Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10.1.3. В инфекционных стационарах (отделениях) для приема больных следует предусмотреть приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделении: до 60 коек - 2 бокса; 60 - 100 коек - 3 бокса; свыше 100 коек - 3% от числа коек.

10.1.4. В неинфекционных отделениях для приема больных детей следует предусмотреть боксы и приемно-смотровые боксы. Количество боксов должно быть равно 5%, а количество приемно-смотровых боксов - 2% от числа коек терапевтического профиля и 4% от числа коек хирургического профиля.


  1. Значение детских игрушек для гармоничного развития детей. Форма, конструкция, материалы, используемые для изготовления игрушек, способы окраски и требования, предъявляемые к форме, конструкции, материалам и красителям.


Гигиенические требования к детским игрушкам

С помощью игр и игрушек ребенок постигает окружаю- щий мир. Игрушки служат источником положительных эмоций, поэтому очень важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка.

В первый год жизни развиваются зрительные и слухо- вые восприятия, голосовые реакции и основные движения, поз- воляющие изменять положение тела: садиться, вставать, спус- каться, цепляться руками. Игрушки для этого возраста должны быть достаточно крупными, ярко окрашенными, издающими звуки и удобными для захватывания. Распространенными явля- ются погремушки, кольца, разного рода резиновые игрушки. С развитием самостоятельного передвижения интерес приобретают различные машины, игрушки-каталки и пр.

На втором и третьем году жизни ребенка игра отличается отобразительным характе- ром. Вызывает интерес рассматривание картинок, ребенок по- знает окружающий мир, развивает речь. Игры становятся разно- образнее, появляются кукольные наборы мебели, посуды, звуко- вые игрушки: барабаны, бубны и т.д. Для развития речи органи- зуются игры для нескольких детей, построенные по принципу вопросов и ответов: картинное лото, диафильмы и т.д.

Начиная с дошкольного возраста, ребенок переходит к настоящей ролевой игре. Среди игрушек должен быть увеличен набор конструктивных игрушек (кубики, палочки, мозаика и т.д.); для спортивных игр и игр, имитирующих труд взрослых, необходимо использовать специальный набор игрушек (мячи, скакалки, лопатки, ведра и т.д.). Далее набор и конструкция иг- рушек усложняются. Добавляются оптические игрушки, игруш- ки с более сложной конструкцией, модели и т.д.


Таким образом, все игрушки подразделяются по принад- лежности по возрастам:

  •   до 1 года – ранний период;



  •   от 1 года до 3-х лет – ясельный;



  •   от 3-х лет до 6-ти лет – дошкольный;



  •   от 6-ти до 10 лет – младший школьный;



  •   от 10 до 14 лет – средний школьный.



Причем этот возраст должен обязательно указываться либо на упаковке, либо на вкладыше наравне с названием иг- рушки и инструкцией. Требования, предъявляемые к качеству материала, из которого изготавливается игрушка, ее форма, кон- струкция и т.д. представлены ниже в Приложении No1 к методи- ческой разработке.
Материалы, применяемые для изготовления игрушек, не должны включать ядовитые, вредные для здоровья вещества. Такие материалы, как дерево, металл, картон, ткань применяют только новыми. Использование утиля не допускается. Из новых синтетических материалов, игрушки можно изготавливать толь- ко в том случае, если эти материалы прошли контроль и разре- шены органами санитарной инспекции. Такие материалы, как мех, кожа, волос, применяют после соответствующего разреше- ния ветеринарной службы и предварительной дезинфекции.
Игрушка по форме и конструкции должна быть удобной и безопасной, с гладкими поверхностями и хорошо заделанными краями, без выступающих острых углов и мелких легко отделяе- мых деталей. Составные части игрушек для детей ясельного воз- раста должны быть не менее 30 мм. Для наполнения погремушек разрешается применять металлические и пластмассовые гранулы диаметром не менее 5 мм.
При оценке оптических игрушек (бинокли, фильмоскопы и др.) следует убедиться, что использование их не вызывает напряжения зрения, исключает искаженное изображение пред- мета, мелькание и т.п. В озвученных игрушках сила шума не должна превышать 65 дБ. В игрушках с применением микро- электродвигателей электрическое напряжение не должно пре- вышать 12 В.

Масса игрушки должна соответствовать силе ребенка – для детей дошкольного возраста не превышать 400 г, для млад- ших школьников – 800 г.

При окрашивании игрушек соблюдают следующие тре- бования: лаки и краски должны давать прочную и не липкую пленку, не имеющую запаха и не сползающую при мытье горя- чей водой (температура 60 градусов) с мылом, а также 2% рас- твором хлорной извести в течение 5 минут. Пленка должна быть устойчива к слабым растворам кислоты и щелочи как аналогам слюны и желудочного сока.


СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03

Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека.

СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

2.3. Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к игрушкам, играм, их частям и принадлежностям,
пастам для лепки

2.3.1. Игрушки, игры, их части и принадлежности, пасты для лепки должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, микробиологическим и

токсиколого-гигиеническим показателям (пункты 2.3.2 - 2.3.16).

2.3.2. В игрушках не допускается применение древесины с червоточинами и сучками, набивочных материалов, содержащих твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическая стружка, щепки, осколки стекла или пластмассы и другое), горючих газов и горючих жидкостей.

2.3.3. В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение меха, кожи, стекла, ворсованной резины, картона и бумаги, а также полимерных недублированных пленок толщиной менее 0,038 мм, целлулоида, набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, наполнителей игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 50%.

2.3.4. В игрушках для детей старше 3 лет допускается наличие стекла в том случае, если оно необходимо для выполнения игрушкой ее функции.

2.3.5. В конструкторах и моделях для сборки для детей в возрасте до 10 лет пайка не допускается.

2.3.6. Не допускается утечка содержимого в игрушках, наполненных жидкостью или другим наполнителем.

2.3.7. В наборах предметов-реактивов для опытов не допускается применение пожаро- и взрывоопасных веществ, а также веществ, образующих такие соединения в процессе проведения опытов.

2.3.8. Защитно-декоративное покрытие игрушки должно быть стойким к влажной обработке. Не

допускается поверхностное окрашивание и роспись погремушек и игрушек, контактирующих со ртом пользователя.


2.3.9. Масса погремушек должна быть не более 100 грамм.

2.3.10. В игрушках для детей до 3 лет не допускается миграция химических веществ 1 класса опасности.

2.3.11. Игрушки, игры, пасты для лепки, спортивный инвентарь, части и принадлежности должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, токсиколого-гигиеническим показателям, установленным настоящим разделом санитарных правил.

2.3.12. Требования к органолептическим показателям:

а) интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей до 3 лет и игрушек, контактирующих с полостью рта, не должна превышать 1 балла;

б) интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей старше 3 лет не должна превышать 2 баллов;

в) игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, и игрушки, контактирующие с полостью рта, не должны обладать привкусом интенсивностью более 1 балла.

2.3.13. Требования к физико-гигиеническим показателям:

а) эквивалентный уровень звука игрушек, имеющих акустическое звучание (кроме игрушек, издающих импульсный звук, игрушек-модулей для спортивных соревнований, настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), для детей до 3 лет должен быть не более 60 дБА, от 3 до 6 лет - не более 65 дБА, старше 6 лет - не более 70 дБА. Уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе должен быть не более 75 дБ;

б) максимальный уровень звука для детей до 3 лет должен быть не более 70 дБА, от 3 до 6 лет - не более 75 дБА, старше 6 лет - не более 80 дБА. Максимальный уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе не должен превышать 85 дБА; игрушек, издающих импульсный звук, - не более 90 дБА;

в) уровень напряженности электростатического поля на поверхности игрушек не должен превышать 15 кВ/м;

г) уровень напряженности электромагнитного поля, излучаемого радиоуправляемыми, электронными и электротехническими игрушками, не должен превышать 25 В/м при диапазоне частот 03 - 300 кГц, 15 В/м при диапазоне частот 03 - 3 МГц, 10 В/м при диапазоне частот 3 - 30 МГц, 3 В/м при диапазоне частот 30 - 300 МГц, 10 мкВт/см2 при диапазоне частот 0,3 - 300 ГГц;

д) уровень напряженности электрического поля тока промышленной частоты (50 Гц), создаваемого игрушкой, не должен превышать 0,5 кВ/м;

е) уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения не должен превышать 100 Вт/м2;


ж) уровни локальной вибрации, создаваемые игрушкой, не должны превышать 63 дБ при среднегеометрической частоте октавных полос 8 Гц и 16 Гц, 69 дБ - при 31,5 Гц, 75 дБ - при 63 Гц, 81 дБ - при 125 Гц, 87 дБ - при 250 Гц, 93 дБ - при 500 Гц, 99 дБ - при 1000 Гц. Корректированный уровень виброускорения не должен превышать 66 дБ;

з) в детских игрушках запрещается использование систем лазерного излучения всех типов;

и) удельная эффективная активность естественных радионуклидов в природных материалах (песок, гипс, глина) и изделиях из них (керамические изделия), входящих в состав наборов для игр, наборов для детского творчества, не должна превышать 370 Бк/кг.

2.3.14. Требования санитарно-химической безопасности:

а) материалы и изделия, предназначенные для производства игр и игрушек, а также игры и игрушки, должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил по химической безопасности (Приложение 1);

б) выделение вредных веществ, содержащихся в 1 кг любых материалов игрушки, кроме формующихся масс и красок, наносимых пальцами, не должно превышать следующие допустимые уровни:

сурьма - 60 мг; мышьяк - 25 мг; барий - 1000 мг; кадмий - 75 мг; хром - 60 мг; свинец - 90 мг; ртуть - 60 мг; селен - 500 мг;

в) выделение вредных веществ, содержащихся в 1 кг формующихся масс и красок, наносимых пальцами, не должно превышать следующие допустимые уровни:

сурьма - 60 мг; мышьяк - 25 мг; барий - 250 мг; кадмий - 50 мг; хром - 25 мг; свинец - 90 мг; ртуть - 25 мг; селен - 500 мг.

2.3.15. Оценка токсиколого-гигиенических показателей изделий проводится по индексу токсичности или по местному кожно-раздражающему действию.

Требования к токсиколого-гигиеническим показателям:

а) игрушки не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия;

б) игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, а также игрушки, функционально контактирующие с полостью рта ребенка, не должны оказывать раздражающего действия на слизистые;

в) индекс токсичности игрушек, определяемый в водной среде (дистиллированная вода), должен быть от 70 до 120% включительно, в воздушной среде - от 80 до 120% включительно. Значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста, должно быть меньше 20%.