Файл: Объект и предмет макроэкономики сущность, ключевые проблемы, связь макроэкономики с микроэкономикой и с экономической политикой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

12 Совокупный спрос AD и факторы, его определяющие.

13 Совокупное предложение (AS) и факторы, его определяющие. Три участка совокупного предложения.

14 Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в модели AD-AS и его нарушение Макроэкономическое равновесие достигается при равенстве AD и AS и формировании равновесных параметров (PE,YE)Если AD>AS недопроизводство ВНП, то движение к равновесному состоянию осуществляется за счет расширения производства.Если ASИзменение равновесия со стороны совокупного спроса. Эффект «храповика» : тенденция в повышению уровня цен при возрастании совокупного спроса и сохранение их неизменными при его сокращении.Изменение равновесия со стороны совокупного предложения.в т. E1: ВНП растет, б/р падает, P падаетв т. Е2: ВНП падает, б/р растет, Р растет => стагфляция (инф + застой) 15 Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Виды циклов.Экономика развивается неравномерно – циклически, что проявляется в отклонении экономики от состояния равновесия через эк циклы.Экономический цикл – это повторение подъема и спада эк активности, к-рая отр в изм темпов эк роста, инфляции, уровня б/рЭкономический рост – увеличение совокупного производства измеряемого показателем реального ВНП.1.темп роста общего объема ВНП ВНПреал = 2. темп роста ВНП на душу населения = 7-8% высокие 4-6% нормальные 2-3% умеренные

17 Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование безработицы: активная и пассивная политика.

18 Инфляция: понятие, уровень (темп) инфляции, причины развития. Инфляция спроса и инфляция издержек



Общество с сильным различием доходов разных групп населения от­личается социальной неустойчивостью, отсутствием стимулов к профессиональному росту. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показа­тели.

В экономической теории используется кривая Лоренца как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения (рис. 8.1).

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой. Она указывает на то, что данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 %

  • 40 %, а 60 % - 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Такое идеальное расположение доходов разрушает систему мотивации к труду у работников и предпринимателей, снижает эффективность производства. В реальной действительности доходы распределяются неравномерно, причём, как правило меньшей доле населения при­надлежит большая часть доходов страны. Фактическое распределение доходов показывает кривая Лоренца ОАБСДЕ. Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, тем выше степень неравенства в распределении доходов.



Рис. 8.1. Кривая Лоренца


Ещё одним показателем, используемым для определения степени дифференциации до­ходов, является коэффициент Джини.

Коэффициент Джини исчисляется делением площади ОАБСДЕ на площадь прямоуголь­ника ОКЕ. Чем больше площадь фигуры ОАБСДЕ, тем больше величина коэффициента Джи­ни, тем выше степень неравенства в доходах. Величина коэффициента Джини колеблется от 0 до 1. Однако она никогда не может достигнуть этих величин, поскольку «0» - это абсолют­ное равенство, а «1» - абсолютное неравенство.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения в различные перио­ды времени, или в разных странах, или между различными группами.

Какова же оптимальная степень неравенства? Это самый важный вопрос в определении стратегии, касающейся неравенства доходов. Общепринятого ответа на этот вопрос нет, по­скольку есть аргументы «за» и «против» усиления равенства.


Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство дохода необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя. Главный контрар­гумент заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой деятельно­сти, к инвестициям, к риску и тем самым уменьшает объём распределяемого дохода.

В настоящее время почти во всех развитых странах сложившееся в соотношение между доходами бедных и богатых слоев общества не превышает 1 : 10.

43. Бедность и ее черты (абсолютная и относительная). Индикаторы уровня жизни и качества жизни

Бедность — это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности.

Бедность не имеет какого-либо однозначного показателя. Различают абсолютную и относительную черту бедности.

Абсолютная черта бедности — минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В России — это прожиточный минимум.

Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС — ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране). Бедность характеризуется следующими показателями:

Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни. В интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают:

• реальную заработную плату;

• реальные доходы населения;

• доходы от вторичной занятости;

• доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства;

• дивиденды (по акциям и облигациям);

• проценты по вкладам населения;

• пенсии, пособия, стипендии.

К частным индикаторам уровня жизни относят:

• показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам);

• показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.

Под качеством жизни населения понимается совокупность показателей, характеризующих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения данной страны.



Основными индикаторами качества жизни населения являются:

• индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП);

• индекс интеллектуального потенциала общества;

• человеческий капитал на душу населения;

• коэффициент жизнеспособности населения.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднюю арифметическую трех индексов:

• ожидаемой продолжительности жизни

• уровня образования

• ВВП на душу населения
44. Государственное перераспределение доходов. Социальная политика государства: социальная защита населения и социальные гарантии; ее особенности в современной России.

Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создание системы социального обеспечения нуждающихся.

Если функциональное распределение доходов основано на собственности на факторы производства, то персональное распределение доходов осуществляет государственная власть.

Главным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, Социальная защита населения, осуществляемая посредством социальной политики государства, использует два способа: социальную защиту и социальные гарантии.

Социальная защита — меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Она означает:

• воспроизводство квалифицированной рабочей силы:

• наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду;

• создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными, и др.

Социальные гарантии — обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают:

• общедоступность и бесплатность образования;

• гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду;

• гарантии неприемлемости принудительного труда и др.

В реализации социальной политики государства используются два подхода: социальный и рыночный.


Социальный подход предполагает, что общество обязано гарантировать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности.

Рыночный подход предусматривает обязательства общества только создавать условия каждому его члену для осуществления экономической активности и получения дохода.

в России «социальное обеспечение» – это государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых имеются дети. Таким образом, понятие «социальное обеспечение» в нашей стране имеет очень широкую трактовку.

Практически во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающем негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и др.

Социальная сфера финансируется за счет следующих источников:

• бюджетные источники:

— федеральный бюджет;

— бюджет субъекта РФ;

— местный бюджет;

— ресурсы небюджетного перераспределения;

• внебюджетные источники:

— государственные социальные фонды;

— внебюджетные фонды субъектов РФ;

— негосударственные социальные фонды;

— кредитные ресурсы;

— привлечение средств фирм и домашних хозяйств (территориальные займы); использование потенциала некоммерческих неправительственных организаций.

45. Внешнеторговая политика государства: типы, цели, средства регулирования (тарифные и нетарифные ограничения). Торговый баланс.

Под внешнеторговой политикой государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. У большинства современных государств существует обширный набор инструментов, позволяющих осуществлять торговую политику.

Соотношение между экспортом и импортом регулируется государством путем проведения политики протекционизма и фритредерства.

Протекционизм – это политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранных товаров и ограничивающая импорт.

Фритредерство – это политика свободной торговли.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.


Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Таможенные тарифы позволяют осуществлять защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Одновременно таможенные тарифы широко используются для обеспечения условий доступа товаров на иностранные рынки. Для этого заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок своих таможенных тарифов по товарам, представляющим интерес для взаимной торговли.

нетарифные меры относятся к формам регулирования внешнеэкономической деятельности. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и
включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Квоты (или контингенты) определяют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое они оказывают на импорт. Размещение лицензий на квоты осуществляется путем продажи их с аукциона на основе системы явных предпочтений отдельным фирмам или по «затратному методу», связанному с конкуренцией на неценовой основе.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнюю торговлю определенными, включенными в списки лицензируемых по экспорту и импорту товарами. Использование лицензионных систем регулирования опирается на ряд международно согласованных норм.

«Добровольное» ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования «добровольных» ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших «добровольные» ограничения на их экспорт.