Файл: Программа профессиональной переподготовки Дисциплина Конфликтология и медиация.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Дисциплина:
Конфликтология и медиация
Выполнил:
слушатель Рыжкова Алина Олеговна
Преподаватель:
Хаидов Сергей Курбанович
г. Москва - 2023
Конфликт – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны
Виды конфликтов по количеству участников бывают:
-
Внутриличностный -
Межличностный -
Между личностью и группой -
Межгрупповой -
Организационные -
Конфликты между организацией и внешней средой
Этапы развития конфликта:
-
предконфликтная стадия -
инцидент -
эскалация конфликта -
сбалансированное противодействие -
завершение конфликта (угасание или преобразование конфликта) -
послеконфликтная стадия
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
Конфликтная ситуация представляет собой крайнюю степень обострения накопившихся противоречий. Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.
Медиация
Медиация - это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.
Цель медиации – добиться соглашения между сторонами. При этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны.
Необходимыми условиями медиации являются:
добровольность;
-
ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации; -
выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию личное дело каждого участника; -
согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольно; -
стороны сами контролируют свое будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи, которые, конечно, не обладают полными сведениями и представлениями обо всех фактах и подоплеке сторон и спора; -
услуги того или иного медиатора на какой-то части процесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно.
равноправие сторон;
-
Процедура медиации предполагает сотрудничество и равноправие участвующих сторон, что означает взаимное желание разрешить спор в условиях реализации одинакового объема права и обязанностей сторон.
нейтральность, беспристрастность медиатора;
-
медиатор проводит медиацию только тех дел, в которых он является беспристрастным и справедливым, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию; -
медиатор остерегается пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социальном происхождении или поведении на медиации; -
без согласия всех сторон, медиатор не должен впоследствии устанавливать профессиональные отношения с одной из сторон по касающемуся или не касающемуся делу при условии, если это может поднять законные вопросы целостности процесса медиации; -
Калининградская Торгово-промышленная палата прилагает все возможные усилия по обеспечению беспристрастности медиатора.
конфиденциальность;
-
медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон; -
если медиатор проводит приватные заседания со сторонами, содержание таких заседаний, с точки зрения конфиденциальности, обсуждается со всеми сторонами предварительно; -
медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во время процесса медиации, качестве дела или предлагаемых решениях; -
медиатор несет ответственность за обнародование всех сведений и имеющихся или потенциальных конфликтов; -
если стороны договорились, что вся или часть выявленной информации во время процесса медиации является конфиденциальной, такое соглашение сторон является для медиатора обязательным;
Преимущества медиации:
-
Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора, -
При проведении медиации обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены
индивидуально, -
Медиация ориентирована не столько на конфликт или на выигрыш, сколько на достижение конструктивного решения. -
Процедура медиации может быть легко подстроена под потребности участников, в частности, она проводится в максимально удобное для сторон время, может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора. -
Сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации строго конфиденциален. -
Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности. -
При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.
Процесс медиации проходит в несколько этапов:
1-й этап медиации - вступительное слово медиатора.
Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам, что такое процесс медиации, на каких принципах он построен , объясняет свои функции в этом процессе и свою роль в предстоящих переговорах, знакомится со сторонами и представляется сам, рассказывает сторонам, какую роль они играют в предстоящих переговорах, спрашивает у сторон, располагают ли они достаточным временем для ведения переговоров, все ли заинтересованные в разрешении конфликтной ситуации стороны присутствуют на переговорах, или стоит пригласить кого-то еще, рассказывает сторонам об этапах проведения медиации, при этом оговаривает возможность проведения кокусов, т.е. индивидуальных бесед медиатора с каждой стороной.
2-й этап медиации - презентация сторон.
На этом этапе медиации медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее.взгляд, заключается спорная ситуация. Во время проведения этого этапа важное значение имеет резюмирование, т.е. пересказывание медиатором услышанного от каждой стороны
. Пересказывая услышанное, медиатор дает возможность презентующей стороне услышать свой рассказ со стороны, внести необходимые дополнения и уточнения. Этот же рассказ слышит вторая сторона, но слышит от человека, не участвующего в споре. Его безоценочный пересказ не несет в себе агрессивной, эмоциональной окраски, из него исключены все обидные для стороны высказывания. Это помогает второй стороне взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента!
3-й этап медиации - дискуссия.
По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного, высказать свои замечания.
4-и этап медиации – кокус.
Это беседа медиатора с каждой стороной индивидуально. В соответствии с принципом равноправия сторон количество кокусов, проводимых с каждой стороной, должно быть одинаковым, так же как и время, затраченное на кокус. Во время проведения кокуса могут быть выявлены новые обстоятельства, относящиеся к спорной ситуации, которые стороны не желают раскрывать в присутствии друг друга. В кокусе медиатор помогает участнику медиации увидеть со стороны свою позицию в споре, взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента, понять его позицию, аргументы и чувства
5-й этап медиации - формирование повестки дня и выработка предложений.
На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в повестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процессе медиации. Медиатор помогает сторонам в случае необходимости услышать друг друга, увидеть то положительное, что есть в предложении каждого из них, увидеть дополнительные ресурсы, которыми они обладают, прийти к новому решению, удовлетворяющему обоих, и т.д.
6-й этап медиации - подготовка соглашения.
Необходимо проверить каждое из предложений, протестировать на реальность. В том случае если какое-либо из предложений не выдержало тест на реальность, то необходимо вернуться к обсуждению и выработке нового предложения, которое, в свою очередь, было бы выполнимо и приемлемо для каждой из сторон. Те предложения, которые прошли тест на реальность и устраивают обе стороны, вносятся в составляемый договор. Составленное соглашение должно однозначно трактоваться каждой стороной.
7-й этап - выход из медиации.
Задача этого этапа - получение медиатором обратной связи о результатах работы. Стороны оценивают, во-первых, насколько они удовлетворены достигнутым соглашением; во-вторых, насколько удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; и, наконец, они оценивают свое эмоциональное состояние: стало им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т.д."