Файл: Бытие и познание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





"Это не яблоко" - картина Рене Магритта, которая вызвала интерес в философской среде. Она предлагает размышление о том, как мы доверяем нашим восприятиям и как мы определяем, что является реальностью. Идея картины связана с проблемами философии бытия, которые возникают, когда мы задаемся вопросом о том, как мы можем быть уверены в том, что то, что мы видим и чувствуем, действительно существует в реальности. Эта идея напоминает нам о том, что наши восприятия не всегда соответствуют реальности и что мы должны быть осторожны в том, как мы интерпретируем их.
Данная картина помогает задуматься о проблемах философии бытия. Она показывает, что мы не можем полагаться только на наши чувства и восприятие, чтобы понять, что находится перед нами. Мир, который мы видим, может быть искажен и не соответствовать действительности. Вместо этого, мы должны использовать наш разум и рассуждения, чтобы понять истинное бытие вещей. Картина может служить напоминанием о том, что мы не можем полагаться только на поверхностные вещи, чтобы понять мир. Мы должны глубже проникать в суть вещей и их истинное бытие. Она также побуждает нас задуматься о философских проблемах бытия, которые всегда были важным вопросом для философов и обычных людей.



2.2. Философия сознания и познания
Литература:

  1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010 (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about)

  2. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005 (http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf)


2.2.1. Психофизическая проблема*

Проясните суть психофизической проблемы на материале схемы мысленного эксперимента Хилари Патнэма (1926–2016).

См.: https://en.wikipedia.org/wiki/Brain_in_a_vat





На схеме мы можем увидеть эксперимент, затрагивающий проблему взаимодействия разума и психики с телом. Мозг, выступает в роли некоторого катализатора всех процессов. Находясь в колбе с раствором, будучи подключенным к компьютеру, он генерирует действие в виртуальном пространстве, перенося его в реальность, т.е., если мозг думает о том, что идет, компьютер генерирует полностью идентичное действие. Исходя из изображенного «эксперимента» , можно сделать вывод о том, что человеческий мозг, может мыслить себя существующим, не зная, что находится «вне тела». Человеческий разум и психика могут не контактировать с телом, существуя отдельно, что позволяет создать, «лже-реальность», которую человек может принять за настоящую.






2.2.2. Ключевые понятия *

Найдите в энциклопедии (см. литература к 2.2.п.1) определения ключевых понятий философской гносеологии, заполните таблицу.

Познание. Знание. Восприятие. Представление. Предмет. Феномен. Объект. Субъект. Мышление. Понятие. Рассудок. Разум. Истина. Факт. Смысл.


Понятие

Определение

Познания

ПОЗНАНИЕ – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.

Знание

ЗНАНИЕ – форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.

Восприятие

ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого).

Представление

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется. Различают представления памяти и воображения. Наиболее известны визуальные представления. Существуют также и представления осязательные (играющие особую роль в жизни слепых), слуховые, обонятельные и др.

Предмет

ПРЕДМЕТ – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие предмета часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи

Феномен

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι – являться, быть видимым, также – казаться) – явление, предмет, данный в чувственном созерцании. В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания.

Объект

ОБЪЕКТ (позднелат. Objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; вовторых, объектами могут быть и состояния сознания.

Субъект

СУБЪЕКТ (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель деятельности, сознания и познания. Такое понимание субъекта берет начало в философии Нового времени, что связано с характерным для нее субъектоцентриз-мом (см. Я, Теория познания). До этого под субъектом понималось метафизическое основание вещей, предметов, прежде всего тех, которые существуют объективно реально.

Мышление

МЫШЛЕНИЕ – процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение.

Понятие

ПОНЯТИЕ – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие «четырехугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы». Понятие (наряду с суждением и научной теорией) – одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека.

Рассудок

РАССУДОК – тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности.

Разум

РАЗУМ – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различение разума и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного.

Истина

ИСТИНА – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностнотеоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно-конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знания, а с другой – отнесение к системе ценностей, в которой идеал данного совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями.

Факт

ФАКТ (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.

Смысл

СМЫСЛ – внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности. Определяя место феномена в некоторой целостности, смысл превращает его осуществление в необходимость, соответствующую онтологическому порядку вещей. Бессмысленный набор знаков может случайно возникнуть, но он не остается как факт культуры. Существование такого набора эфемерно. Осмысленный текст хранится и воспроизводится в культуре и стимулирует порождение новых текстов, комментирующих, развивающих и даже опровергающих исходный.



2.2.2.1. Схема познания **

Составьте схему отношений 5 понятий из списка задания 2.2.2., выделенных жирным шрифтом, взяв за основу следующий рисунок.


Субъект




Восприятие

Представления




понятие





Разум






Мышление


2.2.3. Теории познания

2.2.3.1. Платон**

Изучите рисунок американского студента, найдите фрагмент диалога Платона «Государство», который стал для рисунка основой и ответьте на вопросы.



1) Почему то, что мы так отчётливо видим и осязаем вокруг себя, Платон называет вторичным иллюзорным бытием?




2) Как образами картинки можно прояснить платоновскую идею о том, что познание – это припоминание?




3) В нескольких предложениях опишите представления Платона об уровнях бытия.




4) Что по вашему мнению означает метафора солнечного света в платоновском мифе?




5) [Предложите здесь свой вопрос по содержанию рисунка и платоновского мифа и дайте ответ на него]





2.2.3.2. Рационализм и эмпиризм **

Представьте с помощью рисунков различие рационализма и эмпиризма, рисункам дайте пояснения.


Рационализм

Эмпиризм





Если я выучу эту книгу, то не упаду с лестницы!






Надо было выучить ту книгу…




Пояснения

На примере человечка №1 мы можем заметить, что рациональное решение спасло его от падения с лестницы. Прочитав книгу, человечек №1 узнал верный способ как пройти заданный ему путь, при этом, не убившись по дороге.


На примере человечка №2, мы можем заметить, что он усвоил опыт эмпирическим путём. Если человечек №1 смог избежать падения с лестницы используя рациональные методы познания, то человечек №2 раз и навсегда запомнит, как следует правильно прокладывать себе дорогу, чтобы вновь не попасть в такую ситуацию.



2.2.3.3. Иммануил Кант (1724-1804) *

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.
Главная задача «Критики чистого разума» – исследование возможности создания философии как науки (по Канту, предшествующая философия не была наукой и потому была лишь рассуждением на философские темы). Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанными образцами которого являются 1) чистая математика и 2) математическое естествознание.

Анализ математического знания приводит Канта к выводу, что его содержание составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения не могут быть почерпнуты из опыта. То есть, положения чистой математики априорны, или иными словами, независимы от опыта. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит доопытный характер. Априорными чувственными созерцаниями являются, согласно учению Канта, пространство и время.

Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? В отличие от чистой математики, чистое естествознание содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия (материя, движение, притяжение и т.д.). Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории, сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Работу по синтезу чувственных данных осуществляет рассудок на основе априорных категорий.

Одним из основных условий возможности познания является трансцендентальная апперцепция – единство самосознания познающего субъекта, которая предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.

Последний раздел кантовской логики – трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта, синтезированного рассудком. Это стремление – источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики (мир как целое, свобода, предшествующая необходимости, субстанциальность души, Бог) должны быть отброшены. Эти идеи имманентны (находятся внутри) разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Речь идет не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию.


Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях, т.е. противоречиях, в которые неизбежно впадает разум в своих попытках постигнуть сверхопытное. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причем оба эти положения в равной мере доказуемы.


1) Каково значение слова «априорный» у Канта?

Доопытный, не выходящий за границы возможного опыта



2) В чём отличие эмпирических положений от априорных?

Априорные положения лишены содержания, служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта. В эмпирических же, наоборот, опыт, как и содержание, присутствуют.

3) Какова функция категорий? Найдите примеры категорий.

Категории служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Примеры – время и пространство.

4) Опишите различия функций чувственного опыта, рассудка и разума.

Чувственный опыт осуществляет сбор чувственных данных, рассудок приобретает эти данные и осуществляет высший синтез знаний, а разум же стремится выйти за пределы опыта, синтезированного рассудком.

5) Что такое трансцендентальная апперцепция?

Единство самосознания познающего субъекта, которое предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.

6) Почему, по Канту, основные идеи метафизики должны быть отброшены?

Эти идеи имманентны (находятся внутри) разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком.

7) Что такое антиномии?



Ситуации, в которых противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование. Разум неизбежно попадает в такую ситуацию, пытаясь постигнуть сверхопытное.


8) Найдите примеры антиномий чистого разума.

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве. Всякая сложная субстанция состоит из простых частей – Ни одна вещь не состоит из простых вещей, и в мире нет ничего простого.