Файл: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самостоятельных занятий физическими упражнениями; уметь составить и провести самостоятельно занятие гигиенической или тренировочной направленности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Лейфа А.В. Теоретический курс дисциплины «Физическая культура»: Учебное пособие. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2003. - 272 с. 2. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное по собие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб. -1999. - 324 с. 3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия. - 2000. - 480 с. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ При разработке конспекта урока по физической культуре рекомендуется придерживаться следующей последовательности: 1. Определить основные и частные задачи. 2. Выявить средства и методические приемы для решения каждой задачи обучения двигательным действиям, а также последовательность и преемственность расположения упражнений (подводящих и основных) в каждой части урока. 3. Наметить теоретические сведения, которые следует сообщить учащимся на данном уроке. 4. Спрогнозировать место проведения и уточнить пути решения запланированных задач обучения, физического развития и укрепления здоровья. 5. Распределить в уроке учебные задания с учетом динамики работоспособности занимающихся. 6. Разработать методы организации учебной деятельности и наметить необходимое оборудование и инвентарь. 7. Определить критерии и формы оценки. 23 8. Определить педагогически оправданные методические приемы для каждой части урока, руководствуясь при этом задачами урока, особенностями занимающихся и конкретными условиями работы. Вначале рекомендуется разработать основную часть урока, затем - вводную (подготовительную) и заключительную. 24 Тема «Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов» Занятие 9 МЕТОДИКА ПОДБОРА СРЕДСТВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И РЕКРЕАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Цель: научиться составлять комплексы физических упражнений для профилактики профессиональных заболеваний. Содержание занятия: 1. Оздоровительная физическая культура 2.Рекреативные формы занятий 3. Профилактико-оздоровительные занятия 4. Профессиональные заболевания Ход занятия: 1. Преподаватель сообщает цель, задачи, содержание занятия, объясняет, чем отличается оздоровительные занятия от рекреационных. Рассматриваются профессиональные заболевания, возникающие в конкретной профессиональной деятельности. 2. Ранее назначенные студенты представляют разработанные ими комплексы оздоровительной гимнастики. Выступая в роли руководителя студенты, под руководством преподавателя, проводят данные комплексы упражнений. По окончании проводится анализ составленных комплексов и методика их проведения. Отмечаются положительные стороны, делаются замечания, предлагаются свои варианты. 3. Студенты, разрабатывавшие рекреационные мероприятия для профилактики профессиональных заболеваний представляют заданные мероприятия по следующим направлениям: - оздоровительная ходьба, - бег трусцой, - подвижные игры, - велотуризм, - лыжные прогулки, - плавание, - активный отдых в режиме рабочего дня, - мероприятия в режиме дня, - мероприятия в загородных и оздоровительных лагерях, - семейная рекреация. В процессе рекреационных мероприятий студентам необходимо учитывать: • разумное их начало и непрерывность проводимых мероприятий; комплексный поэтапный подход, адекватный физическому и психическому состоянию каждого из них; непрерывную связь и единство валеологических, рекреационных и реабилитационных мероприятий с вторичной профилактикой заболеваний; социальную направленность рекреационных мероприятий и проведение 25 • методов врачебного контроля и самоконтроля; возвращение в места постоянного проживания физически и психически здоровыми для дальнейшей трудовой и бытовой деятельности; • применяемые оптимальные средства в физической рекреации, к которым относятся: медикаментозная коррекция,
физические упражнения, двигательные режимы, естественные факторы природы, массаж, механотерапия, трудотерапия, физиотерапевтическое и психотерапевтическое воздействие, фитотерапия, диетотерапия, но при соблюдении лечебного и двигательного режимов. Не умаляя значимости каждого из применяемых средств, все же одними из основных можно считать физические упражнения и двигательные режимы; • назначение форм занятий физическими упражнениями, среди них необходимо выделить: утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, вечернюю гимнастику, дозированную лечебную ходьбу, терренкур, тренировочную ходьбу по ступенькам лестницы, оздоровительный бег, занятия на тропе здоровья, дозированное плавание, греблю, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, прогулки, экскурсии, ближний туризм, поход в лес и по другим живописным местам 4. Обсуждаются результаты методико-практического занятия. Оборудование: спортивный инвентарь, соответствующий разработанным комплексам, спортивные тренажеры. Домашнее задание: 1. Факторы рекреационного спроса. 2. Типы потребителей рекреационных услуг. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анохин П.К. Эмоции | П.К. Анохин //Психология эмоций: тесты. – М., 1984. – 173 с. 2. Выдрин В.М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В.М. Выдрин //Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 2. 3. Жердев В.Н. Организация физической рекреации в Воронежской области средствами туризма / В.Н. Жердев, Т.В. Зязина // Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 1. – С. 57- 59. 4. Зайцев В.П. Человек разумный, познай самого себя! / В.П. Зайцев //Деловая жизнь. – 1995. – № 7. 5. Зайцев В.П. Ролевые действия студентов по оздоровлению человека в учебном процессе / В.П. Зайцев, С.И. Крамской. – Белгород: изд-во. БелГТАСМ, 2002. – 96 с. 6. Лотоненко А.В. Физическая рекреация для здоровья человека и восстановления работоспособности / А.В. Лотоненко, В.В. Трунин, А.В. Козлов и др. //Культура физическая и здоровье. – 2005. – № 2 (4). 7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. – М., 1991. 8. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии: учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. – 576 с. 9. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социальнопсихологических тренеров / А.С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1996.- 114 с. 10. Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена «Физическая рекреация» / Ю.Е. Рыжкин //Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 4. 26 11. Смородинов А.С. Физическая рекреация как средство сохранения и укрепления здоровья студентов / А.С. Смородинов, В.И. Смородинова //Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 1. 12. Физическая и рекреация студентов, занимающихся в специальном учебном отделении: метод.указания / состав. В.П. Зайцев, С.И. Крамской, И.Н. Агаркова. – Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2001. – 25 с. 13. Физическая реабилитация: учебник; под общей ред.проф. С.Н. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры в школе (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное действия постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание и другие которые вошли в их программу. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. В переводе с латинского рекреация означает отдых, развлечение, передышку, восстановление, излечение. Различают 2 формы рекреации: активную (физическую) и пассивную (потребительскую) или рекреацию с физической и умственной доминантой. Технология подбора упражнений профилактико-оздоовительной направленности: вначале определяются наличие и степень выраженности отдельных факторов риска развития заболеваний у конкретного человека; выявляются характерные нарушения, которые могут возникнуть у людей данной профессии, при работе в данных условиях; определяется комплекс средств оздоровления для коррекции, уменьшения степени выраженности имеющихся факторов риска отдельных заболеваний или предупреждения нарушений в связи с данной профессией; уточняются параметры двигательной активности и занятий физическими упражнениями для конкретного человека. Классификация профессиональных заболеваний: Профессиональные болезни делят на: 1. Специфические – вызываются преимущественно профессиональными факторами (пневмокониоз, вибрационная болезнь) 2. Неспецифические – встречаются и на производстве и вызываются другими неблагоприятными факторами (хронический пылевой бронхит профессионального характера), но в случае работы с определенным вредным фактором эти болезни встречаются гораздо чаще. 27 ТЕМА: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ» ЗАНЯТИЕ 10 МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Цель: освоить методику составления плана тренировочного занятия по производственной физической культуре Содержание занятия: 1. Цели и задачи производственной физической культуры 2. Производственная физическая культура в рабочее время 3. Физическая культура и спорт в свободное время 4. Методические основы производственной физической культуры Ход занятия: 1. Преподаватель сообщает цель, задачи, содержание занятия, знакомит с основами методики составления плана тренировочного занятия по ПФК. 2. Разбираются методики составления комплексов упражнений для всех форм проведения занятия производственной физической культуры в рабочее и свободное от работы время. 3.Под руководством преподавателя составляют комплексы физических упражнений и обучаются методически грамотно записывать план занятий (физические упражнения, схемы, таблицы). Протокол занятия Тема: методика составления плана тренировочного занятия по программе ПФК. Студент Спортивная специализация Форма проведения занятий Задачи Комплексы физических упражнений Содержание (описание упраж-ий) Продолжительность (мин.) Нагрузка (пульс) Кол-во повторений упр. Кол-во упражне ний Интервалы отдыха (мин) Утренняя гигиеническая гимнастика 1. 2. 3. Вводная гимнастика 1. 2. 3. Физкультминутка 1. 2. 3. Физкультпауза 1. 2. 4.Демонстрируются нарисованные преподавателем или студентом на плакатах или на компьютере комплексы упражнений. 28 5. Записываются в протокол (приложение) физические упражнения для различных комплексов физических упражнений. 6. Обсуждаются результаты методико-практического занятия.
Оборудование Спортивный инвентарь, секундомеры, рисунки, плакаты, схемы, протокол занятия. Домашнее задание: самостоятельно разработать и составить комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, вводной гимнастики, физкультминуты, физкультпаузы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1.Валеев Н.М. Лечебная физическая культура. Гарасеева Т.С., Попов С.Н. - М.:Akademia, 2014.-515 с. 2.Голощанов Р.Г. История физической культуры - М.:Akademia, 2015.-320 с. 3.Самсонова А.В. Естественно-научные основы физической культуры и спорта - М.: Советский спорт, 2014.- 414 с. 4.Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта - М.: Физкультура и спорт, 2013. 5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия. - 2000. - 480 с. Дополнительная 1. Лейфа А.В. Теоретический курс дисциплины «Физическая культура»: Учебное пособие. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2003. - 272 с. 2. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное по собие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова/. - СПб. -1999. - 324 с. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Производственная физическая культура (ПФК) – это система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. ПФК в рабочее время – это производственная гимнастика, используемая в режиме рабочего дня с целью повышения общей и специальной работоспособности. ПФК во внерабочее время – это направление производственной физической культуры, задачи которого рекреационного характера. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это одно из основных направлений систем физического воспитания, формирующее прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности. Профессиональные заболевания – это аномальные отклонения в состоянии здоровья в результате воздействия отрицательных условий, особенностей профессиональны трудовых процессов. 29 Содержание и объем методико-практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» Таблица 1 № заня тия Содержание занятий Кол-во часов 1. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре. 1.1. Основные понятия о ценностных отношениях студентов к физическойкультуре 1.2.Сущность понятия физическая культура человека 1.3. Социальные функции физической культуры в вузе. 1.4. Организация методико-практического занятия 2 2. Методы оценки функционального состояния и физического развития организма 2.1. Понятие о контроле и самоконтроле. 2.2. Методика оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы в условиях покоя. 2.3. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб. 2.4. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы. 2.5. Методика оценки функционального состояния нервной системы. 2.6. Методы оценки антропометрических признаков. 2.7. Организация и содержание методико-практического занятия. 2.8. Приложение 4 3. Основы методики массажа и самомассажа 3.1. Основные понятия темы. Противопоказания к массажу. 3.2. Методика массажа и самомассажа. Обучение массажу и самомассажу. 3.3. Организация и содержание методико-практического занятия. 3.4. Приложение. 2 4. Моделирование индивидуальной здоровьесберегающей жизнедеятельности. 4.1. Формирование ценностного отношения к здоровью 4.2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в физкультурнооздоровительном процессе 4.3. Определение оптимально физкультурно-оздоровительной деятельности 4.4. Организация методико-практического занятия 2 5. Методика развития физических качеств 5.1. Основные понятия физических качеств. 5.2. Методика развития выносливости. 5.3. Методика развития силы. 5.4. Методика развития быстроты. 5.5. Методика развития гибкости. 5.6. Методика развития ловкости. 5.7.Организация методико-практического занятия 5.8. Приложения 2 6. Основы построения и структура занятия (урока) по физической культуре 6.1. Теоретические основы построения занятийпо физической культуре 6.1.2 Структура и построение урока по физической культуре 6.1.3 Задачи учебного урока (занятия) 6.1.4 Методы организации занимающихся на уроке (занятие) 2 30 6.2. Методика обучения построения занятия (урока) по физической культуре 6. 2.1 Разбор порядка построения подготовительной части занятия 6. 2.2 Разбор порядка построения основной части занятия 6. 2.3.Разбор порядка построения заключительной части занятия 6. 2.4 Разбор порядка организации и методики проведения урока(занятия) 6.3.Организация методико-практического задания. 7. Методика оценки и самооценки работоспособности. Применение средств физической культуры для повышения функциональных способностей организма 7. 1. Задачи самоконтроля: 7.2. Психофизиологические компоненты работоспособности 7.3. Виды работоспособности 7.4. Стадии работоспособности 7.5. Способы оценки работоспособности 7.6.Объективные показатели самоконтроля. 7.7. Организация методико-практического занятия. 2 8. Методика составления плана занятия по легкой атлетике 8.1.Подготовка к проведению занятий 8.2.Учебно-тренировочные занятия по легкой атлетике 8.2.1. Подготовительная часть занятия 8.2.2.Основная часть занятия 8.2.3. Заключительная часть занятия 8.3. Организация и содержание методико-практического занятия 2 9. Методика подбора средств проведения занятий оздоровительной и рекреационной направленности, с целью профилактики профессиональных заболеваний специалиста 9.1. Оздоровительная физическая культура 9.2.Рекреативные формы занятий 9.3.Профилактико-оздоровительные занятия 9.4.Профессиональные заболевания 9.5. Организация методико-практического занятия. 2 10 Методика составления плана тренировочного занятия по программе производственной физической культуры 10.1.Теоретический материал 10.1.1.Термины и определения 10.1.2.Цели и задачи производственной физической культуры 10.1.3.Производственная физическая культура в рабочее время 10.1.4.Физическая культура и спорт в свободное время 10.1.5.Методические основы производственной физической культуры 10.2. Методика выполнения работы 10.3. Оборудование 10.4. Приложения 2 Итого 22 31 СОДЕРЖАНИЕ Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре. 3 Методы оценки функционального состояния и физического развития организма 5 Основы методики массажа и самомассажа 7 Моделирование индивидуальной здоровьесберегающей жизнедеятельности. 9 Методика развития физических качеств 11 Основы построения и структура занятия (урока) по физической культуре 15 Методика оценки и самооценки работоспособности. Применение средств физической культуры для повышения функциональных способностей организма 17 Методика составления плана занятия по легкой атлетике 21 Методика подбора средств проведения занятий оздоровительной и рекреационной направленности, с целью профилактики профессиональных заболеваний специалиста 24 Методика составления плана тренировочного занятия по программе производственной физической культуры 27
физические упражнения, двигательные режимы, естественные факторы природы, массаж, механотерапия, трудотерапия, физиотерапевтическое и психотерапевтическое воздействие, фитотерапия, диетотерапия, но при соблюдении лечебного и двигательного режимов. Не умаляя значимости каждого из применяемых средств, все же одними из основных можно считать физические упражнения и двигательные режимы; • назначение форм занятий физическими упражнениями, среди них необходимо выделить: утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, вечернюю гимнастику, дозированную лечебную ходьбу, терренкур, тренировочную ходьбу по ступенькам лестницы, оздоровительный бег, занятия на тропе здоровья, дозированное плавание, греблю, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, прогулки, экскурсии, ближний туризм, поход в лес и по другим живописным местам 4. Обсуждаются результаты методико-практического занятия. Оборудование: спортивный инвентарь, соответствующий разработанным комплексам, спортивные тренажеры. Домашнее задание: 1. Факторы рекреационного спроса. 2. Типы потребителей рекреационных услуг. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анохин П.К. Эмоции | П.К. Анохин //Психология эмоций: тесты. – М., 1984. – 173 с. 2. Выдрин В.М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В.М. Выдрин //Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 2. 3. Жердев В.Н. Организация физической рекреации в Воронежской области средствами туризма / В.Н. Жердев, Т.В. Зязина // Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 1. – С. 57- 59. 4. Зайцев В.П. Человек разумный, познай самого себя! / В.П. Зайцев //Деловая жизнь. – 1995. – № 7. 5. Зайцев В.П. Ролевые действия студентов по оздоровлению человека в учебном процессе / В.П. Зайцев, С.И. Крамской. – Белгород: изд-во. БелГТАСМ, 2002. – 96 с. 6. Лотоненко А.В. Физическая рекреация для здоровья человека и восстановления работоспособности / А.В. Лотоненко, В.В. Трунин, А.В. Козлов и др. //Культура физическая и здоровье. – 2005. – № 2 (4). 7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. – М., 1991. 8. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии: учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. – 576 с. 9. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социальнопсихологических тренеров / А.С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1996.- 114 с. 10. Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена «Физическая рекреация» / Ю.Е. Рыжкин //Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 4. 26 11. Смородинов А.С. Физическая рекреация как средство сохранения и укрепления здоровья студентов / А.С. Смородинов, В.И. Смородинова //Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 1. 12. Физическая и рекреация студентов, занимающихся в специальном учебном отделении: метод.указания / состав. В.П. Зайцев, С.И. Крамской, И.Н. Агаркова. – Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2001. – 25 с. 13. Физическая реабилитация: учебник; под общей ред.проф. С.Н. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры в школе (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное действия постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание и другие которые вошли в их программу. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. В переводе с латинского рекреация означает отдых, развлечение, передышку, восстановление, излечение. Различают 2 формы рекреации: активную (физическую) и пассивную (потребительскую) или рекреацию с физической и умственной доминантой. Технология подбора упражнений профилактико-оздоовительной направленности: вначале определяются наличие и степень выраженности отдельных факторов риска развития заболеваний у конкретного человека; выявляются характерные нарушения, которые могут возникнуть у людей данной профессии, при работе в данных условиях; определяется комплекс средств оздоровления для коррекции, уменьшения степени выраженности имеющихся факторов риска отдельных заболеваний или предупреждения нарушений в связи с данной профессией; уточняются параметры двигательной активности и занятий физическими упражнениями для конкретного человека. Классификация профессиональных заболеваний: Профессиональные болезни делят на: 1. Специфические – вызываются преимущественно профессиональными факторами (пневмокониоз, вибрационная болезнь) 2. Неспецифические – встречаются и на производстве и вызываются другими неблагоприятными факторами (хронический пылевой бронхит профессионального характера), но в случае работы с определенным вредным фактором эти болезни встречаются гораздо чаще. 27 ТЕМА: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ» ЗАНЯТИЕ 10 МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Цель: освоить методику составления плана тренировочного занятия по производственной физической культуре Содержание занятия: 1. Цели и задачи производственной физической культуры 2. Производственная физическая культура в рабочее время 3. Физическая культура и спорт в свободное время 4. Методические основы производственной физической культуры Ход занятия: 1. Преподаватель сообщает цель, задачи, содержание занятия, знакомит с основами методики составления плана тренировочного занятия по ПФК. 2. Разбираются методики составления комплексов упражнений для всех форм проведения занятия производственной физической культуры в рабочее и свободное от работы время. 3.Под руководством преподавателя составляют комплексы физических упражнений и обучаются методически грамотно записывать план занятий (физические упражнения, схемы, таблицы). Протокол занятия Тема: методика составления плана тренировочного занятия по программе ПФК. Студент Спортивная специализация Форма проведения занятий Задачи Комплексы физических упражнений Содержание (описание упраж-ий) Продолжительность (мин.) Нагрузка (пульс) Кол-во повторений упр. Кол-во упражне ний Интервалы отдыха (мин) Утренняя гигиеническая гимнастика 1. 2. 3. Вводная гимнастика 1. 2. 3. Физкультминутка 1. 2. 3. Физкультпауза 1. 2. 4.Демонстрируются нарисованные преподавателем или студентом на плакатах или на компьютере комплексы упражнений. 28 5. Записываются в протокол (приложение) физические упражнения для различных комплексов физических упражнений. 6. Обсуждаются результаты методико-практического занятия.
Оборудование Спортивный инвентарь, секундомеры, рисунки, плакаты, схемы, протокол занятия. Домашнее задание: самостоятельно разработать и составить комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, вводной гимнастики, физкультминуты, физкультпаузы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1.Валеев Н.М. Лечебная физическая культура. Гарасеева Т.С., Попов С.Н. - М.:Akademia, 2014.-515 с. 2.Голощанов Р.Г. История физической культуры - М.:Akademia, 2015.-320 с. 3.Самсонова А.В. Естественно-научные основы физической культуры и спорта - М.: Советский спорт, 2014.- 414 с. 4.Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта - М.: Физкультура и спорт, 2013. 5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия. - 2000. - 480 с. Дополнительная 1. Лейфа А.В. Теоретический курс дисциплины «Физическая культура»: Учебное пособие. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2003. - 272 с. 2. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное по собие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова/. - СПб. -1999. - 324 с. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Производственная физическая культура (ПФК) – это система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. ПФК в рабочее время – это производственная гимнастика, используемая в режиме рабочего дня с целью повышения общей и специальной работоспособности. ПФК во внерабочее время – это направление производственной физической культуры, задачи которого рекреационного характера. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это одно из основных направлений систем физического воспитания, формирующее прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности. Профессиональные заболевания – это аномальные отклонения в состоянии здоровья в результате воздействия отрицательных условий, особенностей профессиональны трудовых процессов. 29 Содержание и объем методико-практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» Таблица 1 № заня тия Содержание занятий Кол-во часов 1. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре. 1.1. Основные понятия о ценностных отношениях студентов к физическойкультуре 1.2.Сущность понятия физическая культура человека 1.3. Социальные функции физической культуры в вузе. 1.4. Организация методико-практического занятия 2 2. Методы оценки функционального состояния и физического развития организма 2.1. Понятие о контроле и самоконтроле. 2.2. Методика оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы в условиях покоя. 2.3. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб. 2.4. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы. 2.5. Методика оценки функционального состояния нервной системы. 2.6. Методы оценки антропометрических признаков. 2.7. Организация и содержание методико-практического занятия. 2.8. Приложение 4 3. Основы методики массажа и самомассажа 3.1. Основные понятия темы. Противопоказания к массажу. 3.2. Методика массажа и самомассажа. Обучение массажу и самомассажу. 3.3. Организация и содержание методико-практического занятия. 3.4. Приложение. 2 4. Моделирование индивидуальной здоровьесберегающей жизнедеятельности. 4.1. Формирование ценностного отношения к здоровью 4.2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в физкультурнооздоровительном процессе 4.3. Определение оптимально физкультурно-оздоровительной деятельности 4.4. Организация методико-практического занятия 2 5. Методика развития физических качеств 5.1. Основные понятия физических качеств. 5.2. Методика развития выносливости. 5.3. Методика развития силы. 5.4. Методика развития быстроты. 5.5. Методика развития гибкости. 5.6. Методика развития ловкости. 5.7.Организация методико-практического занятия 5.8. Приложения 2 6. Основы построения и структура занятия (урока) по физической культуре 6.1. Теоретические основы построения занятийпо физической культуре 6.1.2 Структура и построение урока по физической культуре 6.1.3 Задачи учебного урока (занятия) 6.1.4 Методы организации занимающихся на уроке (занятие) 2 30 6.2. Методика обучения построения занятия (урока) по физической культуре 6. 2.1 Разбор порядка построения подготовительной части занятия 6. 2.2 Разбор порядка построения основной части занятия 6. 2.3.Разбор порядка построения заключительной части занятия 6. 2.4 Разбор порядка организации и методики проведения урока(занятия) 6.3.Организация методико-практического задания. 7. Методика оценки и самооценки работоспособности. Применение средств физической культуры для повышения функциональных способностей организма 7. 1. Задачи самоконтроля: 7.2. Психофизиологические компоненты работоспособности 7.3. Виды работоспособности 7.4. Стадии работоспособности 7.5. Способы оценки работоспособности 7.6.Объективные показатели самоконтроля. 7.7. Организация методико-практического занятия. 2 8. Методика составления плана занятия по легкой атлетике 8.1.Подготовка к проведению занятий 8.2.Учебно-тренировочные занятия по легкой атлетике 8.2.1. Подготовительная часть занятия 8.2.2.Основная часть занятия 8.2.3. Заключительная часть занятия 8.3. Организация и содержание методико-практического занятия 2 9. Методика подбора средств проведения занятий оздоровительной и рекреационной направленности, с целью профилактики профессиональных заболеваний специалиста 9.1. Оздоровительная физическая культура 9.2.Рекреативные формы занятий 9.3.Профилактико-оздоровительные занятия 9.4.Профессиональные заболевания 9.5. Организация методико-практического занятия. 2 10 Методика составления плана тренировочного занятия по программе производственной физической культуры 10.1.Теоретический материал 10.1.1.Термины и определения 10.1.2.Цели и задачи производственной физической культуры 10.1.3.Производственная физическая культура в рабочее время 10.1.4.Физическая культура и спорт в свободное время 10.1.5.Методические основы производственной физической культуры 10.2. Методика выполнения работы 10.3. Оборудование 10.4. Приложения 2 Итого 22 31 СОДЕРЖАНИЕ Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре. 3 Методы оценки функционального состояния и физического развития организма 5 Основы методики массажа и самомассажа 7 Моделирование индивидуальной здоровьесберегающей жизнедеятельности. 9 Методика развития физических качеств 11 Основы построения и структура занятия (урока) по физической культуре 15 Методика оценки и самооценки работоспособности. Применение средств физической культуры для повышения функциональных способностей организма 17 Методика составления плана занятия по легкой атлетике 21 Методика подбора средств проведения занятий оздоровительной и рекреационной направленности, с целью профилактики профессиональных заболеваний специалиста 24 Методика составления плана тренировочного занятия по программе производственной физической культуры 27