Файл: Урока. Обществознание 6 класс. Тема урока Конфликты в межличностных отношениях Тип урока урок формирования новых знаний.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор: Кочетова Людмила Ивановна, учитель обществознания
Центра образования «Аксиома»
Технологическая карта урока.
Обществознание 6 класс.
Тема урока: Конфликты в межличностных отношениях
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цели урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.Создать условия для понимания учащимися роли конфликтов в межличностных отношениях людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, формирование умений применять полученные знания в обычной жизни.
Задачи:
-
Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся видах конфликта, конфликтных ситуаций и его роли в жизни человека. -
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение правильно вести себя в конфликтной ситуации. -
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты:
-
Предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения.
-
Метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. -
Личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, видеосюжет
Средства обучения: компьютер, учебник, понятие общения из словарей.
Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, кодирование информации, игра, эвристическая беседа.
Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы.
Формирование УУД:
Познавательные:
- находить информацию в различных источниках;
- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы, выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.
Регулятивные:
- планировать и ставить цели деятельности в группе;
- оценивать степень достижения результатов.
Коммуникативные:
- излагать свое мнение, уметь его корректировать;
- организовать работу в группе;
- преодолевать конфликты;
- добиваться поставленных целей
- умение слушать и слышать своих одноклассников,
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,
- умение точно выражать свои мысли.
Личностные:
- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Основные термины и понятия: конфликт, межличностный конфликт, стадии развития конфликт, конфликтные ситуации, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
| Название этапа | Основная задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1 | Организационно-мотивационный этап | Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности. | Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке и выполнения поставленных задач. Приветствие учеников. Проверка отсутствующих. | Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность. | ||||
2 | Актуализация опорных знаний. (Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия). | Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия | Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбоскины». Видеосюжет Серия 15.« Кто красивее? ». Как вы думаете, почему так происходит? Почему Розочка ссориться с Лизой? Предположите, что произойдет дальше. Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к конфликту? Чем вызван конфликт? | Ученики отвечают на вопросы учителя. | ||||
3 | Целеполагание. | Сформулировать тему урока. Поставить цель урока. | Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Учащиеся формулируют тему урока: “Конфликт в межличностных отношениях”. Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске. Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия “ конфликт” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову конфликт. | Ребята записывают тему урока на доске. Подбирают слова ассоциации к слову конфликт. Можно на доске изобразить ромашку с лепестками. Каждый ученик подходит и записывает слова ассоциации на лепестке ромашки. | ||||
4 | Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений. | Создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность | Учитель записывает их на доске.Конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. А в переводе с латинского это слово означает «столкновение». Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми. Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. Назовите виды конфликта. | Дети называют свои ассоциации к понятию “конфликт». Далее само формируют определение, что такое конфликт. И записывают в своих тетрадях. Слова ассоциации и стадии конфликта, ребята могут записывать на облаках и приклеивать их на доску. А слово конфликт написать на солнышке. Ребята называют. | ||||
5 | Этап проверки и понимания учащимися нового материала. | Систематизация знаний, закрепление материала. | Учитель разбивает класс на 4 группы. Каждая группа получает задания и выполняет их на оценку. Назовите стадии конфликта. Составьте схему: стадии конфликта. | 1 группа. Определить причину конфликта сказочных героев. А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” Воротился старик к старухе, Рассказал ей великое чудо… Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую… Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море. Старика старуха забранила: “Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки 2 группа.
3 группа.
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. 4 группа. Слепой и молоко (басня) Один слепой от роду спросил зрячего: «Какого цвета молоко?« Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая». Слепой спросил: «А что, этот цвет так же шуршит под руками, как бумага?» Зрячий сказал: «Нет, он белый, как мука белая». Слепой спросил: «А что, он такой же мягкий и сыпучий, как мука?» Зрячий сказал: «Нет, он просто белый, как зимой заяц-беляк». Слепой спросил: «Что же, он пушистый и мягкий, как заяц?« Зрячий сказал: «Нет, белый цвет точно такой, как снег». Слепой спросил: «Что же, он холодный, как снег?« И сколько примеров зрячий ни говорил, слепой не мог понять, каким бывает цвет молока. (Л. Н. Толстой) | ||||
| Физкультминутка. | |||||||
6 | Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление | Полученную информацию применить на практике | Организация осмысления изучаемого материала. | | ||||
7 | Этап проверки понимания учащимися нового материала. | Обобщить полученные знания, сделать выводы | Продолжение просмотра видеоролика «Барбоскины» Поведение: Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс- для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание- заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Разрешение конфликта Поведение: Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс -обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий- по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих интеграция– наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение Какой смысл заложен в видеосюжете. | Ребята отвечают на поставленные вопросы. | ||||
8 | Этап обобщения и коррекции полученных результатов | Обобщить полученные знания, сделать выводы | Ну а теперь давайте выясним, насколько вы усвоили урок. Каждая группа должна составить памятку «Межличностные конфликты». Можно предложить выполнить ребятам тест. 1. Противостояние, которое ведёт к изменению межличностных отношений, — это 1) борьба 2) общение 3) конфликт 4) взаимодействие 2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: подчинение, прерывание, компромисс, __________. 1) избегание 2) конфликтное поведение 3) интеграция 4) конфликтная ситуация 3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: сотрудничество, избегание, приспособление. 1) поведение в конфликтной ситуации 2) поиск компромисса 3) разрешение конфликта 4) совместная деятельность 4. Случай, происшествие, недоразумение можно назвать 1) компромиссом 2) инцидентом 3) столкновением 4) соперничеством | Ребята представляют свои памятки. | ||||
9 | Этап информации о домашнем задании. | | Параграф (пересказ), запись в тетради. Мини проект. Составьте листовку «Пути преодоления межличностного конфликта». | | ||||
10 | Рефлексия | Соотнесение цели урока и результата | Я получил удовольствие от того, что… На уроке я себя чувствовала… Больше всего меня заинтересовала. | |