ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
| По курсу | История (история России, всеобщая история) | |||||||||||
| Студенту | Гуцакову А.К. | |||||||||||
| | (фамилия, инициалы] | |||||||||||
| Тема работы | Сравнение реформы Петра I нач. XVIII в. и Александра II 60-70-х гг. XIX в. | |||||||||||
| | ||||||||||||
| | | |||||||||||
Задание получил | | | А.К. Гуцаков | | | ||||||||
| подпись | | И.О. Фамилия | | | ||||||||
| | | | | | | |||||||
Дата представления работы руководителю | « | 01 | » | мая | 2023 г. | | | ||||||
| | ||||||||||||
Руководитель самостоятельной работы | | | Сальникова Елена Сергеевна | | | ||||||||
| подпись | | И.О. Фамилия | | |
Реформы Петра 1 и Александра 2 являлись важными и решающими событиями в истории Российского государства. Императоры были абсолютно разные по свои характерам и методам правления, но их реформы пришлись на кризисное для страны время, когда в стране наблюдался застой. Россия отставала в социально-экономическом и военном направлении от стран Западной Европы.
До Петра 1 развитие страны шло медленными темпами, но Петр 1 полностью преобразовал страну революционными методами, даже где-то деспотичными для того, чтобы страна имела вес на мировой арене. Главный минус конца 17 века для социально-экономического направления политики, это отсутствие у России выхода к морям и возможности использования простых и дешевых путей сообщения. Много усилий Петр 1 уделил флоту и сильной армии. Петру I пришлось создавать новую армию. Он изменил принципы ее комплектования и обучения. Вместо добровольцев была введена система рекрутских наборов. Первый из них состоялся в 1705 г. и до 1710 г. наборы повторялись ежегодно. 1 рекрут с 20 крестьянских дворов, что пополняло армию 30 тыс. новобранцев каждый год. Для обучения офицеров были созданы учебные заведения. К концу правления Петра I Россия обладала регулярной армией (200–250 тыс. чел.) и мощным военным флотом (около 1 тыс. судов). Также с 1701 началось развитие военной промышленности, строительство верфей и кораблей. развитие военного образования: инженерные, навигационные, математические, медицинские школы и др. 1722 году издание Табеля о рангах, в котором был перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам. В ходе Северной войны и победой России Петр 1 смог получить доступ к Балтийскому морю для развития морской торговли с Европой.
Александр 2 досталась страна после поражения в Крымской войне, которая показала, что рекрутский набор Петра 1 уже является устаревшим и не может противостоять европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
Сравнивая реформы в военном направлении Петра 1 и Александра 2 можно сделать вывод, что в связи с неудачами в ходе войн начинались все преобразования. Реформы Александра 2 были более лояльными для людей и сокращали срок службы, улучшали качество вооруженных сил. Но без Петра 1, который в короткие сроки, с помощью кардинальных изменений, улучшил положение флота и армии в России, страны, как Империи вряд ли существовало. По действиям этим правителей видно цели, которым придерживались они. У Петра 1 была цель абсолютной монархии и завоеванием морских путей, а также укрепление мнения, о сильной и непобедимой стране среди других стран. У Александра 2 была цель улучшить жизнь жителей страны.
Также реформы коснулись местного управления. В 1711 г. был образован Сенат, ставший высшим административным и судебным органом России. И создан контрольный орган – прокуратура. Вместо приказов созданы коллегии, которые состояли из 4 важнейших коллегий (Иностранная, Военная, Адмиралтейская и Юстиц-коллегия), а также коллегий, которые занимались финансами, торговлей и промышленностью. Состояла каждая из президента, вице-президента, 4–5 советников и 4 асессоров. Вместо многочисленных уездов с воеводами Россия была разделена на 11 губерний. Во главе каждой губернии Петр I назначил губернатора, сосредоточившего в своих руках всю власть и ответственного за свои действия перед царем.
При Александре 2 в связи с отменой крепостного права требовалась реформа местного управления, так в 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Также при Александре 2 созданы городские думы, которые занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды.
Сравнив реформы двух правителей, касающиеся местного управления каждая из них, создает центрирование власти и абсолютной монархии
, где все вопросы решает высшее сословие, народу право голоса так и не дается. Есть попытки у Александра 2 с земской реформой, но земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.
В плане финансовых реформ целью Петра 1 являлось найти средства для военных преобразований и содержания армии. Целью финансовой реформы Александра 2 было упорядочивание бюджета и финансовое обеспечение всех реформ, а фактически в основном крестьянской. Петр 1 вводит большое количество налогов, самый большой минус для народа введение подушной подати вместо подворовой. Так же Петр начинает чеканить монеты меньшего веса, для экономии меди. У Александра 2 создается государственный банк, так как из-за реформы государство накапливает огромный внутренний долг. Так же единственным управителем бюджета назначается Министерство финансов. Отменяется подушная подать и заменяется налогом на недвижимость. Также Александр 2 проводит аграрную реформу, целью которой была отмена крепостного права и создание рынка рабочей силы для развития промышленности. Фактически эта реформа имела массу недостатков. Ее итогом стало временнообязанное положение крестьян, что сковывало развитие с/х сектора экономики, создание общин, которые тормозили предпринимательскую и торговую активность, необходимая потребность в рабочей силе не была удовлетворена. Но данная реформа стала большой предпосылкой для развития страны, так как в странах Европы не существовало крепостного права.
Образовательные реформы царей отличались. У Петра 1 было нацелено на подготовку военных и больше касалось культурных изменений, у Александра конкретно образования. Петр вводит европейские обычаи – новую одежду, запрет на бороды, проведение ассамблей. Открывает первый русский музей Кунсткамеру. Переносит столицу в Санкт-Петербург. Также создает учебные заведения (Навигацкая и Артиллерийская школы, 1701 г.; Медицинское училище, 1707 г.; Инженерная школа, 1712 г.). Издавалась научная литература («Букварь» Ф. Поликарпова, 1701, г.; «Арифметика» Л. Магницкого, 1703 г.). С 1702 г. стала издаваться первая газета «Ведомости». Русская молодежь отправлялась для учебы за границу; правительство заботилось о том, чтобы русские люди внешне выглядели как европейцы.
Александр вводит университетский устав и дарует университетам частичную автономию, появляются гимназии, училища, образование становится доступнее, ликвидируется церковная монополия в образовании. В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.
Сравнивая реформы двух правителей можно увидеть схожие черты это, то что они являлись европеизации и модернизации страны. В реформах Петра1 прослеживается единственная главная цель укрепление абсолютного самодержавия. Характер Императора воинственный, решительный, быстрый, импульсивный, так и его реформы, где-то являлись безжалостными для народа. Он практически ломал привычные устои народа, а когда ломается что-то, это всегда больно. Поэтому народу во время преобразований пришлось тяжело. Александр 2 был более лояльным и демократичным императором, но видно по действиям, что он пытался найти середину между низшими и высшими сословиями. Его крестьянская реформа являлась важной предпосылкой для свободы крестьян. Но крестьяне настолько привыкли к авторитарности, что уйти от помещика и быть свободными им в их картине мира, кажется наоборот проблемой.
Два правителя имели много различий во внутриполитических реформах, за исключением военной реформы, потому что каждый столкнулся с разными проблемами, которые требовали решений исходя из ситуации