Файл: Основная часть 6 Здоровый образ жизни (зож).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Основная часть 6

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) 6

Разумное чередование труда и отдыха 6

Рациональное питание 7

Питание 7

Подбор продуктов для питания 7

Белки 8

Жиры 8

Углеводы 8

Растительная клетчатка 8

Минеральные вещества 8

Витамины 9

Основные принципы рационального питания 9

Рациональный питьевой режим 10

Профилактика вредных привычек 10

Курение 10

Угарный газ 10

Табачный деготь и смолистые вещества 10

Синильная кислота, формальдегид, аммиак, сероводород, бензопирен 10

Радиоактивный полоний, стронций, ионы тяжелых металлов 11

Алкоголь 11

Наркомания 11

Двигательная активность 12

Соблюдение правил личной гигиены 13

Уход за телом 13

Гигиена одежды и обуви 13

3акаливание 14

Закаливание 14

Систематичность 14

Постепенное увеличение 14

Разнообразие 14

Комплексность 14

Самоконтроль 15

Психогигиена 15

Заключение 17

Список использованной литературы 17

Введение


О здоровье и его значении для человека пишут и говорят много. В наш век стрессовых нагрузок и серьезных нарушений в экологии это проблема особенно актуальна и занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только
гармоничное развитие человека, но и успешность освоения им профессии, эффективность профессиональной деятельности.

Несмотря на глобальный характер проблемы здоровья, еще не выработано единой трактовки этого понятия. Всемирная организация здравоохранения дает такое определение: «здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней». Важным признаком здоровья является хорошая приспособляемость (адаптация) организма к разным нагрузкам и внешним условиям существования (климатические условия, вода, электромагнитные поля,

животный и растительный мир, человеческое общество, условия труда и быта и т.д.).

Если обратиться к результатам конкретных исследований здоровья человека, факторов, влияющих на его состояние, то можно увидеть, что здоровье человека зависит от:

условий и образа жизни на 50 %;

генетических факторов на 20%;

влияния экологических факторов на 20-25 %;

состояния медицины на 10 %.
Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

Сфера

Значение для здоровья (примерный удельный вес)

Группы факторов риска

Условия и образ жизни

50%

Вредные условия труда, плохие материально- бытовые условия, стрессовые ситуации,

гипокинезия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами.

Генетика человека

20%

Предрасположенность к наследственным заболеваниям.

Экология, климат

20-25%

Загрязнение воздуха, воды

и почвы, резкая смена








атмосферных явлений, различные виды излучений.

Здравоохранение

10%

Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.


Из таблицы видно, что здоровье не только генетически и социально обусловлено, но и в значительной степени зависит от меры ответственности за него самого человека.

Происхождение болезни имеет две причины: состояние человеческого организма, т.е. «внутреннее основание» и влияние окружающей среды. Следовательно, для предупреждения болезней – повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или устранение внешних причин, или оздоровление, укрепление организма, расширение его адаптационных возможностей для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать влияние окружающей среды. Первый способ малонадежен, так как человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние причины болезни. Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним условиям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов.

Природная способность организма к самообновлению и самосовершенствованию открывает путь к сохранению здоровья на долгие годы, но для этого каждому человеку необходимо постоянно прилагать определенные усилия. Образ жизни человека зависит от его личностных особенностей, возраста, пола, профессии, условий труда, периода года, места жительства и общественного устройства, а также в немалой степени от ценностных ориентаций человека, его мировоззрения,
социального и нравственного опыта, уровня его сознания и общей культуры. Каждый человек несет ответственность перед близкими людьми, коллективом, обществом, не только за свое поведение, но и за отношение к своему здоровью как социальной ценности.

В последние годы активизировалось внимание к образу жизни студентов.

Общество озабочено состоянием здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой по формированию своей личности, выработкой своего стиля жизни. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные этические, научные, общекультурные, экономические и политические вопросы. Студенческий возраст (молодежным возрастом считается 19-28 лет) – это период завершения физического становления организма, который характеризуется рядом особенностей.

Медикобиологическими исследованиями установлено, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма.
Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии (подвижности) грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической и умственной работоспособности. По заключению медиков только 30% студентов не имеют отклонений в состоянии здоровья. Остальные 70% можно разделить на следующие группы:

− студенты, у которых психоэмоциональные и функциональные нарушения обнаруживаются только в экстремальных условиях,
например, в начале обучения или в период экзаменов;

− студенты, у которых в отсутствии экстремальных условий уже выявляются предвестники болезней, например, периодические повышения артериального давления или уровня сахара в крови;

студенты с функциональными нарушениями;

студенты со стабильными патологическими симптомами (больные).

Здоровье и обучение студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Условия

жизнедеятельности студентов в современных условиях характеризуются бурным ростом информатизации, использованием новых интенсифицирующих учебную деятельность программ, трудовой занятностью параллельно с обучением. Все это требует от студентов значительных психоэмоциональных затрат, влекущих за собой и напряжение функциональных систем организма, что в свою очередь не может не отразиться на здоровье студентов. Успешность адаптации студентов к новым условиям обучения в вузе, сохранение и укрепление здоровья за время обучения настоятельно требуют установления здорового образа жизни. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.

Анализ же фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о неупорядоченности и хаотичной ее организации. Это несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, курение. К сожалению, в студенческом возрасте человек не замечает, насколько отрицательно сказывается на его здоровье беспорядочный режим дня, т.к. в молодом организме еще велики компенсаторные возможности. Однако систематическое нарушение режима может стать причиной различных серьезных