Файл: Арифметические действия умножение и деление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Арифметические действия: умножение и деление

Цели:закреплять знания об арифметических действиях умно­жения и деления; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять арифметические действия умножения и деления; использовать изученные вычислительные приемы; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учи­теля и выполнять его требования; работать в парах и группах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

— Подставьте числа в вычислительную машину и заполните таблицу.



2. Решение уравнений

— Найдите уравнения, которые решаются вычитанием. Ре­шите их.

880-х = 560 х-450 = 500

670:х = 67 х+1000 =1000

670 + х = 210

III. Самоопределение к деятельности

— Вычислите удобным способом.

54 + 19 + 36 + 40

22 + 36 + 76 + 38 + 24

9+9+9+9+9+9

— Какими правилами вы пользовались для решения первых двух примеров? (От перестановки слагаемых сумма не меня­ется.)

— Как решили последний пример? (Заменили сложение умно­жением.)

— Почему в первых примерах не заменяли? (Умножение это сложение одинаковых слагаемых, а в предыдущих примерах они были разными.)

— Назовите действие, обратное умножению. (Деление.)

— Сформулируйте задачи урока. (Закрепить изученное об ариф­метических действиях умножения и деления.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

1 (с. 92).

— В каких случаях можно сложение заменить умножением? (Когда слагаемые одинаковые.)

— Замените, где возможно, сложение умножением.

123 + 123+123 + 123+132

а + а + а + а + а 33 + 33 + 33 + 33 + 33

65 + 56 + 65 + 56 №2 (с. 92).

(Фронтальная работа.)

3(с. 92).

— Прочитайте задание.

— Что показывает первое число в произведении? (Какое число повторяется.)

— Что показывает второе число в произведении? (Сколько раз повторяется число.)

— Замените первое произведение суммой. (В произведении 7
3, число 7 повторяется 3 раза, значит, сумма 7+7+7.)

(Аналогично разбираются остальные произведения.)

4 (с. 92).(Коллективное выполнение с комментированием с мест.)

5 (с. 92).(Фронтальная работа.)

6 (с. 92).(Игра «Аукцион». Учащиеся читают выражение разными способами. Выигрывает ученик, который последним прочитает выражение новым способом.)

Варианты прочтения выражения

• Произведение чисел 18 и 3 равно 54.

• Первый множитель 18, второй множитель 3, произведение 54.

• 18 увеличили в Зраза, получили 54.

• По 18 взяли 3 раза, получили 54.

• 18 умножить на 3 — получится 54.

(Аналогично учащиеся читают выражение на деление.) №7 (с. 92).

(Работа в группах по пять-шесть человек. Первый ученик со­ставляет задачу, второй комментирует решение, третий составляет следующую задачу, четвертый решает ее и т. д. Затем те, кто составлял задачу, решают, а те, кто решал, составляют. Взаимо­оценка.)

V. Физкультминутка

На одной ноге постой-ка, (Стоять на правой ноге.)

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри не упади! (Шаги на месте.)

А теперь постой на левой, (Стоять на левой ноге.)

Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

8(с. 92).(Фронтальная работа.)

9 (с. 92).(Работа в парах.)

10 (с. 93).(Фронтальная работа.)

11 (с. 93).(Коллективное выполнение с комментированием. При на­хождении неизвестного компонента учащиеся проговаривают правило.)

Примерные рассуждения учащихся

Нам неизвестен множитель. Чтобы найти неизвестный мно­житель, нужно произведение 114 разделить на множитель 6. По­лучится 19. И т. д.

12 (с. 93).(Коллективное выполнение с комментированием. Учащие­ся проговаривают правило, которое использовали для решения уравнения.)

13 (с. 93).(Коллективное выполнение с комментированием. Образец ответа дает учитель.)

Образец ответа

х • 57 = 0, х = 0, так как при умножении нуля на любое число получается ноль.

15 (с. 93).

- Вспомните свойства умножения. При необходимости об­ратитесь к материалу на с. 120.

- Какие свойства умножения записаны? (От перестановки множителей произведение не меняется. Любые два соседних множителя можно заменить их произведением.) № 16 (с. 93).



— Какими правилами можно воспользоваться при умноже­нии и делении суммы на число? (Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое, а результаты сложить. Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое слагаемое, а резуль­таты сложить.)

— Приведите примеры.

— Пользуясь этими правилами, найдите значения выражений.

(20 + 7)-6(20-6+7-6 = 162)

(5О + 3)-8(50- 8 + 3- 8 = 424)

(60 + 9):3(60:3 + 9:3 = 23)

(40 + 8):2(40:2 + 8:2 = 24)

17 (с. 93).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Взаимопроверка, взаимооценка.)

VII. Рефлексия

— Вычислите и найдите высказывания, в которых допущены ошибки.

1) Произведение чисел 27 532 и 3 равно 82 596.

2) Если 645 321 умножить на 80, получится 5 162 568.

3) Частное чисел 211 200 и 4 равно 35 200.

4) Первый множитель 6532, второй множитель 6, произведе­ние 38 192.

5) Если один множитель 7, а произведение 52 710, то другой множитель 7530.

(Проверка.)

Ответ: неверные высказывания — 2 (645 321 • 80 = 51 625 680), 4 (6532 • 6 = 39 192).

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы повторили сегодня на уроке?

— Как называются числа при умножении? при делении?

— Какие правила умножения и деления с нулем вы вспо­мнили?

Домашнее задание

1. Учебник: №18, 17 (с. 93).

2. Составить математический диктант на устные приемы умножения и деления (по желанию).