Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исключение — период с 09.03.2022 по 31.12.2023, в течение которого пени юрлицам начисляются по 1/300 ставки, независимо от периода просрочки.
Пени по взносам на травматизм считают из 1/300 ставки рефинансирования в день за весь период просрочки.
Страховые взносы в налоговую с 2023 года уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем начисления. Взносы на травматизм по-прежнему перечисляются не позднее 15-го числа. Если день уплаты приходится на выходной или праздничный день, то срок переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
Дополнительно по страховым взносам, кроме травматизма, нужно будет подавать уведомления до 25 числа включительно. Это следует делать, чтобы налоговая знала, на какие направления распределить деньги с вашего единого налогового счета. Исключение — март, июнь, сентябрь и декабрь. В этих месяцах в уведомление взносы можно не включать, так как будет подана декларация.
Тема 4. Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» применяется организациями и индивидуальными предпринимателями для отображения сведений о взаиморасчетах по суммам социального, медицинского страхования, пенсионного обеспечения.
Расчеты по каждому виду отчислений анализируются обособленно, поэтому в бухгалтерском учете предусмотрено открытие субсчетов 69 счета:
69.1 – здесь отображается взаимодействие предприятие с ИФНС и ФСС по социальному страхованию (например, взносы за травматизм и пособия по временной нетрудоспособности).
69.02 – осуществляется учет начислений пенсионного обеспечения.
69.03 – на субсчете собираются сведения о взаиморасчетах с налоговой инспекцией по медицинскому страхованию.
При необходимости могут использоваться другие субсчета. Например, 69.06 в части перечислений фиксированных взносов индивидуального предпринимателя.
Сч.69 в бухгалтерском учете является активно-пассивным. По дебету отображается информация о фактически осуществленных платежах организации. Кредит счета – обобщение информации о начисляемых суммах на страхование сотрудников и их обеспечение в корреспонденции со счетами учета оплаты труда. Кроме того, сч.69 кредитуется на суммы пеней, выставленных предприятию за несвоевременные перечисления необходимых платежей (платежи должны быть осуществлены до 15 числа месяца, следующего за расчетным).
Сверка взаиморасчетов с контролирующими органами осуществляется обособленно по каждому отдельному виду начислений, поэтому аналитика сч.69 используется для разделения информации по видам сумм (социальное, пенсионное обеспечение и т.д.), а также типам осуществляющихся платежей (начисление/перечисление, пени/штрафы и т.д.). Информация на сч.69 должна полностью соответствовать справке взаиморасчетов с ИФНС.
Использование сч.69 для отображения информации о взаиморасчетах с налоговой инспекцией и ФСС РФ в части уплачиваемых взносов социального, медицинского, пенсионного обеспечения, осуществляется в соответствие с действующим Планом счетов, утвержденным приказом Минфина от 31.10.2000 №94, 243 ФЗ и 244 ФЗ от 03.07.2016 и иной законодательной документацией.
Распространенные хозяйственные операции и проводки по ним.
Начисление страховых взносов
Дт20,23 Кт69 – за работников основного или вспомогательного производства
Дт26 Кт69 – сотрудников управленческого персонала
Дт44 Кт69 – работников, занятых в продаже (проводка может быть использована для отображения всех начисленных взносов в бухгалтерском учете, имеющим право применять упрощенный режим).
Начислены пени за несвоевременное перечисление платежей
Дт99 Кт69
Возвращение на расчетный счет излишне уплаченных сумм в бюджет
Дт51 Кт69
Перечисление платежей в бюджет РФ
Дт69 Кт51
Начисление сотрудникам, выплачиваемые за счет социального страхования (например, по больничному листу)
Дт69 Кт70
Таблица 1 - СЧЕТ 69 "РАСЧЕТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ" КОРРЕСПОНДИРУЕТ СО СЧЕТАМИ:
N п/п | Содержание операции | Корреспондирующий счет |
1 | 2 | 3 |
| По дебету счета | |
1 | Платежи органам социального страхования и социального обеспечения наличными. Выплаты причитающихся сумм по социальному страхованию без начисления задолженности работникам | 50 |
2 | Перечисление сумм платежей со счетов в банке | 51, 52, 55 |
3 | Начисление пособий и выплат за счет средств социального страхования | 70 |
4 | Начисление задолженности работникам по прочим операциям (новогодние подарки детям и т.п.), оплачиваемым за счет соцстраха | 73 |
| По кредиту счета | |
5 | Начисление задолженности по единому социальному налогу с оплаты труда работникам, занятым в сфере вложений во внеоборотные активы (строительство хозяйственным способом, монтаж оборудования, приобретение машин и т. п.) | 08 |
6 | Начисление задолженности по единому социальному налогу на суммы оплаты в связи с приобретением материально-производственных запасов и животных на выращивании и откорме | 10, 11, 15, 41 |
7 | Начисление задолженности по единому социальному налогу с оплаты труда работников, занятых производством и продажей | 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 97 |
8 | Возврат излишне перечисленных сумм. Возмещение превышения расходов (производимых за счет социального страхования) над начисленными суммами платежей | 51, 52 |
9 | Корректировка по излишне начисленным суммам работникам за счет социального страхования | 70 |
10 | Начисление задолженности по единому социальному налогу по прочим операциям с работниками (в части расчетов с виновными лицами) | 73 |
11 | Начисление задолженности по единому социальному налогу на сумму оплаты в связи с выбытием основных средств | 91 |
12 | Начисление задолженности по единому социальному налогу на сумму оплаты, производимой за счет образованных резервов предстоящих платежей | 96 |
13 | Начисление сумм пеней и штрафных санкций. Начисление социального налога на суммы оплаты в связи с чрезвычайными обстоятельствами (предотвращение и ликвидация последствий стихийных бедствий, пожаров и т. п.) | 99 |
При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут открываться дополнительные субсчета.
Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:
- счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации;
- счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - в части отчислений, производимых за счет работников организации.
Кроме того, по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
По дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.
Заключение
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Общая либерализация налоговой системы способствовала некоторому сокращению теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрывавшихся от налогообложения.
Для успешного функционирования предприятия на рынке необходимого четко осознавать, на какой целевой сегмент направлена деятельность фирмы, каковы их потребности, система ценностей. Это позволяет предприятию правильно позиционировать себя на рынке, эффективно работать в условиях постоянно меняющейся макросреды, а также планировать и осуществлять экономический рост.
Экономическое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его маркетинговой, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственные и финансовые планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Следовательно, устойчивое финансовое состояние является не игрой случая, а итогом профессионального управления всем комплексом маркетинга, определяющим результаты деятельности предприятия, а также своевременно проведенного маркетингового анализа состояния предприятии.
Список использованных источников
-
Бунина А.Ю. Учетно — аналитическое обеспечение и контроль расчетов по налогам и сборам на предприятии / А.Ю. Бунина, Е.А. Грудина // Вектор экономики. — 2019. — № 2 (32). — С. 22-31. -
Вахидов Ш.Г. Аспекты учета, анализа и аудита расчетов по налогам и сборам / Ш.Г. Вахидов // Экономика и социум. — 2018. — № 9 (52). — С. 152-156. -
Воробьева, Е.В. Налоговая система России: основные направления модернизации [Текст] // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2017. № 9. С. 75-76. -
Горшенина, Е.В. Бюджетно – налоговая система государства // Экономические исследования. 2017. № 2. С. 8. -
Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система России, основные направления ее развития [Текст] // Бенефициар. 2017. № 14. С. 31-34. -
Зотиков, Н.З. Налоговая система России: проблемы и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 3. С. 76. -
Имыкшенова, Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова [Текст] // Налоговед. 2019. № 9. С. 2-5. -
Кирюхина М.Н. К вопросу о проблеме учета расчетов по налогам и сборам / М.Н. Кирюхина // Вектор экономики. — 2019. — № 5 (35). — С. 10. -
Козлов П.А. Внутренний аудит налоговой оптимизации и оценка его эффективности / П.А. Козлов // Экономика. Бизнес. Банки. — 2020. — № 4 (42). — С. 117-125. -
Кожемякина В.А. Совершенствование налогового аудита в современной России / В.А. Кожемякина // В сборнике: Актуальные проблемы развития аудита и финансового консалтинга в России. Материалы Ежегодной научно-практической конференции. — 2018. — С. 59-62. -
Ломакина О.В. Внутренний контроль и аудит расчетов по налогам и сборам коммерческой организации / О.В. Ломакина // Калужский экономический вестник. — 2020. — № 1. — С. 44-46. -
Лукина Е.В. Методика проведения аудита расчетов по налогам и сборам / Е.В. Лукина // Тенденции развития науки и образования. — 2019. — № 49-8. — С. 63-66. -
Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение [Текст] / Л.Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 357с. -
Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы [Текст] //Apriori. Гуманитарные науки. — 2020. -№ 5. -
Шарохина, С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 6. № 11 (11). С. 122-125.