Файл: Понятие юридической ответственности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же в практике юриспруденции существует такой вид ответственности, как конституционная ответственность. В одних случаях она применяется за слабую работу, неверный курс действий или даже без вины в чём либо. Например, согласно Конституции РФ, Президент по решению Федерального Собрания, может быть отстранён от должности в случае нарушения Конституции РФ, законов Российской Федерации, а так же данной им присяги (Конституция РФ, глава 4, статья 82):

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и Судей Конституционного Суда Российской Федерации.). Здесь, следовательно, ответственность может наступать и за правонарушение, и за нарушение морально-политических обязательств, предусмотренных в тексте присяги. В случае отказа в доверии или выражении недоверия Правительству Федеральным Собранием РФ все правительство уходит в отставку (в том числе и хорошо работавшие министры, к работе которых нареканий нет). Депутат Государственной Думы может быть отозван избирателями. Основания отзыва не определены, а ими на практике могут быть и нарушения закона, и совершение аморального поступка и недостаточно активная работа в Думе, куда депутат был избран.

Существует и такой вид ответственности, как ответственность государства перед народом, т.е. своими гражданами. Тоталитарное государство Советского Союза осуществляло полный контроль над жизнью всего общества, его гражданами. Считалось, что оно дарует гражданам определённые права, устанавливает границы свободы, определяет обязанности и отмеряет ответственность за их нарушение "от имени народа".

При таком режиме вопрос об ответственности государства перед населением, о справедливости отношений государство-гражданин отпадал сам собой и был как бы неуместен. Но после того как политическая система нашего государства взяла курс на построение правового государства, этот вопрос стал очень актуальным. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1991года, провозгласила: "Каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причинённого незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей". Аналогичное положение содержится в Конституции РФ 1993 года: Глава 1, статья 52:Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняется законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба. Глава 1, статья 53: Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц. Таким образом, государство все-таки признало свою материальную ответственность за совершённые в прошлом преступления против граждан, и практически ступило на путь формирования правового государства.


Заключение

Результатом проведенного исследования являются разработанные нами положения по построению системы юридической ответственности с определением ее структуры, видов и форм реализации.

Понятие юридической ответственности включает в себя ее различные аспекты, раскрывающие социальный, государственно-властный и индивидуальный характер данного явления, в связи с чем юридическую ответственность необходимо определять как правовое образование в системе права России, посредством которого государство в лице своих органов обеспечивает функцию управления обществом путем правовой регламентации действий субъектов права в регулятивных правоотношениях по исполнению ими своих обязанностей и правовой оценке этих действий, а также через угрозу применения либо реального применения мер принуждения к лицам, совершившим правонарушение.

Юридическая ответственность как правовое образование, входящее в систему права России, в зависимости от формы ее реализации располагается в подсистемах отраслей права с регулятивными либо охранительными функциями. При этом форма и вид юридической ответственности определяются регулятивной либо охранительной функцией отрасли права. Позитивная юридическая ответственность реализуется в регулятивных правоотношениях, при этом позитивная юридическая ответственность в статике (т.е. до возникновения правоотношения) и динамике совпадают. Негативная юридическая ответственность реализуется в охранительных правоотношениях. Негативная юридическая ответственность в своей статике (т.е. до возникновения охранительного правоотношения) составляет содержание деликтоспособности как элемента правового статуса и оказывает на субъекта, при выборе им своего поведения, превентивное воздействие.

Субъект в рамках своего правового статуса выбирает возможное поведение и вступает в конкретные регулятивные или охранительные правоотношения. В первом случае он реализует позитивную юридическую ответственность; во втором - негативную ответственность. Следовательно, нет правоотношения без юридической ответственности, при этом исполнение (неисполнение) субъектом своей обязанности может вызвать наступление или позитивной или негативной юридической ответственности.

Реализация субъектом охранительного правоотношения, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение им юридической обязанности, вызывает к реализации регулятивную норму процессуального права, определяющую правосубъектность уполномоченного лица по применению к правонарушителю мер юридической ответственности. Этот же момент (совершение правонарушения) определяет начало реализации негативной формы юридической ответственности.


Виды негативной юридической ответственности при ее реализации определяются различными факторами, в первую очередь характером совершенного правонарушения, личностью правонарушителя и мерами государственного принуждения, направленными на ограничение прав субъекта-правонарушителя. Государственное принуждение, направленное на правонарушителя, может быть реализовано через три типа ограничений -психологическое, имущественное и физическое. В этой связи обоснованно существование таких видов ответственности, как уголовная, материальная (имущественная), обеспечивающих охрану всех общественных отношений, а также отдельных видов юридической ответственности, содержанием которых является принуждение психологического характера, направленных на охрану узкого круга общественных отношений (гражданско-правовая, дисциплинарная, уголовно-процессуальная ответственность и др.).

Административная ответственность, предусмотренная законодательством РФ, требует реформирования в сторону пересмотра ее содержания и значения. Исторически обосновано включение действующего института административных правонарушений в систему уголовной ответственности в качестве незначительных правонарушений. При этом сам термин "административная ответственность" должен остаться и обозначать один из видов юридической ответственности государства.

Закрепление в Конституции РФ положения о взаимной ответственности государства и человека требует включения в систему юридической ответственности, наряду с ответственностью частного лица, и юридической ответственности государства. Позитивная форма реализации юридической ответственности государства закрепляется публичными отраслями права с регулятивными функциями, а негативная форма требует отдельного, самостоятельного закрепления на уровне отраслей права с охранительными функциями. При этом необходимо отделить от юридической ответственности государства такой вид, как ответственность органов государственной власти и ответственность государственных должностных лиц (конституционная ответственность), признав ее автономной от юридической ответственности государства.

Меры юридической ответственности государства, применяемые при ее реализации, позволяют классифицировать последнюю по двум видам: имущественная ответственность государства и административная (неимущественная) ответственность государства. Имущественная ответственность государства - это обязанность государства возместить вред, причиненный его государственными органами или их должностными лицами в результате совершения ими действий либо вынесения решений, нарушающих права частных лиц. Административная ответственность государства - это обязанность государства организационного характера, направленная на восстановление прав и свобод человека, попрание которых произошло по вине органов государственной власти или их должностных лиц.