ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Арифметические действия: умножение и деление
Цели:закреплять знания об арифметических действиях умножения и деления; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять арифметические действия умножения и деления; использовать изученные вычислительные приемы; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в парах и группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Подставьте числа в вычислительную машину и заполните таблицу.
2. Решение уравнений
— Найдите уравнения, которые решаются вычитанием. Решите их.
880-х = 560 х-450 = 500
670:х = 67 х+1000 =1000
670 + х = 210
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите удобным способом.
54 + 19 + 36 + 40
22 + 36 + 76 + 38 + 24
9+9+9+9+9+9
— Какими правилами вы пользовались для решения первых двух примеров? (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
— Как решили последний пример? (Заменили сложение умножением.)
— Почему в первых примерах не заменяли? (Умножение — это сложение одинаковых слагаемых, а в предыдущих примерах они были разными.)
— Назовите действие, обратное умножению. (Деление.)
— Сформулируйте задачи урока. (Закрепить изученное об арифметических действиях умножения и деления.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№ 1 (с. 92).
— В каких случаях можно сложение заменить умножением? (Когда слагаемые одинаковые.)
— Замените, где возможно, сложение умножением.
123 + 123+123 + 123+132
а + а + а + а + а 33 + 33 + 33 + 33 + 33
65 + 56 + 65 + 56 №2 (с. 92).
(Фронтальная работа.)
№3(с. 92).
— Прочитайте задание.
— Что показывает первое число в произведении? (Какое число повторяется.)
— Что показывает второе число в произведении? (Сколько раз повторяется число.)
— Замените первое произведение суммой. (В произведении 7
• 3, число 7 повторяется 3 раза, значит, сумма 7+7+7.)
(Аналогично разбираются остальные произведения.)
№4 (с. 92).(Коллективное выполнение с комментированием с мест.)
№5 (с. 92).(Фронтальная работа.)
№ 6 (с. 92).(Игра «Аукцион». Учащиеся читают выражение разными способами. Выигрывает ученик, который последним прочитает выражение новым способом.)
Варианты прочтения выражения
• Произведение чисел 18 и 3 равно 54.
• Первый множитель 18, второй множитель 3, произведение 54.
• 18 увеличили в Зраза, получили 54.
• По 18 взяли 3 раза, получили 54.
• 18 умножить на 3 — получится 54.
(Аналогично учащиеся читают выражение на деление.) №7 (с. 92).
(Работа в группах по пять-шесть человек. Первый ученик составляет задачу, второй комментирует решение, третий составляет следующую задачу, четвертый решает ее и т. д. Затем те, кто составлял задачу, решают, а те, кто решал, составляют. Взаимооценка.)
V. Физкультминутка
На одной ноге постой-ка, (Стоять на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри не упади! (Шаги на месте.)
А теперь постой на левой, (Стоять на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
№ 8(с. 92).(Фронтальная работа.)
№9 (с. 92).(Работа в парах.)
№10 (с. 93).(Фронтальная работа.)
№ 11 (с. 93).(Коллективное выполнение с комментированием. При нахождении неизвестного компонента учащиеся проговаривают правило.)
Примерные рассуждения учащихся
Нам неизвестен множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение 114 разделить на множитель 6. Получится 19. И т. д.
№ 12 (с. 93).(Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся проговаривают правило, которое использовали для решения уравнения.)
№13 (с. 93).(Коллективное выполнение с комментированием. Образец ответа дает учитель.)
Образец ответа
х • 57 = 0, х = 0, так как при умножении нуля на любое число получается ноль.
№15 (с. 93).
- Вспомните свойства умножения. При необходимости обратитесь к материалу на с. 120.
- Какие свойства умножения записаны? (От перестановки множителей произведение не меняется. Любые два соседних множителя можно заменить их произведением.) № 16 (с. 93).
— Какими правилами можно воспользоваться при умножении и делении суммы на число? (Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое, а результаты сложить. Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое слагаемое, а результаты сложить.)
— Приведите примеры.
— Пользуясь этими правилами, найдите значения выражений.
(20 + 7)-6(20-6+7-6 = 162)
(5О + 3)-8(50- 8 + 3- 8 = 424)
(60 + 9):3(60:3 + 9:3 = 23)
(40 + 8):2(40:2 + 8:2 = 24)
№17 (с. 93).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VII. Рефлексия
— Вычислите и найдите высказывания, в которых допущены ошибки.
1) Произведение чисел 27 532 и 3 равно 82 596.
2) Если 645 321 умножить на 80, получится 5 162 568.
3) Частное чисел 211 200 и 4 равно 35 200.
4) Первый множитель 6532, второй множитель 6, произведение 38 192.
5) Если один множитель 7, а произведение 52 710, то другой множитель 7530.
(Проверка.)
Ответ: неверные высказывания — 2 (645 321 • 80 = 51 625 680), 4 (6532 • 6 = 39 192).
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы повторили сегодня на уроке?
— Как называются числа при умножении? при делении?
— Какие правила умножения и деления с нулем вы вспомнили?
Домашнее задание
1. Учебник: №18, 17 (с. 93).
2. Составить математический диктант на устные приемы умножения и деления (по желанию).