Файл: 21 3 Деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГУ МВД России по Челябинской области

ЦПП ГУ МВД России по Челябинской области

ЛЕКЦИЯ
для профессионального обучения лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (юридическое) образование, по должности служащего «Полицейский»
по профессионально – специализированному циклу
по дисциплине 21.5. «Актуальные вопросы деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, не связанных с охраной общественного порядка»
по теме 21.5.3.1. «Деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»


Челябинск 2022




УТВЕРЖДАЮ

Начальник учебного отдела

ЦПП ГУ МВД России

по Челябинской области

майор полиции

А.Р. Гиздатов

«____»_______________2022г.




ЛЕКЦИЯ

для проведения занятий
по дисциплине 21.5. «Актуальные вопросы деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, не связанных с охраной общественного порядка»
для профессионального обучения лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (юридическое) образование, по должности служащего «Полицейский»
Тема 21.5.3.1. «Деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»
Цели занятия:

1. Приобретение слушателями теоретических знаний о национальной безопасности в РФ.

2. Развитие у слушателей умений применять источники права в служебной деятельности

3. Воспитание у слушателей профессионально значимых качеств, необходимых для успешного выполнения обязанностей сотрудника полиции
Количество часов: 2 часа

Вид занятия: теоретическое

Место проведения: учебная аудитория

Материальное обеспечение: лекция, дидактический материал, допускается применение фото и видео материалов и других наглядных пособий по соответствующей теме занятия

Ход занятия

I. Вводная часть (10 минут)

1. Доклад командира учебной группы, приветствие, проверка личного состава, сообщение о ходе предстоящего занятия.


II. Основная часть (70 минут)

Изложение нового материала по вопросам:

Введение.

1. Сущность и содержание понятий «безопасность», «национальная безопасность».

2. Субъекты обеспечения безопасности РФ.

3. Стратегия национальной безопасности РФ.

4. Угрозы национальной безопасности России и целесообразные пути их парирования.

5. Деятельность органов внутренних дел по противодействию внутренним угрозам национальной безопасности.

6. Силы и средства обеспечения национальной безопасности России.

III. Заключительная часть (10 минут)

1. Ответы на вопросы слушателей.

2. Закрепление пройденной темы.

3. Подведение итогов занятия.

4. Задание на самостоятельную работу: из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации законспектировать в тетрадь цели государственной политики России в сфере сбережения народа России и развитие человеческого потенциала и путем решения каких задач достигаются эти цели.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Литература……………………………………………….......................

5







Введение…………………………………………………………………

6







Вопрос 1. Сущность и содержание понятий «безопасность», «национальная безопасность»


6

Вопрос 2. Субъекты обеспечения безопасности РФ…………………..


8

Вопрос 3. Стратегия национальной безопасности РФ ……………….


9

Вопрос 4. Угрозы национальной безопасности России и целесообразные пути их парирования


11

Вопрос 5. Деятельность ОВД по противодействию внутренним угрозам национальной безопасности


17

Вопрос 6. Силы и средства обеспечения национальной безопасности России


22

Заключение…………………………………………………………….

23


Литература
Нормативно – правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

    2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390- ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

    3. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

    4. Федеральный закон от 28 июня 2014г. № 172 - ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

    5. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».



Дополнительная литература:

1. Галиев Р.С., Алимов А.А., Зверев П.Г. Роль МВД России в обеспечении международной и национальной безопасности государства: монография / Р.С. Галиев, А.А. Алимов, П.Г. Зверев. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2018.

Введение

Интерес мирового сообщества к вопросам безопасности в последнее время набирает обороты, что связано с многочисленными кризисными явлениями последних десятилетий. Изменения геополитической ситуации в мире, активность международного терроризма создают новые угрозы для безопасности прав и свобод граждан. Все это ставит перед государствами новые задачи по решению проблем национальной безопасности. Россия не является исключением, тем более что в последнее время международный статус и социально-экономические условия развития государства еще больше усугубляют данную проблему и требуют принятия практико-ориентированных мер, направленных на ключевые вопросы обеспечения национальной безопасности.

Целью нашей лекции является рассмотрение взаимосвязи между выполнением задач возложенных на МВД России и обеспечением национальной безопасности в нашей стране.
Вопрос 1. Сущность и содержание понятий «безопасность», «национальная безопасность»

Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутствие опасности. Именно этот аспект прежде всего отмечали в своих словарях известные авторы-составители В.И. Даль и С.И. Ожегов. В.И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь».

Согласно принятым в РФ взглядам под «безопасностью» понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими видами безопасности.

Личная безопасность граждан РФ состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно к сегодняшней России - национальное и культурное ее возрождение.


Безопасность государства заключается:

- в защите его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности;

- установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловном исполнении законов;

- решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.

Безопасность следует интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью – совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью – способность системы сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия.

Стабильность, как и безопасность, – непременные условия развития суверенного государства. Обеспечение стабильной благоприятной внешней и внутренней среды для жизни государства неотделимо от повышения безопасности. Вместе с тем государство при определенных условиях может ощущать себя в безопасности и в период бурных перемен (нестабильности), а не только в процессе спокойного, эволюционного развития. С другой стороны, стабильной, фиксированной может быть и конфронтационная обстановка, военное противостояние. Относительно стабильным может быть, например, тоталитарный или жестко авторитарный политический режим.

Можно выделить три уровня стабильности. Первый уровень – стабильность военно-политического руководства государства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень – стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия). Третий уровень – стабильность общности, народа (сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).


В свою очередь, жизненно важные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

Обычно под жизненно важными интересами понимают потребности государства и общества, от удовлетворения которых в прямой зависимости находится само их существование и развитие.

К ним, как правило, относятся:

- сохранение государственного суверенитета; обеспечение территориальной целостности страны;

- сохранение социально-политической стабильности и незыблемости конституционного строя государства;

- поддержание стратегической стабильности и безопасности в прилегающих к границам государства регионах и в мире в целом;

- обеспечение беспрепятственного доступа к важным для страны международным экономическим и стратегическим зонам и коммуникациям при строгом соблюдении норм международного права;

- защита граждан государства в зонах военных и других конфликтов и в иных случаях угрозы их жизни, связанных с вооруженным насилием, и т.д.

Вывод: в первом вопросе мы рассмотрели понятия безопасность, безопасность государства, содержание и сущеность данных понятий.
Вопрос 2. Субъекты обеспечения безопасности РФ

Под субъектами обеспечения безопасности понимаются участники этого процесса, способные действовать самостоятельно и свободно. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Органы законодательной власти формируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ в области безопасности.

Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.