Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормативные акты, связанные с налогообложением и со сборами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах издают:
Правительство РФ;
Министерство финансов РФ;
органы исполнительной власти субъектов РФ;
исполнительные органы местного самоуправления.
Однако эти акты не могу изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы, а также Федеральная таможенная служба (ФТС России) и ее территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Особого внимания заслуживает вопрос о вступлении в действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
В современных условиях налоги являются неотъемлемым рычагом воздействия государства на рыночную экономику страны. С изменением и развитием государственного устройства всегда следуют изменения и в налоговой системе.
Налоговая система базируется на конкретных актах законодательства государства, которые формируют методы построения и взимания налогов, а также определяют элементы системы налогообложения. Благодаря налогам определяется взаимоотношения между предпринимателями, предприятиями разных форм собственности с государственным и местным бюджетами, с различными банками, а также с вышестоящими организациями.
Также, с помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность государства, которая включает в себя привлечение иностранных инвестиций, прибыль предприятий и хозрасчетный доход.
В условиях рыночной экономики государство масштабно использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка. Данный механизм используется для экономического воздействия на производство, его структуру и динамику, на состояние научно-технического процесса. Исходя из этого, значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования приобретают особую роль.
Тема 2. Бухгалтерский учет налогов и сборов
Принципы работы налоговой системы регулируются налоговым законодательством страны. Главный документ о налогах и сборах – Налоговый кодекс.
Объектами налогообложения могут быть совершенно разные явления. Это и операции по реализации товаров, прибыль, имущество, доход и т.д.
Рассмотрим три основных вида налогов, выделяемые в Российской Федерации:
Федеральные
Региональные
Местные
Бухгалтерия любого предприятия обязана обозначить для себя, какие виды налогов она обязана платить, а от каких выплат организация может быть освобождена. Освобождение от некоторых видов налогов, относящихся к региональным видам выплат необходимо подтвердить соответствующим решением органа местной власти.
Также налоги возможно классифицировать по источникам начисления. И здесь выделяют четыре основные группы:
Косвенные, то есть начисляемые из состава выручки от реализации. К ним относятся акцизы и НДС.
Налоги, которые включаются в состав затрат (издержек). Это налог на транспорт, землю, водный налог и т.д. Помимо этих налогов можно выделить выплаты во внебюджетные фонды социального страхования.
Налоги, уплата которых идет за счет прочих расходов компании. Это налог на имущество организации.
Налоги, которые необходимо уплачивать за счет валовой прибыли. Это налог на прибыль организации.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - важный документ в бухучете компании, в котором отображается и суммируется вся информация о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, выплату которых ведет предприятие. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам включает в себя следующие виды налогов, пошлин и сборов:
Счет №90 и №91. Это счета, к которым относятся продажи и прочие расходы и доходы, такие как налог и акцизы на имущество предприятий, НДС
Счета №08, №20, №23, №25, №26, №29, №97, №44. На эти счета дебетуются входящие в стоимость работы, капитальные вложения, услуги и продукция. К ним можно отнести земельный налог, налоги за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду, транспортный налог, водный налог и т.д.
Дебет счет №99, кредит счета №68. Это налоги, уплата которых идет с прибыли
Порядок начисления штрафных санкций за не полную или просроченную выплату налогов происходит по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" и дебету счета 99 "Прибыль и убытки" и 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". В случае оплаты налогов выше нормы сумму необходимо отобразить в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" по счету 68.
Специальные налоговые режимы:
Система налогообложения включает в себя специальные налоговые режимы. Особенность их заключается в том, что определен и закреплен на законодательном уровне ряд ситуаций, когда предусмотрен особый порядок уплаты налогов, либо обозначены ситуации об освобождении от уплаты определенных видов налогов и сборов, предусмотренных Налоговым Комитетом государства. При бухгалтерском учете налогов и сборов важно внимательно изучить ряд пунктов специальных налоговых режимов, чтобы избежать лишних выплат. Рассмотрим специальные налоговые режимы:
Единый сельскохозяйственный налог, затрагивает работу сельскохозяйственных товаропроизводителей
Упрощенная система налогообложения:
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Существуют соглашения о разделе продукции. При их своевременном выполнении система налогообложения предусматривает специальный налоговый режим
Учет налогов и сборов по всем этим ситуациям обозначается счетом 68 "Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам". Важно знать, что для работы по каждому налогу на счете 68 открывается отдельный субсчет. Уплаченные в бюджет налоги отображаются в зависимости от источника, который уплачивает налог.
Различные источники финансирования:
Налоговый Кодекс РФ обозначил разные источники финансирования для разных налогов и сборов. Рассмотрим источники начисления налогов и порядок из отображения в бухучете.
Выручка от реализации. Включает в себя такие налоги, как акцизы, НДС, налог на добычу полезных ископаемых. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 90/3, 91/2, К 68, Д 90/4 К 68, Д 90/5 К 68, Д 90/6 К 68
Себестоимость. Включает в себя следующие виды налогов: транспортный налог, земельный налог, платежи за загрязнение окружающей среды, единый налог на вмененный доход, регулярные платежи за использование природных недр, сборы за использование объектов животного мира и водный налог. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 20, 26, 44, К 68.
Финансовый результат. Это налог на имущество организации. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 91/2 К 68
Прибыль. Соответственно, это налог на прибыль предприятия. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д99 К 68
Доход физических лиц. В данном пункте учитывается исключительно налог на доходы физических лиц. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 70, 75/2, 76/3, К 68.
Стоимость товарно-материальных ценностей. Это государственные пошлины и импортные таможенные пошлины. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 07, 08, 10, 41, т.д. К 68.
Тема 3. Особенности исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды
База для начисления страховых взносов на ОПС, ОМС и ВНиМ, как и раньше, рассчитывается по истечении каждого месяца нарастающим итогом с начала года отдельно по каждому застрахованному лицу (п. 1 ст. 421,
п. 1 ст. 423 НК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 431 НК РФ учреждения-страхователи по-прежнему обязаны вести учет начисленных выплат и относящихся к ним сумм страховых взносов в разрезе по каждому физическому лицу.
На основании п. 1 ст. 420 НК РФ в базу по страховым взносам включаются все выплаты, признаваемые объектом обложения и произведенные в пользу застрахованного лица, как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1, 7 ст. 421 НК РФ). При формировании базы по страховым взносам не учитываются выплаты, поименованные в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ).
Выплаты по авторским и иным аналогичным договорам, названным в п. 8 ст. 421 НК РФ, учитываются в облагаемой базе с учетом особенностей, предусмотренных положениями п. 8–10 ст. 421 НК РФ.
Также из ст. 327.3 ТК РФ с 2023 года исключена норма, которая обязывала временно пребывающих в РФ иностранных работников приобретать полис ДМС (либо работодателей заключать договор с медицинской организацией). Кроме того, скорректированы основания для расторжения трудовых отношений с данными работниками – теперь нельзя отстранить таких работников от работы или уволить их по причине истечения срока действия полиса ДМС (ст. 327.5 и 327.6 ТК РФ).
База для исчисления страховых взносов «на травматизм» исчисляется в аналогичном порядке: в базу включаются облагаемые выплаты и не включаются необлагаемые выплаты (п. 1 ст. 20.1, ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Выплаты и иные вознаграждения как в денежной, так и в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются в базе по взносам «на травматизм» в месяце их начисления (п. 2, 3 ст. 20.1, п. 9 ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ).
Для учета страховых взносов в плане счетов есть 69 счет. Так как раньше все взносы перечисляли отдельными платежами, к счету 69 открывали субсчета, а к субсчетам первого порядка открывали субсчета второго порядка, чтобы отдельно выделить взносы на пенсионное и медицинское страхование, а также взносы на случай болезни и материнства и взносы от несчастных случаев на производстве. Начисленные взносы отражали по кредиту этих субсчетов в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат:
Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «ОПС» — начислены пенсионные взносы;
Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты по медицинским взносам» — начислены взносы на медстрахование;
Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства» — начислены взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства;
Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» — начислены страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве.
С 2023 года взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства уплачиваются единым платежом и по единому тарифу, поэтому отражайте их на одном субсчете:
Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Страховые взносы по единому тарифу» — начислены взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства;
Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» — начислены страховые взносы в Социальный фонд России (СФР) от несчастных случаев на производстве.
До 2023 года страховые взносы можно было перечислять напрямую с расчетного счета, поэтому они отражались одной проводкой: по дебету субсчетов счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 51 «Расчетный счет»:
Теперь все организации и ИП будут платить налоги и страховые взносы через единый налоговый счет — это специальный лицевой счет, открытый в казначействе РФ, на котором аккумулируются все деньги компании, направленные в бюджет. Поэтому взносы нужно будет перечислять в два этапа:
Дт 69 субсчет «Страховые взносы по единому тарифу» Кредит 68 субсчет «Единый налоговый платеж» — страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства включены в состав единого налогового платежа;
Дт 68 субсчет «Единый налоговый платеж» Кредит 51 — перечислены страховые взносы в составе единого налогового платежа.
Взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в прежнем порядке, минуя ЕНП, поэтому можно использовать привычную проводку Дт 69 Кт 51.
Если ежемесячные платежи по страховым взносам были перечислены позже установленных сроков, частично или полностью не уплачены, контролирующие ведомства могут начислить организации штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов, а при умышленном уклонении от уплаты — в размере 40% от суммы. Штраф за неуплату взносов на «травматизм» в ФСС аналогичный.
В случае, когда страхователь верно отразил суммы в РСВ и вовремя его сдал, но опоздал с уплатой взносов, с него будут взысканы только пени за просрочку. Пени для организаций начисляются из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки в пределах 30 дней и в размере 1/150 ставки с 31 дня. Пени для ИП — из расчета 1/300 ставки за весь период.