Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.
Рекомендуемая продолжительность
сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °C | Длительность проветривания помещения, мин. | |
в малые перемены | в большие перемены и между сменами | |
От +10 до +6 | 4 - 10 | 25 - 35 |
От +5 до 0 | 3 -7 | 20 - 30 |
От 0 до -5 | 2 -5 | 15 - 25 |
От -5 до -10 | 1 -3 | 10 - 15 |
Ниже -10 | 1 - 1,5 | 5 - 10 |
6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.
Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °C и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.
При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.
6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.
Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.
6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.
Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.
6.12. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных организаций не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.
(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
-
Гигиенические аспекты организации летней оздоровительной работы с детьми и подростками. Требования к размещению и оборудованию летних оздоровительных учреждений.
При построении режима дня следует выделить несколько аспектов:
Пребывание на свежем воздухе. В режиме дня должно быть предусмотрено максимальное время пребывания на воздухе. Большое внимание должно быть уделено подвижным играм и развлечениям, спортивным мероприятиям, экскурсиям и туристическим походам. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития.
Сон является важной составной частью режима дня. Потребность в длительности сна меняется с возрастом. Но с целью оздоровления все дети независимо от возраста в ЛОУ должны спать днём.
Также рекомендовано организовывать дневной сон на свежем воздухе и при возможности создания условий - в ночное время. Свежий холодный воздух благоприятно влияет на глубину и продолжительность сна. Усиленная оксигенация стимулирует клеточное дыхание, активирует обменные процессы, улучшает общее состояние организма.
Двигательная активность в пределах гигиенических норм, как и вся система физического воспитания, направленная на оздоровление организма детей и подростков, увеличивает резистентные силы организма, снижает неспецифическую заболеваемость. Правильно организованное физическое воспитание способствует гармоничному развитию детей и подростков, повышению уровня умственной и физической работоспособности.
Кроме укрепления здоровья физическое воспитание обеспечивает:
-
формирование основных двигательных навыков, развитие координации движений, выработку быстроты, выносливости, ловкости и закалённости организма;
2) воспитание активности, дисциплинированности, чувства взаимопомощи в коллективных играх;
3) привитие навыка к систематическим занятиям физическими упражнениями и закаливанию;
4) привитие знаний по вопросам гигиены физических упражнений и спорта, профилактики травматизма, навыков самоконтроля.
При построении физических тренировок следует руководствоваться тремя правилами: правильность упражнений, постепенность нагрузки, постоянность тренировок. Неправильное выполнение упражнений ведёт к неравномерному увеличению нагрузки, что впоследствии может привести к перенапряжению функциональных систем и отказу от тренировок.
Закаливание – система процедур, направленных на выработку закалённости, т.е. качества организма, обеспечивающего сопротивление его неблагоприятным метерологическим воздействиям. Формы и режим закаливания определяются исходя из общего состояния организма ребёнка, а также от степени его закалённости. Наиболее часто используются следующие формы закаливания: воздушные ванны (общие и частичные), водные процедуры (обтирание и общее обливание тела, обливание ног, купание в открытых водоёмах и контрастные процедуры). Вода отнимает больше тепла, чем воздух той же температуры. Водные процедуры начинают проводить водой нейтральной температуры. Также при построении системы закаливания руководствуются тремя принципами: правильность, постепенность и постоянность.
Общее планирование дня должно обеспечивать равномерное распределение видов деятельности, исключающее развития переутомления организма у детей и подростков.
Кроме построения режима важным аспектом оздоровительной деятельности является питание детей. Организация питания должна отвечать требованиям безопасности, а рацион питания должен обеспечивать физиологическую потребность детей и подростков в пищевых веществах и энергии с учётом двигательной активности. Соответственно перед составлением рациона, изучив планируемый распорядок дня, определяется потребность детей в энергии и, исходя из этого, составляется рацион, который должен отвечать требованиям к организации питания в летних оздоровительных лагерях. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза рационов питания позволяет выявить и устранить недостатки при организации питания перед началом функционирования лагеря.
СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей"
II. Требования к земельному участку при размещении детского оздоровительного лагеря
2.1. Земельный участок для детского оздоровительного лагеря размещается за пределами промышленных объектов и производств, санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.
При проектировании детского оздоровительного лагеря отвод участков под строительство осуществляется с учетом розы ветров и наветренной стороны от источников шума и загрязнений атмосферного воздуха.
2.2. Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука, ионизирующего излучения на участке строительства детского оздоровительного лагеря не должны превышать гигиенические нормативы, установленные для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки; почва должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека веществ в почве.
2.3. Вновь строящиеся детские оздоровительные лагеря рекомендуется размещать в лесных, лесопарковых массивах на обособленных земельных участках.
2.4. Через участок детского оздоровительного лагеря не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).
На сложных рельефах местности предусматривается отвод паводковых и ливневых вод от участка для предупреждения его затопления и загрязнения.
III. Требования к территории детского оздоровительного лагеря
3.1. Территорию детского оздоровительного лагеря по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.
Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Для районов Крайнего Севера допускается снижение озеленения до 20% площади территории, свободной от застройки.