Файл: Самостоятельная работа студента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА






По курсу

История (история России, всеобщая история)




Студенту

Гуцакову А.К.







(фамилия, инициалы]




Тема работы

Сравнение реформы Петра I нач. XVIII в. и Александра II 60-70-х гг. XIX в.
















Задание получил







А.К. Гуцаков










подпись




И.О. Фамилия




























Дата представления работы руководителю

«

01

»

мая

2023 г.













Руководитель самостоятельной работы







Сальникова Елена Сергеевна










подпись




И.О. Фамилия









Реформы Петра 1 и Александра 2 являлись важными и решающими событиями в истории Российского государства. Императоры были абсолютно разные по свои характерам и методам правления, но их реформы пришлись на кризисное для страны время, когда в стране наблюдался застой. Россия отставала в социально-экономическом и военном направлении от стран Западной Европы.

До Петра 1 развитие страны шло медленными темпами, но Петр 1 полностью преобразовал страну революционными методами, даже где-то деспотичными для того, чтобы страна имела вес на мировой арене. Главный минус конца 17 века для социально-экономического направления политики, это отсутствие у России выхода к морям и возможности использования простых и дешевых путей сообщения. Много усилий Петр 1 уделил флоту и сильной армии. Петру I пришлось создавать новую армию. Он изменил принципы ее комплектования и обучения. Вместо добровольцев была введена система рекрутских наборов. Первый из них состоялся в 1705 г. и до 1710 г. наборы повторялись ежегодно. 1 рекрут с 20 крестьянских дворов, что пополняло армию 30 тыс. новобранцев каждый год. Для обучения офицеров были созданы учебные заведения. К концу правления Петра I Россия обладала регулярной армией (200–250 тыс. чел.) и мощным военным флотом (около 1 тыс. судов). Также с 1701 началось развитие военной промышленности, строительство верфей и кораблей. развитие военного образования: инженерные, навигационные, математические, медицинские школы и др. 1722 году издание Табеля о рангах, в котором был перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам. В ходе Северной войны и победой России Петр 1 смог получить доступ к Балтийскому морю для развития морской торговли с Европой.

Александр 2 досталась страна после поражения в Крымской войне, которая показала, что рекрутский набор Петра 1 уже является устаревшим и не может противостоять европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.



Сравнивая реформы в военном направлении Петра 1 и Александра 2 можно сделать вывод, что в связи с неудачами в ходе войн начинались все преобразования. Реформы Александра 2 были более лояльными для людей и сокращали срок службы, улучшали качество вооруженных сил. Но без Петра 1, который в короткие сроки, с помощью кардинальных изменений, улучшил положение флота и армии в России, страны, как Империи вряд ли существовало. По действиям этим правителей видно цели, которым придерживались они. У Петра 1 была цель абсолютной монархии и завоеванием морских путей, а также укрепление мнения, о сильной и непобедимой стране среди других стран. У Александра 2 была цель улучшить жизнь жителей страны.

Также реформы коснулись местного управления. В 1711 г. был образован Сенат, ставший высшим административным и судебным органом России. И создан контрольный орган – прокуратура. Вместо приказов созданы коллегии, которые состояли из 4 важнейших коллегий (Иностранная, Военная, Адмиралтейская и Юстиц-коллегия), а также коллегий, которые занимались финансами, торговлей и промышленностью. Состояла каждая из президента, вице-президента, 4–5 советников и 4 асессоров. Вместо многочисленных уездов с воеводами Россия была разделена на 11 губерний. Во главе каждой губернии Петр I назначил губернатора, сосредоточившего в своих руках всю власть и ответственного за свои действия перед царем.

При Александре 2 в связи с отменой крепостного права требовалась реформа местного управления, так в 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Также при Александре 2 созданы городские думы, которые занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды.

Сравнив реформы двух правителей, касающиеся местного управления каждая из них, создает центрирование власти и абсолютной монархии
, где все вопросы решает высшее сословие, народу право голоса так и не дается. Есть попытки у Александра 2 с земской реформой, но земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

В плане финансовых реформ целью Петра 1 являлось найти средства для военных преобразований и содержания армии. Целью финансовой реформы Александра 2 было упорядочивание бюджета и финансовое обеспечение всех реформ, а фактически в основном крестьянской. Петр 1 вводит большое количество налогов, самый большой минус для народа введение подушной подати вместо подворовой. Так же Петр начинает чеканить монеты меньшего веса, для экономии меди. У Александра 2 создается государственный банк, так как из-за реформы государство накапливает огромный внутренний долг. Так же единственным управителем бюджета назначается Министерство финансов. Отменяется подушная подать и заменяется налогом на недвижимость. Также Александр 2 проводит аграрную реформу, целью которой была отмена крепостного права и создание рынка рабочей силы для развития промышленности. Фактически эта реформа имела массу недостатков. Ее итогом стало временнообязанное положение крестьян, что сковывало развитие с/х сектора экономики, создание общин, которые тормозили предпринимательскую и торговую активность, необходимая потребность в рабочей силе не была удовлетворена. Но данная реформа стала большой предпосылкой для развития страны, так как в странах Европы не существовало крепостного права.

Образовательные реформы царей отличались. У Петра 1 было нацелено на подготовку военных и больше касалось культурных изменений, у Александра конкретно образования. Петр вводит европейские обычаи – новую одежду, запрет на бороды, проведение ассамблей. Открывает первый русский музей Кунсткамеру. Переносит столицу в Санкт-Петербург. Также создает учебные заведения (Навигацкая и Артиллерийская школы, 1701 г.; Медицинское училище, 1707 г.; Инженерная школа, 1712 г.). Издавалась научная литература («Букварь» Ф. Поликарпова, 1701, г.; «Арифметика» Л. Магницкого, 1703 г.). С 1702 г. стала издаваться первая газета «Ведомости». Русская молодежь отправлялась для учебы за границу; правительство заботилось о том, чтобы русские люди внешне выглядели как европейцы.

Александр вводит университетский устав и дарует университетам частичную автономию, появляются гимназии, училища, образование становится доступнее, ликвидируется церковная монополия в образовании. В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.


Сравнивая реформы двух правителей можно увидеть схожие черты это, то что они являлись европеизации и модернизации страны. В реформах Петра1 прослеживается единственная главная цель укрепление абсолютного самодержавия. Характер Императора воинственный, решительный, быстрый, импульсивный, так и его реформы, где-то являлись безжалостными для народа. Он практически ломал привычные устои народа, а когда ломается что-то, это всегда больно. Поэтому народу во время преобразований пришлось тяжело. Александр 2 был более лояльным и демократичным императором, но видно по действиям, что он пытался найти середину между низшими и высшими сословиями. Его крестьянская реформа являлась важной предпосылкой для свободы крестьян. Но крестьяне настолько привыкли к авторитарности, что уйти от помещика и быть свободными им в их картине мира, кажется наоборот проблемой.

Два правителя имели много различий во внутриполитических реформах, за исключением военной реформы, потому что каждый столкнулся с разными проблемами, которые требовали решений исходя из ситуации