Файл: Лирические песни(тематическое и художественное своеобразие).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приднестровский государственный университет им. Т.Г.Шевченко

Институт языка и литературы

Кафедра русской и зарубежной литературы


МАТЕРИАЛЫ ПО ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ

ТЕМА:Лирические песни(тематическое и художественное своеобразие)

студентки 201 группы

обучения дневного

специальности Филология

Озеровой Анастасии Евгеньевны


Руководитель-

старший преподаватель

Винницкая Алла Сергеевна

Тирасполь, 2009 г.
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ


03.08.09 Посещение городской библиотеки
04.08.09 Опрос жителей г.Тирасполя Озерова Владимира Ивановича и Озеровой Нины Федосеевны
05.08.09 Поиск информации и источников
06.08.09 Работа в читальном зале
07.08.09 Опрос жителей г.Тирасполя Бурак Лидии Федосеевны и Бурак Юрия Григорьевича
10.08.09 Поиск теоретического материала
11.08.09 Опрос жителей г.Тирасполя Онуфрей Лаврентия Ивановича, Онуфрей Елены Ивановны
12.08.09 Посещение музея краеведения
13.08.09 Работа с информационными источниками в библиотеке
14.08.09 Опрос жителей села Ближний Хутор Савченко Клавдии Семёновны,Куликовой Марии Дмитриевны, Пахоменко Зинаиды Александровны
17.08.09 Опрос жителей г.Бендеры Новиковой Марии Игнатьевны,Панчук Георгия Семёновича
18.08.09 Обработка информации
19.08.09 Работа над отчётом по фольклорной практике
20.08.09 Обработка информации и подготовка материала к сдаче

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда. В т. н. обрядовых песнях — праздничных (особенно весенних), семейных — лирика является одним из основных элементов. Также лирикой окрашены т. н. хороводные и игровые песни, наконец, плясовые. В чистом виде лирика представлена в песнях беседных, посиделочных, т.-е. исполняемых на вечерних собраниях деревенской молодежи. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные, обрисовывающие преимущественно положение замужней женщины. По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном,но наряду с такими грустными, т. н. протяжными песнями, есть безудержные, бесшабашные, дышащие беззаветным весельем. (Недаром Пушкин отметил в русских песнях контрастные настроения: «то разгулье удалое, то сердечная тоска»). С формальной стороны народная лирика выработала традиционную поэтику, придающую ей, несмотря на многочисленные вариации песен, устойчивость и характерность. Самым излюбленным приемом народной лирики является параллелизм душевного состояния с каким-либо внешним проявлением природы. Параллелизм этот выражается как в формах сравнения, так и в формах символики, при этом первоначальный смысл символов в настоящее время поющими нередко уже не сознается, а символические образы повторяются лишь по традиции. Характерны также для поэтики народной лирики обращения, воззвания к природе: животным, растениям, реке, ветру. Народная лирическая песня пользуется также традиционными эпитетами. История отдельных песен почти не изучена, в виду крайней трудности, проистекающей от обилия вариаций и всяческих изменений в песнях. В течение XVIII—XIX в.в. в народный обиход перешло не мало лирических произведений (стихотворений, романсов) из книжной или рукописной литературы. Огромную роль в популяризации таких произведений сыграли т. н. песенники (см. ст. Народная словесность). Целый ряд стихотворений Пушкина, Кольцова, Некрасова и мн. других поэтов распространились в народе, нередко подвергнувшись значительной переработке в духе традиционной поэтики. Широко популярным видом народной лирики являются частушки


Мы не знаем, когда появились первые песни, поскольку их истоки уходят в глубину веков. Не знаем и имен первых песенников, однако можно с уверенностью сказать, что именно в песнях сокрыты духовные сокровища человечества.

Понятие «народная песня» появилось не случайно. Так, песни раньше слагали люди, несомненно, талантливые, потому что их до сих пор поют потомки. Слова песен выходили из народа и возвращались к нему.

Лирические народные песни отличаются особой задушевностью и поэтической красотой. Их характерными чертами являются искренность, простодушие, «сердечная тоска».

В песнях нашли отражение горе и радости «сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений». Многие из них посвящены нелегкой женской доле — разлуке с любимым или насильной выдаче замуж за немилого и постылого.

Не давай меня, батюшка, замуж,
Не давай, государь, за неровню,
Не мечись на большое богатство,
Не гляди на высоки хоромы.
Не с хоромами жить, с человеком,
Не с богатством жить мне, с советом.

Распространенной является также тема тоски по родной стороне. Главным персонажем здесь обычно выступает «добрый молодец», отданный в солдаты:

Отдают меня, добра молодца, в царску службу
Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.

Часто герои песен ропщут на горькую молодецкую долю, обрекшую их скитаться на чужбине, покоряясь чужой воле:

Сторона ль моя незнакомая!
...Занесла меня кручинушка,
Что кручинушка великая —
Служба грозная государева,
Прытость, бодрость молодецкая...

К лирическим песням причисляют также песни воинские, разбойничьи, песни народных восстаний. В них часто звучит тема угнетения простых людей, их страданий и бедственного положения, а также произвола бояр:

Гонят старого, гонят малого
На работушку ранешенько,
А с работушки позднешенько.

Традиционные протяжные лирические песни — это крестьянские песни. Н. Г. Чернышевский справедливо отмечал, что у крестьян «в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя, да и скучно было бы». Поэтому в народных песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, жатва серпом — одна из самых тяжелых полевых работ, которую выполняли женщины, но с какой любовью говорит об этой работе в песне молодая жница:



Уж я сноп-то нажала,
Алой лентой первязала;
Другой сноп нажала,
Голубой первязала.

В другой песне говорится, что «девушка траву жала» «серебряным серпочком», а у этого серпочка была «золотая ручка».
Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, тема труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным
понятиям, семья должна строится на основе взаимного уважения, дружбы, любви, бережного отношения друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен рисуется портрет «сельской красавицы», которая должна быть «истонка-высока», «избела-бела», «без румянец румяна», «без платья толста», «без башмаков высока». В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других «ростом, ростом, красотою, молодецкою походкой».
В основе языка лирических песен лежит живая разговорная речь народа, часто употребляются эмоционально-выразительные эпитеты: «родной батюшка», «родная матушка», «дорогие подруженьки», «соколик ясный». С помощью таких эпитетов выражаются самые разные глубокие чувства и настроения. Например, девушка со словами нежности обращается к отъезжающему милому:

Ах ты, душечка, удаленький молодчик,
Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь,

На кого ты меня, красну девицу, покидаешь?

А молодец награждает любимую ласковыми эпитетами: «сердце-лапушка, сударушка моя».
Но любовь девушки-крестьянки не всегда была безоблачно счастливой. Иногда родители выдавали замуж дочь без ее согласия. И такие настроения печали и грусти также отразились в песнях. Например, большой печалью пронизана песня, в которой рассказывается о том, как девушка посылает «залетную птицу» к «дружку милому», чтобы она рассказала о ее «большом несчастье»:

Отдают меня младую
На чужую дальнюю сторонку,
На чужую сторонку,
Не за милого дружка.

Песня говорит о страхе, с которым девушка думала о замужестве, о жизни в чужой семье. Молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови, тоскует по родному дому и родному селу. В других песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на «горькую долю молодецкую», если его женили на девушке, которую он не любил. Иногда выход из этой тоски выражался в песнях «отчаянного веселья».

Лирические песни — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас.
Композиция русской народной лирической песни

Традиционные народные лирические песни очень своеобразны как по содержанию, так и по художественной форме.

При определении особенностей содержания народных лирических песен следует иметь в виду то, что мы имеем дело с лирическим родом поэзии, который по принципам художественного освоения действительности существенно отличается от эпического рода поэзии. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты действительности (примером могут служить рассмотренные ранее сказки и былины), то в лирике основное значение имеет выражение того или иного отношения к различным жизненным явлениям и фактам, передача тех мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. «Эпическая поэзия,—писал Белинский, — употребляет образы и картины для выражения образов и картин, в природе находящихся; лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы» «Одни поэты, — отмечал Добролюбов, — преимущественно умеют хорошо рассказать происшествия, случающиеся в жизни. Это называется эпической, или повествовательной поэзией... Другие особенно хорошо могут изображать предметы и передавать то чувство, то впечатление, которое эти предметы возбуждают в душе. Это поэзия лирическая...»

Сказанное о лирике вообще, конечно с учетом специфики, распространяется и на народную лирику, на традиционные лирические песни. Основное назначение народных лирических песен — выражать мысли, чувства и настроения народа. На эту особенность их содержания неоднократно указывали замечательные русские писатели и критики. Так, по определению Добролюбова, в народных лирических песнях «выражается внутреннее чувство, возбужденное явлениями обыкновенной жизни» . Радищев видел в народных песнях «образование души нашего народа», «скорбь душевную» , Пушкин — «разгулье удалое» и «сердечную тоску» . По меткому выражению Герцена, в народных песнях получили свое ярчайшее выражение «все поэтические начала, бродившие в душе русского народа» .

Однако следует подчеркнуть, что все эти мысли и чувства выражаются в народных песнях не отвлеченно, а художественно конкретно, выступают как раздумья и переживания живых человеческих личностей, конкретных лирических героев.


Лирический герой народной песни — это всегда простой человек, человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, повстанец — «удалой разбойник». Именно их глазами, их умом и сердцем воспринимается в песне жизнь, именно они дают различным явлениям семейной или общественной жизни ту или иную идейно-эмоциональную оценку. Их мысли и чувства составляют главное содержание народной лирики.

Жанровыми особенностями содержания всецело обусловлена специфика художественной формы русской народной лирической песни, и прежде всего ее композиция, основное назначение которой состоит в том, чтобы как можно глубже выразить то или иное идейно-эмоциональное содержание, как можно правдивее и ярче передать мысли и чувства ее лирических героев. И надо сказать, что народная лирическая песня разработала композицию, великолепно выполняющую эти функции.

При рассмотрении построения традиционной лирической песни необходимо строго различать такие понятия, как ее композиционные формы, и те приемы и принципы, которыми эти формы создаются. К сожалению, эти понятия часто не разграничиваются. Остановимся вначале на характеристике различных композиционных форм народной лирической песни.

Простейшей и довольно распространенной формой композиции традиционной лирической песни является форма монолога. Песня-монолог более всего соответствует лирическому роду поэзии, она представляет собой самый естественный способ прямого, так сказать, непосредственного выражения мыслей и чувств лирического героя. Это размышления лирического героя, излияние своих чувств девушки к милому или, наоборот, его к ней, горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», размышления бурлака о своей судьбе или воспоминания ямщика о родине и т. д. Вот пример песни-монолога, в котором говорится о тоске девушки:
Ты, молоденькой, молодчик молодой,

Моему сердцу на свете дорогой!

Ты не стой, не дожидайся, милый мой!

Уж и так-то мне тошнёхонько житьё,

Уж и так-то мне грустнёхонько, младой:

Не велят-то на крылечке мне стоять,

Не велят-то мне оттуда тебя ждать,

Я пойду, с горя, в зеленый сад гулять,

Посмотрю ли я на милого дружка,

Хоть на время облегчу свою тоску.
Такую же композицию имеет песня «Сторона-ль ты моя, сторонушка», в которой выражаются грустные размышления о своей горькой участи солдата .