ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Современные монархические формы правления»
Ястребова Виктория Александровна студентка 1 курса юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Аннотация: В статье рассматривается разновидности государств с монархической формой правления. На данный момент исследование актуально, так как растет число призывов к возвращению монархии в некоторых государствах, включая Россию.
Ключевые слова: форма правления, монархические институты, абсолютная монархия, конституционная монархия, монарх.
Монархическая форма правления ранее существовала в большинстве государств мира, на сегодняшний день только около 40 стран являются монархиями.
После Второй мировой войны количество монархий существенно уменьшилась (были ликвидированы монархии в Италии и Индии, Египте и Иране, в Албании и Непале), однако во многих странах она сохранилась. В частности, в Европе существует достаточно много монархий: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия и Швеция. В Азии к монархиям относятся Бахрейн, Бруней, Иордания, Малайзия, Камбоджа, Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд и Япония
Монархия - форма правления, при которой высшая государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства, монарха, и является наследственной. Характерными чертами монархии являются: - наследственность - бессрочное правление - независимость от народа
Различают абсолютную и конституционную монархию.
Абсолютная монархия - это форма правления, характеризующаяся высокой степенью централизации государственной власти, т.е. монарх единолично принимает законы, управляет правительством и контролирует судебную систему.
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия. Это форма правления, при которой глава государства представляет как светскую, так и религиозную власть (например, Ватикан).
Конституционная монархия - форма правления, при которой верховная власть разделена между монархом и выборным органом, парламентом, на основании специального юридического соглашения, конституции.
Существует два типа конституционной монархии: парламентская и дуалистическая.
Парламентская монархия - это форма правления, при которой полномочия монарха очень ограничены. Вся
законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть - правительству, а правительство подотчетно парламенту за свою деятельность. Монарх выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания).
Дуалистическая монархия - это форма правления, при которой государственная власть формально и юридически разделена между монархом и парламентом. Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - парламенту, но на практике парламент подчиняется монарху (Марокко, Иордания).
Теократическая монархия
-
Саудовская Аравия -
Ватикан
Ватикан является абсолютной теократической монархией, а главой государства, которому принадлежат законодательная, исполнительная и судебная власти, является Папа Римский, избираемый пожизненно кардиналами. Главой исполнительной власти является государственный министр, который сочетает в себе полномочия премьер-министра и главы правительства. Члены Папской комиссии, главного законодательного органа, назначаются на пятилетний срок. Во время конклава после смерти Папы и до назначения нового Папы его функции выполняет Камерленго.
Папу Римского избирают кардиналы Рима, которые помогают ему выполнять свои обязанности. Когда кардинал умирает или достигает 80-летнего возраста, Папа назначает нового кардинала, который становится его преемником. Папа управляет Церковью через папство, которое состоит из различных советов, секретариатов и судов.
Самым важным из них является Священная конгрегация доктрины веры (ранее известная как Святой престол), которая отвечает за очищение католической доктрины и христианской морали. Самым важным является Священная Римская Рота, которая выносит решения по вопросам брака и развода. Когда-то Папа управлял большей частью центральной Италии светским путем, а с 1929 года он является главой Ватикана, небольшого суверенного государства, расположенного на территории Римской империи.
Политический порядок в Саудовской Аравии определяется Конституцией, основным законом Королевства.
Согласно исламскому праву, реальная власть короля ограничена только положениями шариата.
В современное время страной правит король, и все органы власти подчиняются ему. Постановления шариата по согласованию с улемами - религиозными лидерами страны. Это важный представитель саудовского общества. Исполнительная власть представлена Советом министров, состоящим из премьер-министра, первого заместителя премьер-министра и 20 министров.
Законодательная власть представлена Консультативной ассамблеей. Деятельность политических партий в Саудовской Аравии официально запрещена. Судебная власть характеризуется следующей особенностью, существуют религиозные суды. Король назначает Высший судебный совет по рекомендации Высшего судебного совета.
Король назначает Верховный судебный совет и судей. Король является высшей судебной инстанцией.
Он имеет право объявлять амнистию.
Королевство функционирует как главное святилище ислама, сердце ислама.
Проанализировав монархию этих других стран можно сделать вывод что, теократия имеет как преимущества, так и недостатки. Поскольку глава государства рассматривается как представитель Бога, а не как выборное лицо, народ страны, как правило, лоялен правителю. К недостаткам относится отсутствие религиозной свободы и религиозного разнообразия.
Из-за тесной связи между церковью и государством гражданские свободы в теократическом государстве урезаны. Законы основываются не на разуме или справедливости, а на велениях религии. По этой причине законы не могут обсуждаться и, в частности, не могут быть изменены.
Аналогичным образом, свобода слова либо не существует, либо, если она существует, то сильно ограничена. Это связано с тем, что критика правительства означает критику самого Бога и его власти.
В теократических системах правительства, как правило, авторитарны и нетерпимы к взглядам, которые противоречат Слову Божьему, признанному в качестве закона.
Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что монархия (гр. monarchia - суверенитет), наряду с республиканизмом, является одной из двух политических форм, известных в теории государства и права. В монархии главой государства является монарх, единоличный правитель, власть которого в принципе пожизненна и переходит по наследству. Во всех монархических государствах монарх юридически неприкосновенен и не может быть привлечен к какой-либо ответственности.
Форма правления зависит, прежде всего, от типа общества. Монархия возникла в рабовладельческих обществах. При феодализме она стала основной формой правления. В буржуазных государствах сохранились лишь формальные признаки монархии. В то же время монархия является очень гибкой и жизнеспособной формой правления и, несомненно, обладает многими положительными качествами, которые не утратили своего значения и в наше время.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что выбранная мной тема полностью раскрывает понятие и сущность монархии. Также входе работы мной была охарактеризована сущность теократической монархии на примере Ватикана, Саудовской Аравии.