ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классный час «Читаем книги о войне»
Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма у детей на примере героев произведений детской литературы о Великой Отечественной войне.
Задачи: расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне; формировать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны; воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину; прививать интерес к чтению; развивать речь.
Оборудование: книги о Великой Отечественной войне, компьютер, ИД, выставка детских книг о войне.
Предварительная работа: самостоятельное знакомство с книгами С. П. Алексеева
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть
- Какой главный праздник мы отмечаем в мае?
- Когда началась Великой Отечественная война?
- Назовите дату окончания Великой Отечественной войны?
- Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?
- Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?
- Почему люди до сих пор помнят эту войну?
- Откуда люди узнают о Великой Отечественной войне?
Давным-давно отболели солдатские раны, да и самих солдат-фронтовиков осталось немного. Но кровоточит, не заживает память о войне. Она живёт в фильмах, рассказах фронтовиков, тех, кто пережил эту страшную трагедию, запечатлена она в фотографиях, письмах… и в сердцах… в книгах…
Слайд 2.Сегодня мы с вами вновь встретимся с героями книг Сергея Петровича Алексеева посвященных Великой Отечественной войне.
Слайд 3. Алексеев Сергей Петрович родился 1 апреля 1922 году на Украине в маленьком селе Плискове в Винницкой области. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой.
Слайд 4. Читать, писать, считать Сергей научился дома. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители отправили сына на учёбу сначала в Воронеж. Здесь Сергей жил в Васнецовском переулке у сестёр матери. В доме тёток царил культ интеллектуального труда, культ книги. Была большая библиотека, которой могли пользоваться все желающие в определенные для этого часы.
Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. В старших класса Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище в г. Поставы в Западной Белоруссии.
Слайд 5. Летом 1941 года курсанты авиационного училища выехали в полевой учебный лагерь. Граница была совсем близко.
22 июня 1941 года фашистские войска перешли границу, и лагерь курсантов подвергся бомбёжке и обстрелу.
Многие лётчики погибли, даже не успев поднять самолёты в небо. Алексеев с уцелевшими товарищами получил приказ отступать.
Затем — учёба в другом летном училище, в Оренбурге. Одновременно Сергей поступил в Оренбургский педагогический институт и за один год и пять месяцев прошёл полный курс исторического факультета. Лётная учёба также закончилась. Алексеев просился на фронт, но был оставлен в училище — учить других лётчиков. Авиационные конструкторы создавали новые модели самолётов. Обязанностью Алексеева было их осваивать и учить летать на них других.
Во время очередного учебного полёта отказал мотор, Алексееву чудом удалось посадить самолёт. С тяжёлыми травмами он попадает в госпиталь. Врачи вынесли приговор — с авиацией придётся расстаться навсегда.
Слайд 6. В литературную жизнь Алексеев вошёл сначала как редактор и критик, а потом уже и как писатель.
В январе 1946 года Алексеев возвратился в Москву. Здесь он начал работать редактором в Государственном издательстве детской литературы («Детгизе»), Эта работа увлекла его, стала его судьбой, началом дела всей последующей жизни.
Редактор издательства «Детская литература», с 1950 года ответственный секретарь, позже председатель Комиссии по детской литературе Союза писателей СССР. Автор статей по вопросам развития литературы для детей. В 1965—1996 годы главный редактор журнала «Детская литература».
Первая книга Сергея Петровича Алексеева — «Небывалое бывает» — вышла в Детгизе в 1958 году. Это было увлекательное повествование об эпохе петровских преобразований, времени, когда Россия совершала героические усилия, чтобы «ногою твёрдой стать при море» (А. Пушкин).
Алексееву не раз приходилось читать письма детей с просьбами рассказать в книгах об Александре Невском, Суворове, Кутузове, маршале Жукове,
других выдающихся людях, об истории России. И многие просьбы ребят Сергей Петрович выполнил.
Автор книги для детей «Сто рассказов о войне». За сорок лет написал более тридцати книг, посвящённых истории России (от середины XVI до середины XX вв.) — издавались на пятидесяти языках.
Умер 16 мая 2008 года в Москве. Похоронен на Переделкинском кладбище.»
-Давайте вспомним, какие рассказы С. П. Алексеева вы прочитали? Какова их тема?
Слайд 7.
«Трудным был путь к победе. Вся страна сражалась с фашистами. Шли бои на земле, в небе, на море… Мне очень хотелось написать книгу для детей о войне с фашистами… Писал книгу долго, мучительно. Годами и годами. Рассказ за рассказом. Каждый рассказ — ещё один штрих войны.
Ещё одна боль. Ещё одна радость наших военных успехов.
Ещё один поклон победителям.
Итак, перед вами книги о бессмертном подвиге нашего народа. Переверните страницу, и вы уже на полях сражений, среди битв и героев великой войны с фашистами»
Викторина по рассказам С. П. Алексеева
1.Назовите годы Великой Отечественной войны.
(21июня 1941 г. - 9 мая 1945г.)
Слайд 8.
2. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ?
Брестская крепость. (Брестская крепость – крепость-герой.) Оборона Брестской крепости длилась 30 дней.
Рассказ «Брестская крепость» начинает книгу С. П. Алексеева «Сто рассказов о войне».
Слайд 9
-
Как называется город Сталинград в наше время? (город Волгоград) -
На берегу какой реки шли сражения в произведении «Буль- буль»? (реки Волги) -
За что наши солдаты окунули немца в реку? (Перед сражением немецкий солдат дразнил наших.
«...Сидит фашист, не высовывается. Лишь голос из окопа доносится:
Рус, завтра буль-буль. - И уточняет: -Буль-буль у Вольга.»
-
Какая «злая фамилия» была у солдата- защитника Сталинграда? (Трусов)
Как ты понимаешь смысл выражения: «Смелого пуля боится, смелого штык не берет»
Какую медаль получил Трусов? («За отвагу»).
Какова главная мысль этого рассказа?
-
Кто главный герой и где происходят действия в рассказе «Три подвига?»
О каких подвигах идёт речь?
Назовите имя и фамилию лётчика, совершившего эти подвиги.
(Алексей Маресьев- Герой Советского Союза)
Есть книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в которой он рассказал об этом герое-лётчике.
-
Как звали малыша-героя рассказа «Папка» ? (Филиппка)
Сколько ему было лет? (4 года)
Кто сообщил Филиппке о гибели отца?
Надо ли было говорить Филиппке, что его отец погиб ещё под Минском?
Не каждому выпало в той грозной войне дожить до великого Дня Победы. Но каждый, кто бился тогда с врагом под Брестом, под Минском, под Ленинградом, Одессой, под Севастополем, Киевом, Смоленском, Вязьмой, по всем просторам земли советской, — был частью великой победы нашей. Каждый — живой и мёртвый.
-
Кто главные герои в рассказе «Дом»? (Кузнецовы).
(Мирные жители - Александра Григорьевна и Петя - пожертвовали своим домом, чтобы помочь танкистам догнать фашистов. Это был их вклад в дело Великой Победы).
- Какие чувства вызывает у вас их поступок?
Какая главная мысль этого рассказа?
(Свой дом – это частица малой Родины. Это кров, тепло родного очага, уют и защита. Но если в опасности вся наша большая Родина, без которой нет, и не может быть, малой Родины, то русский человек готов пожертвовать всем ради Победы).
-
Какое произведение близко по смыслу к рассказу «Дом»? («Выходное платье»).
Докажите, почему? (Катя Извекова работала на заводе по производству мин, гранат и минометов. Она пожертвовала своим новым, шёлковым, выходным платьем, отдала его на изготовление мешочков, в которые засыпался порох. Катин поступок стал примером для других работниц завода , они тоже принесли свои выходные платья и теперь завод стал работать без перебоев).
12.Как попал мишка в одну из сибирских дивизий в рассказе «Мишка»?
(Подарили земляки)
-
Как помог Топтыгин нашим бойцам в боях под Харьковым?
(Наши бойцы попали в окружение, Топтыгин зарычал на фашистов, пошёл прямо на них. Те испугались , разбежались в стороны, а наши вырвались из окружения)
Что получил Топтыгин в награду за помощь солдатам?
(Тарелку душистого мёда)
-
Что случилось с мишкой, когда бойцы отпустили его на волю в Беловежской пуще?
(Он погиб, взорвавшись на фашистской мине).
Когда Родина в опасности, на её защиту встают все: солдаты действующей армии, мирные жители и даже, как это ни странно, звери.
-
Рассказ «Победа». Кто установил Знамя Победы на здание рейхстага?
(сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Кантария»)
16 апреля 1945 года в 5 часов утра началось советское наступление на Берлин. Несмотря на ожесточённое сопротивление немцев, Берлин был окружён. И вот советское знамя, Знамя Победы, начинает развеваться на крыше одного из главных зданий Берлина – Рейхстага. А вечером 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством. Он понимал, что ему предстоит ответить перед всем миром за то, что он начал войну, принёс много боли и страданий всему человечеству. Он испугался дать ответ, потому и убил себя. 2 мая Берлин сдался, но война всё ещё продолжалась. И вот, наконец в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в берлинском пригороде представители немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции (проигрыше) всех вооружённых сил Германии.
-
Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год 9 мая в День этой самой Великой Победы.
III. Итог урока
Война – самый страшный период в истории каждой страны. Но именно в это нелегкое время проявляются такие качества как отвага, дружба, преданность, взаимопомощь.
Кто же победил фашистских захватчиков? Кто восстанавливал города, села? Кто работал без устали в тылу? Это наш великий народ – народ – победитель! Как много сделал наш народ для того, чтобы мы жили под мирным небом! Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, отстоящих мир в жестокой битве. Всем им, нашим защитникам – ветеранам мы обязаны тем, что мы живем сейчас под мирным чистым небом. Вечная им слава!
- Почему так важно сохранить память о великой трагедии всего народа, и не только нашей страны? Строки из стихотворения Роберта Рождественского дают нам ответ на этот вопрос:
Эта память – верьте, люди,
Всей Земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война!
-Закончить наш классный час я хочу такими словами:
Читайте, люди, книги о войне.
Не бойтесь слез и горечи, и страха,
Смотрите, люди, фильмы о войне
И не стыдитесь горевать и плакать.
Учитесь, люди, мужеству у тех,
Кого живыми в землю зарывали.
Среди забот житейских и утех.
Не забывайте верности печали.
Ведь те, кого не стало за войну.
Кого сожгли, убили, растоптали,
Кто смерти отдал юность и весну,
Они за нас, за наши жизни пали.
Читайте, люди, книги о войне.