Файл: Урока. Обществознание 6 класс. Тема урока Конфликты в межличностных отношениях Тип урока урок формирования новых знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор: Кочетова Людмила Ивановна, учитель обществознания

Центра образования «Аксиома»
Технологическая карта урока.

Обществознание 6 класс.
Тема урока: Конфликты в межличностных отношениях

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цели урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить  причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в  конфликтной ситуации.Создать условия для понимания учащимися роли конфликтов в межличностных отношениях людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, формирование умений применять полученные знания в обычной жизни.

Задачи:

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся видах конфликта, конфликтных ситуаций и его роли в жизни человека.

  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение правильно вести себя в конфликтной ситуации.

  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения.

  • Метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

  • Личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
    проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Оборудование: компьютер,  проекторвидеосюжет

Средства обучения: компьютер, учебник, понятие общения из словарей.

Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, кодирование информации, игра, эвристическая беседа.

Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы.

Формирование УУД:

Познавательные:

- находить информацию в различных источниках;

- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы, выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.


Регулятивные:

- планировать и ставить цели деятельности в группе;

- оценивать степень достижения результатов.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, уметь его корректировать;

- организовать работу в группе;

- преодолевать конфликты;

- добиваться поставленных целей

- умение слушать и слышать своих одноклассников,

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

- умение точно выражать свои мысли.

Личностные:

- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Основные термины и понятия: конфликт, межличностный конфликт, стадии развития конфликт, конфликтные ситуации, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.




Название этапа

Основная задача этапа

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

1

Организационно-мотивационный этап

Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности.

Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке и выполнения поставленных задач. Приветствие учеников. Проверка отсутствующих.

Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность.

2

Актуализация опорных знаний. (Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия).

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия

Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбоскины». Видеосюжет Серия 15.« Кто красивее? ».

Как вы думаете, почему так происходит? Почему Розочка ссориться с Лизой? Предположите, что произойдет дальше.

Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к конфликту?

Чем вызван конфликт?

Ученики отвечают на вопросы учителя.


3

Целеполагание.

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Учащиеся формулируют тему урока: “Конфликт в межличностных отношениях”. Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске. Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия “ конфликт” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову конфликт.

Ребята записывают тему урока на доске. Подбирают слова ассоциации к слову конфликт. Можно на доске изобразить ромашку с лепестками. Каждый ученик подходит и записывает слова ассоциации на лепестке ромашки.





4

Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений.

Создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность

Учитель записывает их на доске.Конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
А в переводе с латинского это слово означает «столкновение».

Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Назовите виды конфликта.

Дети называют свои ассоциации к понятию “конфликт». Далее само формируют определение, что такое конфликт. И записывают в своих тетрадях.



Слова ассоциации и стадии конфликта, ребята могут записывать на облаках и приклеивать их на доску. А слово конфликт написать на солнышке.

Ребята называют.

5

Этап проверки и понимания учащимися нового материала.

Систематизация знаний, закрепление материала.

Учитель разбивает класс на 4 группы. Каждая группа получает задания и выполняет их на оценку.

Назовите стадии конфликта. Составьте схему: стадии конфликта.

1 группа.

Определить причину конфликта сказочных героев.
А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

Воротился старик к старухе,

Рассказал ей великое чудо…

Я сегодня поймал, было рыбку,

Золотую рыбку, непростую…

Не посмел я взять с неё выкуп,

Так пустил ее в синее море.

Старика старуха забранила:

“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки

2 группа.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

А) стремление выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своем

Б) поиск решения конфликта, взаимные уступки

В) противоречия, которые вызвали конфликт сохраняются

Г) противоречия, которые вызвали конфликт исчезают полностью или частично

1) компромисс

2) избегание

 



3 группа.


    • 2. В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. 

4 группа.

Слепой и молоко (басня)

Один слепой от роду спросил зрячего: «Какого цвета молоко?«

Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая». Слепой спросил: «А что, этот цвет так же шуршит под руками, как бумага?»

Зрячий сказал: «Нет, он белый, как мука белая». Слепой спросил: «А что, он такой же мягкий и сыпу­чий, как мука?»

Зрячий сказал: «Нет, он просто белый, как зимой заяц-беляк».

Слепой спросил: «Что же, он пушистый и мягкий, как заяц?«

Зрячий сказал: «Нет, белый цвет точно такой, как снег».

Слепой спросил: «Что же, он холодный, как снег?«

И сколько примеров зрячий ни говорил, слепой не мог понять, каким бывает цвет молока.

(Л. Н. Толстой)







Физкультминутка.

6

Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление

Полученную информацию применить на практике

Организация осмысления изучаемого материала.




7

Этап проверки понимания учащимися нового материала.


Обобщить полученные знания, сделать выводы


Продолжение просмотра видеоролика «Барбоскины»

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс- для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание- заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

Разрешение конфликта

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс -обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий- по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграциянаилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение

Какой смысл заложен в видеосюжете.

Ребята отвечают на поставленные вопросы.


8

Этап обобщения и коррекции полученных результатов


Обобщить полученные знания, сделать выводы


Ну а теперь давайте выясним, насколько вы усвоили урок. Каждая группа должна составить памятку «Межличностные конфликты».

Можно предложить выполнить ребятам тест.

1. Противостояние, которое ведёт к изменению межличност­ных отношений, — это

1) борьба
2) общение
3) конфликт
4) взаимодействие

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: подчинение, прерывание, компромисс, __________.

1) избегание
2) конфликтное поведение
3) интеграция
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведенный перечень: сотрудничество, избегание, приспособление.

1) поведение в конфликтной ситуации
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) совместная деятельность

4. Случай, происшествие, недоразумение можно назвать
1) компромиссом
2) инцидентом
3) столкновением
4) соперничеством

Ребята представляют свои памятки.



9

Этап информации о домашнем задании.




Параграф

(пересказ), запись в тетради. Мини проект. Составьте листовку «Пути преодоления межличностного конфликта».





10

Рефлексия

Соотнесение цели урока и результата

Я получил удовольствие от того, что…

На уроке я себя чувствовала…

Больше всего меня заинтересовала.