляемых соответствующими технологами политических деятелей. Сущность данной проблемы заключается в том, что сама по себе коммуникационная деятельность, связанная с разного рода широким политическим консультированием предполагает установление особо доверительных отношений между политиком и политтехнологом.
В этой связи возникает проблема ответственности технологов за неразглашение полученной информации третьим лицам, способным использовать ее вопреки интересам представляемого политика. Особенно остро данная проблема стала восприниматься в связи с участившимися случаями использования приемов дискредитации политических оппонентов, как одного из способов политической борьбы;
Проблема противоречия собственных убеждений электоральных технологов и взглядов представляемых ими политиков. Современная ситуация на рынке консультационных услуг по политическим и избирательным вопросам демонстрирует, своего рода, превосходство предложения над спросом. В таких условиях нередко происходит некорректная с этической точки зрения ситуация при которой собственные взгляды и убеждения политтехнолога противоречат тем идеям, которые отстаивает представляемый им политический деятель;
Проблема определения степени допустимости вторжения субъектов политической коммуникации в сознание и подсознание людей, и воздействие на них посредством использования разного рода манипулятивных технологий. Несмотря на кажущуюся простоту и несерьезность данной проблемы, фактически, в современных условиях широкого развития и распространения средств массовой коммуникации проблема манипуляции сознанием избирателей стоит очень остро.
Политическая манипуляция – обращение с политически-активным населением как с объектом, управление людьми посредством исполь зования определенных коммуникационных схем, властное манипулирование человеческим поведением, в условиях сокрытия истинных целей и создания иллюзии того, что управляемое лицо пришло к навязываемому решению самостоятельно, с опорой на собственный, осознанный выбор.
Политологи отмечают то, что ключевой опасностью манипуляций в сфере осуществления политической власти и участия в выборных мероприятиях выступает то, что происходит постепенных уход от реальных проблем и общезначимых явлений и процессов к несущественным, избирательным успехам и неудачам конкретных лиц, постановке своего рода «политических спектаклей», и т.д.
Более того, использование манипулятивных технологий по своей сути антидемократично, поскольку не только нарушает права граждан на свободное принятие решений, но и само по себе наценено на заранее заданное заинтересованными субъектами политической коммуникации изменение сознания и поведения, в условиях когда широкие массы, в отношении сознания которых и происходит соответствующее воздействие, оказываются неосведомленными об истинном значении происходящих в информационном пространстве вокруг них явлений и процессов.
Собственно, таким образом, сразу высвечивается важнейшая проблема коммуникативистики: отсутствие онтологической картины изучаемого объекта и его схемы, которая могла бы лечь в основание теории коммуникации. Место такой схемы в коммуникативистике занимают различные «модели» коммуникации – Аристотеля, Шеннона-Уивера, Лассвелла, Осгуда-Шрамма, Якобсона и др.,
Политическая коммуникация
• ЭтО передача и обмен информацией, идеями, : эмоциями, навыками, смыслами и т.п. в сфере ПОЛИТИКИ C помощью разнообразных символов (слов, картин, : графиков, музыки и т.д.) между субъектами политики и гражданами в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.
ТИПОЛОгИЯ ПОЛИТиЧеСКОЙ
: 1)
Межличностная политическая коммуникация.Она предполагает непосредственный, «лицом к лицу» контакт людей в сфере политики. Выделяют такие стороны МеЖЛичНоСтНОЙ ПОЛИТиЧеСКОЙ коммуникации:
• коммуникативную,связанную обменом информацией. Между партнерами по сообщению, передачей и приемом мнений, чувств (встречи с избирателями, «горячие линии» В прямом
•эфире на радио И телевидении, виртуальный контакт политиков с гражданами через Интернет и т.п.);
• интерактивную, связанную с обменом действиями между сторонами (вопрос
⁃ ответ, просьба - отказ или согласие во время диалога политиков С населением, контакта политиков друг с другом и т.п.);
• перцептивную, связанную C восприятием и пониманием друг друга взаимодействующих субъектов, объектов политики, формированием определенных межличностных отношений.
:2) Групповая политическая коммуникация. Она происходит в ходе общения в малых ; группах (фракции в Государственной Думе,партийные блоки; правительства и администрации Президента ; И т.П.).
В данном типе коммуникации действуют те же закономерности, что и в межличностной политической коммуникации. В то же время ему присущи и специфические особенности.: К ним, прежде всего, относятся лидерство и руководство в группах, стимулирование группы лидером, нацеливание на выполнение определенных задач, процесс обсуждения Значимых общественно-' политических проблем и принятие групповых решений.
3) Массовая политическая коммуникация. Она возникает в процессе распространения политической информации и влияния в обществе с помощью специальных средств: печати, TV, радио, кино-, фотодокументов.