Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические аспекты кадровой политики
1.3 Основные этапы кадровой политики
2. Анализ деятельности кадровой политики компании «Danone»
2.1 Общая характеристика компании «Danone»
2.2 Кадровая политика компании «Danone»
2.3 Фирменная кадровая политика
3. Разработка совершенствование кадровой политики компании «Danone»
3.1 Достоинства и недостатки кадровой политики компании «Danone»
3.2 Мероприятия по повышению эффективности кадровой политики организации и устранение ее недостатков
Руководству следует помнить об инновационной составляющей кадровой стратегии. Инновационные методы управления персоналом реализуются благодаря внедрению новых подходов в развитие персонала, в использовании новых методик в оценке персонала. Реалии современной действительности убеждают, что кризис стал обычным состоянием, а, следовательно, к нему необходимо не просто адаптироваться, а выработать эффективную последовательность действий и «иммунитет», кадровая политика играет в этом процессе ключевую роль. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что цели предприятия и каждого работника зачастую не совпадают. Если свести воедино индивидуальные цели работников и организационные цели предприятия в целом, то можно вывести главный принцип кадровой политики. Суть его в необходимости достижения и организационных целей, и индивидуальных. А это приводит к тому, что в любом конфликте будет возможность найти честный компромисс, не отдавая предпочтение целям предприятия. Есть тенденция к созданию системы управления персоналом, которая в своей основе являет собой социальные гарантии и экономические стимулы, слияние целей и задач персонала с интересами предприятия.
Можно сказать, что на сегодняшний день работа с персоналом вышла на новый уровень, на котором внимание к личности каждого работника значительно выше и продолжается поиск всё новых стимулов. На предприятии с эффективной кадровой политикой все структурные подразделения равны и имеет одинаковую степень приоритета. Т.е., ни в коем случае нельзя выделять одно подразделение и делать его «особенным» по сравнению с другими. На предприятии с одинаковым приоритетом ко всем подразделениям нет избыточности кадров и нет повода для социального напряжения в коллективе. А там, где есть приоритет какой-то одной структуры над другой, всегда будет избыточность кадров именно в «особенном» подразделении, и в трудовом коллективе будет нарастать напряженность в отношениях.
Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Антикризисная кадровая политика - это понятие еще более широкое. В нее входит прогнозирование состояния персонала на будущие периоды. Особое значение здесь имеет выявление потребности предприятия в новых или отказ от старых специалистов на определенные периоды.
В условиях рыночных отношений предприятие действует в состоянии риска и неопределённости. В соответствии с этим, определяющими аспектами кадровой политики предприятий любых форм собственности являются следующие: - Мотивация персонала. - Сокращение численности. - Развитие корпоративной культуры. - Повышение уровня трудовых навыков работников. - Создание нового мышления. - Безопасность персонала. - Инновационные методы управления. В условия кризиса основным моментом является отсутствие ресурсов, следовательно, о материальном вознаграждении не может идти речи. На помощь приходят нематериальные методы мотивации, такие как: признание и уважение; публичная похвала, соревнования и конкурсы, возможность получить карьерный рост, неформальные встречи и общение с руководителем, получение новых знаний и навыков, профессиональный рост и т.д.
Этот момент очень важен, если работник не будет мотивирован, то работоспособность будет низкой, а в условиях кризиса необходима инициатива, оригинальность и свежий взгляд каждого сотрудника. Для этого на предприятиях проводятся экспресс-опросы, мониторинги, в ходе которых выясняется мотивация сотрудников. Зачастую в рейтинге мотивов по результатам таких опросов на первом месте оказался карьерный рост, и только потом материальное вознаграждение. Кадровая политика в условиях кризиса должна быть направлена и на сохранение и стабилизацию численности трудящихся.
Это в свою очередь наглядно демонстрирует привлекательность предприятия. Но на практике сохранение штата не всегда возможно, поэтому прибегают к такому инструменту, как сокращение. Сокращение – это процесс увеличения трудовой нагрузки на одну штатную единицу в результате изучения выполняемых сотрудниками функций и уменьшения числа трудящихся. Сокращение является также положительным явлением, так как в данном случае не допускается дублирование функций и задач, а также повышается значимость и ценность каждого сотрудника. Ещё одним важнейшим моментом является формирование корпоративной культуры. Корпоративная культура – это совокупность ценностей, которые разделяются и поддерживаются в коллективе.
Она позволяет направить коллектив на эффективную, качественную работу, формирует его индивидуальность, отличительные характеристики от конкурентов, и благоприятную в нём атмосферу. Корпоративная культура в условиях антикризисного управления также означает создания командного духа в компании с помощью гармонизации общей цели с целями персональными; принятие ответственности за результат команды; ситуационное лидерство и гибкое изменение стиля в соответствии с особенностями задачи; принятие единого командного решения и согласование его с членами команды. Корпоративный дух – это то, что заставляет сотрудников действовать не только в соответствии со своими желаниями, но и с желаниями своих коллег, так как в процессе труда 30 работники обрастают дружескими связями, а эти связи благоприятно влияют на работоспособность.
Корпоративный дух творит чудеса, ведь по результатам опроса 70% респондентов готовы были работать в ущерб своим интересам на благо предприятия, которая временно испытывает трудности. В условиях кризиса привлекательность предприятия снижается, и многие трудоспособные кадры ищут более выгодные предложения и успешно функционирующие на рынке предприятия. Но существуют и такие, которые переквалифицируется из разряда «хороший работник» в статус «вредителя». Здесь особую значимость приобретает такой аспект, как кадровая безопасность. Так как именно в этот период возрастают хищения имущества предприятия, использования ресурсов предприятия в корыстных целях, умышленная порча и уничтожение имущества предприятия, шантаж компетентностью, дисциплинарные нарушения, создание в коллективе тяжелого морально-психологического климата. В таком случае к «вредителям» нужно применять санкции и наказывать нарушителей вплоть до увольнения.
1.3 Основные этапы кадровой политики
Содержание основных этапов кадровой политики:
- планирование кадров;
- наем и отбор;
- обучение и подготовка;
- создание условий для эффективного использования персонала;
- оценка трудовой деятельности.
Планирование кадров (персонала)
При определении цели планирования необходимо решить следующие вопросы:
- какое количество персонала и какой квалификации требуется;
- когда и на какой период времени;
- на какой участок производства или в какой функциональный отдел.
В процессе планирования часто численность всех категорий работников определяется на основе планируемого объема продукции и предусматриваемого планом уровня производительности труда.
Расчет общей среднесписочной численности работников в плановом периоде может быть выполнен по следующей формуле:
Чобщ=(Чб×Vп) / 100% + ∆Ч,
где Чобщ – общая среднесписочная численность рабочих, чел.;
Чб – среднесписочная численность работающих в базовом периоде, чел.;
Vп – плановый рост объема производства, %;
∆Ч – изменение численности работающих, чел.
Расчет общей численности рабочих на действующих предприятиях с плановыми изменениями производственной программы, может быть выполнен по следующей формуле:
Чр= (∑Nи×В) / t,
где, Чр – численность рабочих;
Nи – норма на изделие;
В – количество изделий по производственной программе (в год);
t – фонд полезного времени одного рабочего в год, чел.
Расчет численности рабочих на ненормируемых работах, может быть выполнен по следующей формуле:
Чнр= (m×n) / (Nо × R),
где, Чнр – численность рабочих на ненормируемых работах;
m – число обслуживаемых мест (станков);
n – число смен в сутки;
R – коэффициент приведения явочной численности к списочной;
Nо – норма обслуживания.
Наем и отбор персонала
После завершения планирования отдел кадров может приступить к найму работников.
Наем работников - это совокупность действий отдела кадров по привлечению будущих работников. Как показывает опыт успешно действующих зарубежных предприятий, при появлении вакансий выгоднее использовать сначала внутренние источники, а потом уже - внешние - через биржу труда, службу занятости или специальные компании (агентства) по подбору персонала.
При организации найма работников чаще всего проводятся следующие процедуры:
а) анкетирование, - по двум вариантам:
кандидаты по своему запросу получают анкеты, заполняют их и
отсылают по почте в отдел кадров;
кандидаты приглашаются в отдел кадров для их заполнения;
б) собеседование, которое может происходить разными вариантами (проводят только сотрудники-инспектора отдела кадров; участвуют специалисты или руководители и т.п.):
- физическая характеристика - здоровье внешность, манеры;
- образование и опыт работы;
- интеллект - способность схватывать суть проблемы;
- способность к физическому труду и умственной деятельности (например, счет, устная речь);
- интересы - любое хобби (которое может характеризовать личность кандидата);
- диспозиция - лидерство, чувство ответственности, общительность;
- личные обстоятельства - как работа будет влиять на личную жизнь и наоборот.
Анкетирование и собеседование - это первые действия по отбору персонала. Кроме этого, применяются различные тесты, чаще всего следующие: на определение способности; на определение квалификационных навыков; на проверку личных качеств; медицинский тест.[3]
При отборе следует распределить кандидатов на группы:
- кандидаты, которые по своим данным сразу могут включиться в работу;
- кандидаты, которым необходима кратковременная подготовка (от нескольких дней до 2-3-х недель);
- кандидаты, которым необходима длительная подготовка (больше 2-х недель).
Подготовка кадров.
Подготовка кадров - это создание навыков у работников с целью применения полученных теоретических знаний (в школах, технических колледжах, институтах) в конкретной производственной ситуации.
Основные причины, вызывающие необходимость подготовки и переподготовки кадров следующие:
- недостаток квалифицированной рабочей силы (у нас в стране в настоящее время недостаток в станочниках);
- появление новых производственных процессов;
- технологические изменения;
- рост объемов сбыта и производства;
- давление конкурентов на сокращение издержек производства, что требует более эффективного использования труда работников;
- развитие потенциала работников и т.д.
Обучение и подготовка работников может происходить по курсовой, групповой или индивидуальной системам обучения. Хозяйственная практика показывает, что среди всего кадрового персонала чаще всего проходят переподготовку специалисты и менеджеры, а реже – рабочие. [8]
На предприятии с эффективной кадровой политикой все структурные подразделения равны и имеет одинаковую степень приоритета. Т.е., ни в коем случае нельзя выделять одно подразделение и делать его «особенным» по сравнению с другими. На предприятии с одинаковым приоритетом ко всем подразделениям нет избыточности кадров и нет повода для социального напряжения в коллективе.
Планирование численности работников необходимо проводить с учетом факторов внешней среды, это позволяет быть в курсе предлагаемых профессий и возможности комплектования личного состава теми специалистами, в которых нуждается предприятие. Любое предприятие, занимающееся анализом и прогнозированием спроса и предложения, способно определить число специалистов, в которых есть необходимость. Таким образом, кадровая политика, имеющая цель обеспечение потребности предприятия в определенном количестве персонала в определенных периодах времени, должна включать систему набора квалифицированных кадров, подготовку и переподготовку персонала, систему оплаты труда. И очень важным фактором является отношения между руководством и коллективом. Кадровая политика должна способствовать увеличению возможностей предприятия, функционально реагировать на любые внешние изменения.
Кадровая политика - это одна из основных частей руководящей деятельности и производственной стратегии предприятия. Она способствует созданию сплоченного трудового коллектива, состоящего из единомышленников и соратников, обладающего ответственностью за осуществление целей предприятия в целом. Таким образом, руководству в процессе управления человеческими ресурсами, определяя кадровую политику, необходимо ориентироваться на: