Файл: Программа профессиональной переподготовки Дисциплина Конфликтология и медиация.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки
Дисциплина:

Конфликтология и медиация

Выполнил:

слушатель Рыжкова Алина Олеговна

Преподаватель:

Хаидов Сергей Курбанович

г. Москва - 2023

Конфликт – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны



Виды конфликтов по количеству участников бывают:

  • Внутриличностный

  • Межличностный

  • Между личностью и группой

  • Межгрупповой

  • Организационные

  • Конфликты между организацией и внешней средой

Этапы развития конфликта:

  • предконфликтная стадия

  • инцидент

  • эскалация конфликта

  • сбалансированное противодействие

  • завершение конфликта (угасание или преобразование конфликта)

  • послеконфликтная стадия

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликтная ситуация представляет собой крайнюю степень обострения накопившихся противоречий. Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.



Медиация

Медиация - это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Цель медиации – добиться соглашения между сторонами. При этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны.


Необходимыми условиями медиации являются:

добровольность;

  • ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации;

  • выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию личное дело каждого участника;

  • согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольно;

  • стороны сами контролируют свое будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи, которые, конечно, не обладают полными сведениями и представлениями обо всех фактах и подоплеке сторон и спора;

  • услуги того или иного медиатора на какой-то части процесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно.

равноправие сторон;

  • Процедура медиации предполагает сотрудничество и равноправие участвующих сторон, что означает взаимное желание разрешить спор в условиях реализации одинакового объема права и обязанностей сторон.

нейтральность, беспристрастность медиатора;

  • медиатор проводит медиацию только тех дел, в которых он является беспристрастным и справедливым, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию;

  • медиатор остерегается пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социальном происхождении или поведении на медиации;

  • без согласия всех сторон, медиатор не должен впоследствии устанавливать профессиональные отношения с одной из сторон по касающемуся или не касающемуся делу при условии, если это может поднять законные вопросы целостности процесса медиации;

  • Калининградская Торгово-промышленная палата прилагает все возможные усилия по обеспечению беспристрастности медиатора.

конфиденциальность;

  • медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон;

  • если медиатор проводит приватные заседания со сторонами, содержание таких заседаний, с точки зрения конфиденциальности, обсуждается со всеми сторонами предварительно;

  • медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во время процесса медиации, качестве дела или предлагаемых решениях;

  • медиатор несет ответственность за обнародование всех сведений и имеющихся или потенциальных конфликтов;

  • если стороны договорились, что вся или часть выявленной информации во время процесса медиации является конфиденциальной, такое соглашение сторон является для медиатора обязательным;


Преимущества медиации:


  • Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора,

  • При проведении медиации обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены
    индивидуально,

  • Медиация ориентирована не столько на конфликт или на выигрыш, сколько на достижение конструктивного решения.

  • Процедура медиации может быть легко подстроена под потребности участников, в частности, она проводится в максимально удобное для сторон время, может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.

  • Сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации строго конфиденциален.

  • Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.

  • При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Процесс медиации проходит в несколько этапов:

1-й этап медиации - вступительное слово медиатора.

Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам, что такое процесс медиации, на каких принципах он построен , объясняет свои функции в этом процессе и свою роль в предстоящих переговорах, знакомится со сторонами и представляется сам, рассказывает сторонам, какую роль они играют в предстоящих переговорах, спрашивает у сторон, располагают ли они достаточным временем для ведения переговоров, все ли заинтересованные в разрешении конфликтной ситуации стороны присутствуют на переговорах, или стоит пригласить кого-то еще, рассказывает сторонам об этапах проведения медиации, при этом оговаривает возможность проведения кокусов, т.е. индивидуальных бесед медиатора с каждой стороной.

2-й этап медиации - презентация сторон. 

На этом этапе медиации медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее.взгляд, заключается спорная ситуация. Во время проведения этого этапа важное значение имеет резюмирование, т.е. пересказывание медиатором услышанного от каждой стороны
.  Пересказывая услышанное, медиатор дает возможность презентующей стороне услышать свой рассказ со стороны, внести необходимые дополнения и уточнения. Этот же рассказ слышит вторая сторона, но слышит от человека, не участвующего в споре. Его безоценочный пересказ не несет в себе агрессивной, эмоциональной окраски, из него исключены все обидные для стороны высказывания. Это помогает второй стороне взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента!

3-й этап медиации - дискуссия.

 По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного, высказать свои замечания.

4-и этап медиации – кокус.

Это беседа медиатора с каждой стороной индивидуально. В соответствии с принципом равноправия сторон количество кокусов, проводимых с каждой стороной, должно быть одинаковым, так же как и время, затраченное на кокус. Во время проведения кокуса могут быть выявлены новые обстоятельства, относящиеся к спорной ситуации, которые стороны не желают раскрывать в присутствии друг друга. В кокусе медиатор помогает участнику медиации увидеть со стороны свою позицию в споре, взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента, понять его позицию, аргументы и чувства

5-й этап медиации - формирование повестки дня и выработка предложений.

 На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в повестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процессе медиации. Медиатор помогает сторонам в случае необходимости услышать друг друга, увидеть то положительное, что есть в предложении каждого из них, увидеть дополнительные ресурсы, которыми они обладают, прийти к новому решению, удовлетворяющему обоих, и т.д.


6-й этап медиации - подготовка соглашения.

Необходимо проверить каждое из предложений, протестировать на реальность. В том случае если какое-либо из предложений не выдержало тест на реальность, то необходимо вернуться к обсуждению и выработке нового предложения, которое, в свою очередь, было бы выполнимо и приемлемо для каждой из сторон. Те предложения, которые прошли тест на реальность и устраивают обе стороны, вносятся в составляемый договор. Составленное соглашение должно однозначно трактоваться каждой стороной.

7-й этап - выход из медиации. 

Задача этого этапа - получение медиатором обратной связи о результатах работы. Стороны оценивают, во-первых, насколько они удовлетворены достигнутым соглашением; во-вторых, насколько удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; и, наконец, они оценивают свое эмоциональное состояние: стало им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т.д."