Файл: Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии Выполнил студент 103 группы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом ДПО Завкафедрой, профессор
Амлаев К.Р.
РЕФЕРАТ на тему Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии Выполнил студент 103 группы,
1 курса
Лечебного факультета
Алиев Заур Зубаирович
Проверила
: доцент, к.м.н.
Кравченко Оксана
Олеговна Ставрополь 2023 г
Оглавление Введение 3 Глава 1. Особенности медицины Древней Месопотамии 4 1.1. Врачевание в шумерии 5 1.2. Врачевание в Вавилонии и Ассирии 8 Глава 2. Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии 10 2.1. Общая характеристика 10 2.2. Правовые аспекты и гигиенические традиции врачевателей 14 Заключение 17 Литература 18

Введение Древний Восток был колыбелью классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо наземном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому. Самые древние исторические памятники человеческой культуры обнаружены в
Двуречье (междуречье Тигра и Евфрата, или Месопотамии, как назвал этот цветущий край древнегреческий историки путешественник Геродот. Южная Месопотамия, отличавшаяся особым плодородием, стала колыбелью цивилизации шумеров. Именно здесь возникло древнейшее рабовладельческое государство на нашей планете — Шумерийское царство. Крупнейшим достижением шумеров было изобретение письменности (клинописи) в IV тысячелетии дон. э. Их знания в области математики, изобразительного искусства, литературы были весьма значительными. Впоследствии они перешли к соседним народам, а от них — к грекам, римлянам, арабами, таким образом, стали достоянием культуры почти всего человечества. К сожалению, достоверных сведений о развитии медицины в этом древнейшем государстве история пока не имеет.
Особенности медицины Древней Месопотамии. Термин Месопотамия (греч. Mesopotamia — Междуречье или Двуречье) введен греческим историком Геродотом. Плодородная долина нижнего Евфрата в Передней Азии была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Сейчас это в основном территория Ирака. Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии
1. Первые крупные поселки в Древней Передней Азии (е тыс. до н.э.).
2. Первые древнейшие города-государства шумеров конец 4-го—3-е тысячелетие дон. э.
3. Вавилонское царство (начало го тысячелетия до н.э.—539 г. до н.э.).
4. Ассирийское царство (конец го тысячелетия до VII в. до н.э.). Идеология Древней Месопотамии была религиозной. Она освящала существовавшее тогда устройство семьи, общины, государства, собственности и содействовала укреплению царской власти. Ее влияние на развитие эмпирических знаний (и врачевания в том числе) было ощутимым.
Врачевание в шумерии. Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи, разрабатывали основы государственности и права. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и к началу го тысячелетия дон. э. создали первую в истории человечества письменность — клинопись. Создание письменности требовало обучения и обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они назывались э-дубба (дом табличек. Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах не имеется. Религиозные представления шумеров сформировались на протяжении го тысячелетия до н.э. По их представлениям мир состоял из неба и земли, между ними располагались воздух и звезды и все это окружало бесконечное море. Управлял этим миром пантеон живых существ схожих с человеком, но превосходящих его во всеми бессмертных (несмотря на то, что они могли болеть или быть ранеными. Шумеры верили, что человек был создан из глины с одной лишь целью — служить богами обеспечивать их всем необходимым. Отсюда постоянные жертвоприношения и ритуалы в храмах. После смерти человек спускался в темный мир, который был лишь бледным подобием земного. Врачеватели поклонялись многим богам прежде всего богине врачевателей Гуле — великой в переводе с шумерского. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни, ибо первоначально она была богиней смерти. Посредниками в общении между богами и людьми были жрецы, в тоже время у каждого человека был свой личный бог. О развитие врачевания известно из небольшой глиняной таблички, которая была составленная в Месопотамии в конце го тысячелетия до н.э. В табличке 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств, начертанных клинописью на шумерском языке. Таким образом, она может считаться древнейшей фармакопеей в истории человечества.
Врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства, прежде всего, растительного происхождения травы, горчицу, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, инжир, иву, пихту, сосну и т.д. В состав лекарств включались сырая нефть, речной битум, природная смола, поваренная соль (те. средства минерального происхождения, а также продукты животного мира молоко, органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле. Шумерский врачеватель, составивший эту табличку в своей практике исходил из эмпирического опыта, — в ней нет ни единого слова о богах или демонах, она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах Древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например Предписание 5. Растереть речную глину (или смешать ее с водой натереть сырой нефтью и приложить как припарку. Предписание 12. Просеять и перемешать растолченный панцирь черепахи, ползучее растение нага (из него добывают соду, соль и горчицу. Промыть больное место качественным пивом и горячей водой вычистить (отскоблить) больное место этим составом и затем смазать растительным маслом и покрыть растертыми в порошок иглами пихты. Табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Вероятнее всего это связано стем, что в Шумерии значительный объем знаний передавался устно — записывались лишь конкретные и точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать Дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в Шумере конца го тысячелетия дон. э. развивалось не в связи с магией и религией, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека. Таким образом, период раннего рабовладения по преимуществу был временем накопления эмпирических знаний в области врачевания. Врачеватель имел высокий социальный статус. Врачеватели имели свои печати, на которых изображались инструменты для врачевания, сосуды для лекарств, имя владельца печати и фигура (врачевателя или, что вполне возможно, его божественного покровителя. Печать выполняла в Месопотамии функции появившейся позднее подписи.
Шумеры заложили основы права и создали первые своды законов — образец для более поздних законодательств. Древнейшие из них — законы
Шульги (конец го тысячелетия до н.э.), правовой кодекс Ур-Наммы — основателя Третьей династии Ура (около 2050 г. до н.э.) и кодекс Липит-
Иштара — правителя Шумера и Аккада (около 1850 г. дон. э. Законы в
Шумере строго соблюдались. Шумеры первыми стали отходить от закона талиона око за око, зуб за зуб и начали заменять его более гуманным денежным штрафом. У шумеров издавна выработались строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т.п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытыми выбритым с головы до пят. Одной из причин этого обычая было предупреждение педикулеза (вшивости. Мужчины были либо чисто выбриты, либо носили длинные бороды и длинные волосы, разделенные пробором. Основным материалом для одежды была овечья шерсть льняное полотно использовалось для одеяний жрецов. В домах были туалеты, полы покрывались тростниковыми циновками, под домом часто располагали семейный мавзолей. Таким образом, достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Ассирии, Вавилонии и других государств древней Передней Азии
Врачевание в Вавилонии и Ассирии (2-е—середина го тысячелетия до
н.э.) Расцвети могущество государства связаны с деятельностью выдающегося семитского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). В этот период были достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, в языкознании, математике, астрономии, врачевании. Как и шумеры, вавилоняне считали, что земная жизнь является отражением небесной и воспринимали все явления общественной жизни и здоровье человека в единстве совсем окружающим миром, те. Вселенной. Древние вавилоняне приняли верования шумеров и пантеон шумерских богов. Они сохранили их функции, но дали богам другие имена. По представлениям древних вавилонян, во главе мира стояла верховная триада богов бог неба Анну, владыка земли и воздуха Энлиль и бог водной стихии (Мирового океана) Эйа.
Эйа почитался, как бог мудрости и всех видов искусств, покровитель заклинателей и врачебного искусства. Этим именем в Древней Месопотамии называли врачевателей. Помимо верховной триады богов, у древних вавилонян существовала другая триада бог Солнца Шамаш, бог Луны Сини богиня Утренней звезды Иштар. В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней. Столь же могущественной считалась и шумерская богиня Эрешкигаль — царица подземного мира. Считалось, что она управляет заразными болезнями и лихорадками, которые, подобно призракам, выползали из- под земли. Богиней врачевания и исцеления считалась Гула. Помимо богов, духовный мир жителей древнего Двуречья наполняли полубоги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов, другие демоны и духи. Некоторые считались добрыми, но большинство — злыми, внушавшими страх существами, которые, по мнению древних вавилонян и ассирийцев, постоянно наблюдали за людьми и были виновниками неприятных событий и болезней.
В целом идеология Древней Месопотамии была религиозной. Она освящала существовавшее тогда устройство семьи, общины, государства и собственности и содействовала укреплению царской власти. Ее влияние на развитие эмпирических знаний (и врачевания в том числе) со временем становилось все более ощутимым. Врачебные знания в Древней Месопотамии передавались устно. В старовавилонский период они записывались на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода руководство, весьма ценное для врачевателей. К середине го тысячелетия дон. э. в Древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей. Искусством врачевания занимались врачеватели — эмпирики асу (знающий воду. Представители другого направления назывались ашипу (заклинающий. Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины го тысячелетия дон. э, когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.
Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии Представления о причинах болезней в древней Месопотамии делятся на 3 категории
1)Возмездиеза нарушение предписанных обычаев, обрядов и норм морали Например “... он приблизился к замужней женщине или “... он приблизился к жрице своего бога, в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить.
2) Естественные,связанные с явлениями природы и образом жизни. Например, употребление нездоровой пищи, купание в грязной реке, соприкосновение с нечистотами, бытовые условия. Сверхъестественные. Например, рука бога, дуновение злого духа, объятия Ламашту - страшной старухи, которая бродит ночами по городу и бросается на детей, распространяя детскую лихорадку и т.д. В середине II тысячелетия до н.э. в древней Месопотамии сформировались основных направления врачевания асуту и ашипуту
1. Асуту (в переводе с аккадского - искусство врачевать, которым занимались асу - (в переводе с аккадского - знающий воду. Асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Прогнозы асу чаще всего были благоприятными. Например он выздоровеет, его нужно лечить. Прогноз он умрет встречается редко.
2. Ашипуту (в переводе с аккадского - искусство заклинательства”), им занимались ашипу (в переводе с акадского - заклинающий. Они связывали болезни со сверхъестественными силами, рукой конкретного бога, демона или злыми чарами, но допускали, что болезни могут возникать и без их участия. Жители Месопотамии считали, что здоровье, благополучие и могущество являются результатом присутствия поблизости сверхъестественных сил — великих богов и добрых духов, которые охраняют человека. И наоборот, несчастья, неудачи и болезни появляются, когда духи-хранители перестают защищать человека от врагов (людей или демонов. Для защиты женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам
Избавить от чар, Головная боль, Болезни горла, Избавить от злых духов с помощью мучной воды и т.п.
Врачеватель—асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель—ашипу, напротив, — прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим, ашипу допускал, что болезни могут возникать и безучастия богов или демонов, например, в результате лихорадки или удара в голову (описание которого напоминает инсульт. Определив болезнь и ее причину, врачеватель до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный он умрет, он не выздоровеет и т.п. Благоприятный прогноз встречается реже он будет жить, он вылечится, его болезнь уйдет, он поправится и будет жить. Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асу) удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему. Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях. Прогнозы асу, как правило, более оптимистичны он выздоровеет, его нужно лечить. Прогноз он умрет в текстах асу встречается редко.
Примернеблагоприятного прогноза Если человек так страдает от желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз. этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрет. Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений симптомов) болезни. Цели его лечения были вполне реальными остановить лихорадку и жар, отвести отеки, заставить болезнь уйти, успокоить выступающие сосуды руки ноги т. п. Асу использовали лечебные травы (горчицу, тмин, коренья, семена (около
50 видов зерен, овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы, листья и плоды деревьев (финики, кедровый бальзам, минеральные средства квасцы, красный железняк, серу, соли, нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупу мидий, кожу козла и ягненка, экскременты птиц, овец и т.д. Варили лекарственные средства на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. Готовые средства для перевязок наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.
В ритуале заклинателя — ашипу, в отличие от асу, преобладали предсказания и чтение заклинаний. Они тщательно записывались на глиняных табличках, сопоставлялись, анализировались и оформлялись как прогностические предсказания. Искусство врачевания ашипу лежало в сфере того, что сегодня называется психотерапией, однако за этим искусством скрывалась другая, главная сторона его деятельности — лекарственное лечение. Так, водной из табличек говорится Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств. к полоске из кожи ягненка и оберни ее вокруг шеи больного, ион будет чувствовать себя лучше. Таким образом, месопотамская медицина по сути своей была народной, — практическое лечение асу было основано на использовании природных средства магические врачеватели ашипу широко использовали весь арсенал асу. В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов Сообщается лишь о применении обезболивающих паст содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами, которыми заполняли дупло больного зуба. Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил Такова воля богов или Болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарств и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким. Репутация эмпирика — осу была более уязвима его неудачи относились насчет не столько богов, сколько самого врачевателя. В результате асу постепенно утрачивали позиции. Однако в целом лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Строение тела человека в Древней Месопотамии не изучали. Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах печени, сердце, почках, кишечнике, желудке. Родовспоможением занимались женщины. После смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (те. кесаревым сечением) спасти живого младенца. На живых роженицах кесарево сечение в то время не проводили. Оперативное врачевание касалось только лечения рани травм трепанации черепа. Нет упоминаний и об удалении катаракты.
Правовые аспекты и гигиенические традиции врачевателей Правовые аспекты деятельности врачевателей изложены шумерами в законах Хаммурапи — шестого царя I Вавилонской династии, правившего в
1792—1750 гг. до н.э. Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке. Некоторые параграфы законов, касающиеся умышленных и неумышленных телесных повреждений, связаны с правовыми аспектами деятельности врачевателей. По законам Хаммурапи, в случае успешного лечения врачеватель получал весьма высокое вознаграждение
«221. Если лекарь срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, (то) больной должен заплатить лекарю пять сиклей ( 1 сикль составлял около 8,4 г серебра.
223. Если (это) раб человека, (то) хозяин раба должен заплатить лекарю два сикля серебра. При общей суровости законов Хаммурапи столь высокая плата врачевателю за лечение была связана с большим риском его профессии из-за обычая «талиона» (от лат. talio — возмездие) — воздаяния равным за равное. Так, в случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию
«218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и (тем) умертвил этого человека, либо сделал надрез в области брови или виска этому человеку бронзовым ножом и (тем) погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку. При благоприятном исходе того же оперативного вмешательства лекарь получал самое высокое вознаграждение
«215. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и спас человека или сделал надрез в области брови или виска этому человеку бронзовым ножом и спас глаз человека, то он должен получить десять сиклей серебра.
«217. Если больной — чей-нибудь раб, то господин раба платит врачевателю два сикля серебра. Разная плата врачевателю заодно и тоже лечение свидетельствует о социальном неравенстве и расслоении общества и, как следствие, — о классовом подходе к врачебной деятельности и ее организации.
Законы Хаммурапи были широко известны ив значительной степени предопределили законодательства других восточных государств более позднего времени. Гигиенические традиции в Месопотамии прежде всего касались жрецов и царя. Сохраняя традиции шумеров, жрецы тщательно следили за чистотой своего тела, носили тонкие белые льняные одежды. Жрецы тщательно следили за персоной царя если они замечали, что царь соприкоснулся с нечистым человеком, то немедленно производилось мытье всего дворца и прилежащей части города, после чего приносились многочисленные жертвы. Обряды жертвоприношений были для основной массы населения практически единственной возможностью есть мясо. Пища в Месопотамии была по преимуществу растительной бобы, чечевица, ячмень, пшено ели овощи, орехи, финики, инжира также молочные продукты, мед, рыбу и птицу. В Месопотамии издавна существовал обычай не пить сырой воды из каналов и рек, ибо природные и искусственные водоемы служили источником заболеваний, — пили вареное пиво из хлебных злаков и другие разнообразные напитки, которые готовились в большом ассортименте и широко употреблялись как взрослыми, таки детьми. Жилой дом в Вавилоне не имел окон, выходящих на улицу. В некоторых дворах сооружали колодцы, в других случаях воду носили из реки или уличного колодца. Домашний очаг не имел дымохода. Сточные системы в городах Месопотамии долгое время не сооружались. Все нечистоты выбрасывались на улицу. Позднее в домах стали сооружать системы труби дренажные колодцы для отвода дождевых и сточных вод. В роскошных домах имелись ванны, наполовину врытые в землю и обмазанные асфальтом. Позднее начали сооружать системы для подачи воды - канаты (от местного слова копать. Питают канаты подземные грунтовые воды, поэтому источник их практически неисчерпаем. Вода оставалась прохладной и не подвергалась загрязнению. Отсюда понятно, что акведуки не являются изобретением римлян — идея сооружения поземных водопроводов и наземных арочных мостов пришла на Запад с Востока.
В Древней Месопотамии были известны массовые заразные болезни. Это отражено в мифологии (Эрра — бог чумы, Нергал управлял заразными болезнями) и народном творчестве (Эпос об Эрре»). Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных. К середине го тысячелетия широкое распространение получило индивидуальное обучение у известных грамотеев. О медицинских школах в текстах Древней Месопотамии не упоминается. Свободно практикующих врачевателей в Древней Месопотамии было немного. Их положение в обществе было разным в зависимости от исторического периода истечением времени имело тенденцию к ухудшению в связи спадением престижа эмпириков — асу. Положение врачевателей при дворе было весьма почетным они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема (в гарем допускались только женщины и евнухи. Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации Так, в старовавилонских текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателе, который лечил болезни глаз. В ветеринарной практике часто кастрировали волов. Они же делали эту операцию людям (число евнухов, обслуживавших дворцы царей в Древней Месопотамии, было достаточно большим. Впоследствии операцию кастрации стали выполнять специально обученные для этого люди не врачи.
Заключение Таким образом, к середине го тысячелетия до н.э. медицина Древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии и во многом служила эталоном для всего древнего Ближнего Востока, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.
Литература
Сорокина Т. С. История медицины : учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – М. : Академия, 2014. – С. 56–57.
Шевченко ЮЛ, Козовенко МН. Духовно-философское наследие НИ.
Пирогова // История медицины. – 2014. – № 1. – С. 80–93. История медицины Текст / ПЕ. Заблудовский и др. — М Медицина,
1981. — 325 с.
Лисицын, Ю.П. История медицины учебник Текст / Ю.П. Лисиным. — М
ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 400 с.
Мультановский, И.П. История медицины. Текст Изд. е, перераб. и доп. /
М.П. Мультановский. — М Медицина, 1967. — 272 с.