ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коррекционная общеобразовательная школа №10» городского округа Ступино
(МКОУ «Школа №10»)
Сценарий внеклассного мероприятия
«Моя дорога к себе и другим»
Разработала и провела: классный руководитель 7 класса
Бондарева Нина Анатольевна г.о. Ступино 2022г.
Устный журнал
«Моя дорога к себе и другим»
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», основными чертами толерантной личности и неразрывной связи толерантности с добром.
Задачи.
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать добрые чувства, положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование:компьютер, экран, проектор,мультимедийная презентация,раздаточный материал, материалы для оформления (афоризмы, макет «Цветок толерантности»).
Педагогические технологии, используемые на мероприятии: технология сотрудничества, технология уровневой дифференциации, здоровье сберегающая технология, личностно-ориентированная технология, игровая технология, ИКТ.
Условия проведения:
-Время на проведение занятия: 30 минут
-Место проведения: учебный кабинет.
Возраст учащихся: 14-15 лет 8 «А» класс.
Устный журнал «Моя дорога к себе и другим» Сл.1. (1 мин)
- Здравствуйте. Меня зовут, Нина Анатольевна и сегодня наше занятие пройдёт в форме устного журнала. Этот устный журнал позволит нам раскрыть в себе общечеловеческие нравственные ценности, увидеть их по отношению к другим и себе.
Страница первая. «Давайте познакомимся» Сл.2. (5 мин)
- Прежде чем начать наше занятие, я бы хотела с вами познакомиться поближе, ведь вы все такие разные. Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность.
Я предлагаю провести игру, которая называется «Учимся ценить индивидуальность».
- У каждого на парте есть бумага и карандаш. Предлагаю вам написать о каких-нибудь трех признаках, которые отличают каждого из вас от других.
Этап/
время
Задача
Содержание
деятельности
Способ
(приемы, формы)
организации
Ресурсы
(оборудовани
е)
Организацион ный этап
( 1 мин.)
Организовать детей на работу
Приветствие.
Словесный метод.
Фронтальная форма работы.
Мотивационно
– целевой этап
(5 мин.)
Мотивировать детей на деятельность.
Сформулировать тему воспитательного занятия, поставить цель.
Игра «Учимся ценить индивидуальность».
Подведение к понятию
«толерантность», формулирование темы и целей.
Словесный метод – слово учителя; беседа.
Наглядный метод - презентация
Фронтальная форма работы.
Мультимедийная презентация, иллюстративный материал.
Деятельностн ый этап с игровыми и практическим и заданиями
(20 мин.)
Объяснить понятие слова
«толерантность» и его особенности через практические и игровые упражнения.
Формирование толерантных качеств учащихся через решение жизненных ситуаций, игровые, творческие задания, с помощью презентации и памятки.
Словесный метод – беседа. Практический, игровой методы – дидактический материал.
Наглядный метод
Фронтальная, парная, групповая формы работы.
Мультимедийная презентация, дидактический, раздаточный, иллюстративный материал.
Итоговый этап
(4 мин.)
Подвести итоги занятия.
Провести рефлексию эмоционального состояния учащихся.
Подведение итогов через беседу, творческую работу.
Словесный метод – беседа. Наглядный метод – дидактический материал.
Фронтальная форма работы.
Дидактический, раздаточный, иллюстративный материал.
Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер).
Учитель предупреждает, что записи зачитает вслух, а класс будет отгадывать, кто автор утверждений.
Ученики: записывают свои имена и выполняют задание (2 мин).
Учитель: собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга.
- Мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.
Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.
Вывод. Слова в презентации: «Ты и я - мы оба разные, ты и я - мы оба классные».
Деятельностный этап с игровыми и практическими заданиями (20 мин.)
Эпиграфы сл.3.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне — вот это и есть мои пороки»
Древнекитайское изречение.
«История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней
— взаимная терпимость» Эмиль Золя.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Молодцы! Правильно, мы сегодня поговорим о добре и зле и ещё о новом понятии – толерантность.
Страница вторая. Литературный номер. Притча. Сл 4.
«Давным-давно жил великий король. Он приказал построить необычный дворец. В этом дворце было много чего чудесного. И был в этом дворце один зал, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этого зала были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Ты кто?» - и услышишь с разных сторон в ответ: «Ты кто? Ты кто? Ты кто?»
Однажды в зал забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но лишь кусала воздух. И её отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений бездыханных собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла….
А на следующий день во дворец забежал ребёнок... и со всех сторон его окружили улыбки, смех и радость…
Диалог между учителем и учениками…
- Подумайте, ребята, и скажите, где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
- Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир — это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание. Мир именно таков, каким мы его делаем.
Сл.5. Доброта это – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное хорошее, полезное. Это то, что помогает людям общаться и жить в мире.
- На нашей планете живет много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые. Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? (Ответы учащихся)
Внутренние качества людей тоже бывают разные: одни качества помогают нам жить в обществе, это какие качества? (Это положительные качества). А другие, наоборот, мешают — это какие качества? (Это отрицательные качества).
Сл.6. Страница пятая. Задание «Соотнеси заповеди, которые дал людям
Бог, с высказываниями».
- Ребята, вы наверно слышали о Божьих заповедях, которые записаны в
Библии – священной книге.
(Возлюби ближнего своего) «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».
(Не убий) «Гнев – зверообразная страсть жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда»
(Не лги) «Ничто притворное не может быть продолжительным».
(Почитай отца своего и матерь свою) «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».
(Не кради) Воровство порождает лень и жадность.
- Итак, сделаем вывод,
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать. Это значит: быть толерантным.
Сл.7.Толерантность в обобщающем варианте:
-Терпимость
- Уважение
- Сдержанность
- Милосердие
- Великодушие
- Прощение
- Человечность
- Сотрудничество
- Признание равенства
- Доброта
Сл.8. Страница шестая. Решение проблемных ситуаций (работа в
группах)
- Давайте подумаем, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
- Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
- Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
- Предлагаю вам ситуации.
Класс делится на две группы.
1 группа. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
1- я ситуация. Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Учащиеся: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся и т.д.
2-я ситуация. Ты поделилась с другом секретом и узнал(а), что он(а) расска- зал^) о нем другим детям.
2 группа. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
1- я ситуация. Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
Учащиеся: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся и т.д.
2-я ситуация. Ты узнал(а), что тот, кого ты считал(а) своим другом
(подругой), сплетничает о тебе.
Задание составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации».
А я хочу вам предложить составить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации. При возникновении спорных вопросов можно действовать по-разному: узнавать, обсуждать, прощать, но не оценивать, не осуждать.
Памятка.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
Не оценивай, не осуждай.
Умей прощать.
Владей собой, имей выдержку.
Страница седьмая. Тест «Насколько я толерантен?»
(По материалам ЮНЕСКО. Автор Доминик Де Сент Марс)
-А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
1. Миша плохо одет…
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. Цвет кожи у Джека отличается от твоего…
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4. Пожилая женщина медленно идет…
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
5. На твоих глазах на кого – то нападают…
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6. К тебе подходит ребенок – инвалид…
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Интерпретация результатов:
- Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
- Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
- Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по- настоящему счастливым!
Итоговый этап (4 мин.)
Страница восьмая. Рефлексия «Цветок толерантности». Творческая
работа.
- Понятие «толерантность» изображено в виде цветка. Почему? (ответы детей)
Учитель: цветок — это красота мира, так и толерантная личность. Совершая добрые поступки, человек становится лучше, чище, светлее. От него исходит добро, тепло. Вокруг него всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Составление цветка на доске.
Лепестков должно быть столько, сколько учеников в классе (каждый ученик выбирает лепесток с надписью моральных качеств толерантной личности и крепит на доске с помощью магнитов).
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!!!
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коррекционная общеобразовательная школа №10» городского округа Ступино
(МКОУ «Школа №10»)
Сценарий внеклассного мероприятия
«Моя дорога к себе и другим»
Разработала и провела: классный руководитель 7 класса
Бондарева Нина Анатольевна г.о. Ступино 2022г.
Устный журнал
«Моя дорога к себе и другим»
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», основными чертами толерантной личности и неразрывной связи толерантности с добром.
Задачи.
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать добрые чувства, положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование:компьютер, экран, проектор,мультимедийная презентация,раздаточный материал, материалы для оформления (афоризмы, макет «Цветок толерантности»).
Педагогические технологии, используемые на мероприятии: технология сотрудничества, технология уровневой дифференциации, здоровье сберегающая технология, личностно-ориентированная технология, игровая технология, ИКТ.
Условия проведения:
-Время на проведение занятия: 30 минут
-Место проведения: учебный кабинет.
Возраст учащихся: 14-15 лет 8 «А» класс.
Устный журнал «Моя дорога к себе и другим» Сл.1. (1 мин)
- Здравствуйте. Меня зовут, Нина Анатольевна и сегодня наше занятие пройдёт в форме устного журнала. Этот устный журнал позволит нам раскрыть в себе общечеловеческие нравственные ценности, увидеть их по отношению к другим и себе.
Страница первая. «Давайте познакомимся» Сл.2. (5 мин)
- Прежде чем начать наше занятие, я бы хотела с вами познакомиться поближе, ведь вы все такие разные. Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность.
Я предлагаю провести игру, которая называется «Учимся ценить индивидуальность».
- У каждого на парте есть бумага и карандаш. Предлагаю вам написать о каких-нибудь трех признаках, которые отличают каждого из вас от других.
Этап/
время
Задача
Содержание
деятельности
Способ
(приемы, формы)
организации
Ресурсы
(оборудовани
е)
Организацион ный этап
( 1 мин.)
Организовать детей на работу
Приветствие.
Словесный метод.
Фронтальная форма работы.
Мотивационно
– целевой этап
(5 мин.)
Мотивировать детей на деятельность.
Сформулировать тему воспитательного занятия, поставить цель.
Игра «Учимся ценить индивидуальность».
Подведение к понятию
«толерантность», формулирование темы и целей.
Словесный метод – слово учителя; беседа.
Наглядный метод - презентация
Фронтальная форма работы.
Мультимедийная презентация, иллюстративный материал.
Деятельностн ый этап с игровыми и практическим и заданиями
(20 мин.)
Объяснить понятие слова
«толерантность» и его особенности через практические и игровые упражнения.
Формирование толерантных качеств учащихся через решение жизненных ситуаций, игровые, творческие задания, с помощью презентации и памятки.
Словесный метод – беседа. Практический, игровой методы – дидактический материал.
Наглядный метод
Фронтальная, парная, групповая формы работы.
Мультимедийная презентация, дидактический, раздаточный, иллюстративный материал.
Итоговый этап
(4 мин.)
Подвести итоги занятия.
Провести рефлексию эмоционального состояния учащихся.
Подведение итогов через беседу, творческую работу.
Словесный метод – беседа. Наглядный метод – дидактический материал.
Фронтальная форма работы.
Дидактический, раздаточный, иллюстративный материал.
Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер).
Учитель предупреждает, что записи зачитает вслух, а класс будет отгадывать, кто автор утверждений.
Ученики: записывают свои имена и выполняют задание (2 мин).
Учитель: собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга.
- Мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.
Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.
Вывод. Слова в презентации: «Ты и я - мы оба разные, ты и я - мы оба классные».
Деятельностный этап с игровыми и практическими заданиями (20 мин.)
Эпиграфы сл.3.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне — вот это и есть мои пороки»
Древнекитайское изречение.
«История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней
— взаимная терпимость» Эмиль Золя.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Молодцы! Правильно, мы сегодня поговорим о добре и зле и ещё о новом понятии – толерантность.
Страница вторая. Литературный номер. Притча. Сл 4.
«Давным-давно жил великий король. Он приказал построить необычный дворец. В этом дворце было много чего чудесного. И был в этом дворце один зал, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этого зала были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Ты кто?» - и услышишь с разных сторон в ответ: «Ты кто? Ты кто? Ты кто?»
Однажды в зал забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но лишь кусала воздух. И её отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений бездыханных собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла….
А на следующий день во дворец забежал ребёнок... и со всех сторон его окружили улыбки, смех и радость…
Диалог между учителем и учениками…
- Подумайте, ребята, и скажите, где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
- Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир — это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание. Мир именно таков, каким мы его делаем.
Сл.5. Доброта это – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное хорошее, полезное. Это то, что помогает людям общаться и жить в мире.
- На нашей планете живет много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые. Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? (Ответы учащихся)
Внутренние качества людей тоже бывают разные: одни качества помогают нам жить в обществе, это какие качества? (Это положительные качества). А другие, наоборот, мешают — это какие качества? (Это отрицательные качества).
Сл.6. Страница пятая. Задание «Соотнеси заповеди, которые дал людям
Бог, с высказываниями».
- Ребята, вы наверно слышали о Божьих заповедях, которые записаны в
Библии – священной книге.
(Возлюби ближнего своего) «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».
(Не убий) «Гнев – зверообразная страсть жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда»
(Не лги) «Ничто притворное не может быть продолжительным».
(Почитай отца своего и матерь свою) «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».
(Не кради) Воровство порождает лень и жадность.
- Итак, сделаем вывод,
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать. Это значит: быть толерантным.
Сл.7.Толерантность в обобщающем варианте:
-Терпимость
- Уважение
- Сдержанность
- Милосердие
- Великодушие
- Прощение
- Человечность
- Сотрудничество
- Признание равенства
- Доброта
Сл.8. Страница шестая. Решение проблемных ситуаций (работа в
группах)
- Давайте подумаем, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
- Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
- Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
- Предлагаю вам ситуации.
Класс делится на две группы.
1 группа. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
1- я ситуация. Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Учащиеся: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся и т.д.
2-я ситуация. Ты поделилась с другом секретом и узнал(а), что он(а) расска- зал^) о нем другим детям.
2 группа. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
1- я ситуация. Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
Учащиеся: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся и т.д.
2-я ситуация. Ты узнал(а), что тот, кого ты считал(а) своим другом
(подругой), сплетничает о тебе.
Задание составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации».
А я хочу вам предложить составить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации. При возникновении спорных вопросов можно действовать по-разному: узнавать, обсуждать, прощать, но не оценивать, не осуждать.
Памятка.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
Не оценивай, не осуждай.
Умей прощать.
Владей собой, имей выдержку.
Страница седьмая. Тест «Насколько я толерантен?»
(По материалам ЮНЕСКО. Автор Доминик Де Сент Марс)
-А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
1. Миша плохо одет…
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. Цвет кожи у Джека отличается от твоего…
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4. Пожилая женщина медленно идет…
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
5. На твоих глазах на кого – то нападают…
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6. К тебе подходит ребенок – инвалид…
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Интерпретация результатов:
- Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
- Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
- Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по- настоящему счастливым!
Итоговый этап (4 мин.)
Страница восьмая. Рефлексия «Цветок толерантности». Творческая
работа.
- Понятие «толерантность» изображено в виде цветка. Почему? (ответы детей)
Учитель: цветок — это красота мира, так и толерантная личность. Совершая добрые поступки, человек становится лучше, чище, светлее. От него исходит добро, тепло. Вокруг него всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Составление цветка на доске.
Лепестков должно быть столько, сколько учеников в классе (каждый ученик выбирает лепесток с надписью моральных качеств толерантной личности и крепит на доске с помощью магнитов).
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!!!
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коррекционная общеобразовательная школа №10» городского округа Ступино
(МКОУ «Школа №10»)
Сценарий внеклассного мероприятия
«Моя дорога к себе и другим»
Разработала и провела: классный руководитель 7 класса
Бондарева Нина Анатольевна г.о. Ступино 2022г.
Устный журнал
«Моя дорога к себе и другим»
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», основными чертами толерантной личности и неразрывной связи толерантности с добром.
Задачи.
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать добрые чувства, положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование:компьютер, экран, проектор,мультимедийная презентация,раздаточный материал, материалы для оформления (афоризмы, макет «Цветок толерантности»).
Педагогические технологии, используемые на мероприятии: технология сотрудничества, технология уровневой дифференциации, здоровье сберегающая технология, личностно-ориентированная технология, игровая технология, ИКТ.
Условия проведения:
-Время на проведение занятия: 30 минут
-Место проведения: учебный кабинет.
Возраст учащихся: 14-15 лет 8 «А» класс.
Устный журнал «Моя дорога к себе и другим» Сл.1. (1 мин)
- Здравствуйте. Меня зовут, Нина Анатольевна и сегодня наше занятие пройдёт в форме устного журнала. Этот устный журнал позволит нам раскрыть в себе общечеловеческие нравственные ценности, увидеть их по отношению к другим и себе.
Страница первая. «Давайте познакомимся» Сл.2. (5 мин)
- Прежде чем начать наше занятие, я бы хотела с вами познакомиться поближе, ведь вы все такие разные. Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность.
Я предлагаю провести игру, которая называется «Учимся ценить индивидуальность».
- У каждого на парте есть бумага и карандаш. Предлагаю вам написать о каких-нибудь трех признаках, которые отличают каждого из вас от других.
Этап/
время
Задача
Содержание
деятельности
Способ
(приемы, формы)
организации
Ресурсы
(оборудовани
е)
Организацион ный этап
( 1 мин.)
Организовать детей на работу
Приветствие.
Словесный метод.
Фронтальная форма работы.
Мотивационно
– целевой этап
(5 мин.)
Мотивировать детей на деятельность.
Сформулировать тему воспитательного занятия, поставить цель.
Игра «Учимся ценить индивидуальность».
Подведение к понятию
«толерантность», формулирование темы и целей.
Словесный метод – слово учителя; беседа.
Наглядный метод - презентация
Фронтальная форма работы.
Мультимедийная презентация, иллюстративный материал.
Деятельностн ый этап с игровыми и практическим и заданиями
(20 мин.)
Объяснить понятие слова
«толерантность» и его особенности через практические и игровые упражнения.
Формирование толерантных качеств учащихся через решение жизненных ситуаций, игровые, творческие задания, с помощью презентации и памятки.
Словесный метод – беседа. Практический, игровой методы – дидактический материал.
Наглядный метод
Фронтальная, парная, групповая формы работы.
Мультимедийная презентация, дидактический, раздаточный, иллюстративный материал.
Итоговый этап
(4 мин.)
Подвести итоги занятия.
Провести рефлексию эмоционального состояния учащихся.
Подведение итогов через беседу, творческую работу.
Словесный метод – беседа. Наглядный метод – дидактический материал.
Фронтальная форма работы.
Дидактический, раздаточный, иллюстративный материал.
Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер).
Учитель предупреждает, что записи зачитает вслух, а класс будет отгадывать, кто автор утверждений.
Ученики: записывают свои имена и выполняют задание (2 мин).
Учитель: собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга.
- Мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.
Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.
Вывод. Слова в презентации: «Ты и я - мы оба разные, ты и я - мы оба классные».
Деятельностный этап с игровыми и практическими заданиями (20 мин.)
Эпиграфы сл.3.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне — вот это и есть мои пороки»
Древнекитайское изречение.
«История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней
— взаимная терпимость» Эмиль Золя.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Молодцы! Правильно, мы сегодня поговорим о добре и зле и ещё о новом понятии – толерантность.
Страница вторая. Литературный номер. Притча. Сл 4.
«Давным-давно жил великий король. Он приказал построить необычный дворец. В этом дворце было много чего чудесного. И был в этом дворце один зал, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этого зала были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Ты кто?» - и услышишь с разных сторон в ответ: «Ты кто? Ты кто? Ты кто?»
Однажды в зал забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но лишь кусала воздух. И её отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений бездыханных собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла….
А на следующий день во дворец забежал ребёнок... и со всех сторон его окружили улыбки, смех и радость…
Диалог между учителем и учениками…
- Подумайте, ребята, и скажите, где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
- Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир — это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание. Мир именно таков, каким мы его делаем.
Сл.5. Доброта это – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное хорошее, полезное. Это то, что помогает людям общаться и жить в мире.
- На нашей планете живет много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые. Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? (Ответы учащихся)
Внутренние качества людей тоже бывают разные: одни качества помогают нам жить в обществе, это какие качества? (Это положительные качества). А другие, наоборот, мешают — это какие качества? (Это отрицательные качества).
Сл.6. Страница пятая. Задание «Соотнеси заповеди, которые дал людям
Бог, с высказываниями».
- Ребята, вы наверно слышали о Божьих заповедях, которые записаны в
Библии – священной книге.
(Возлюби ближнего своего) «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».
(Не убий) «Гнев – зверообразная страсть жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда»
(Не лги) «Ничто притворное не может быть продолжительным».
(Почитай отца своего и матерь свою) «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».
(Не кради) Воровство порождает лень и жадность.
- Итак, сделаем вывод,
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать. Это значит: быть толерантным.
Сл.7.Толерантность в обобщающем варианте:
-Терпимость
- Уважение
- Сдержанность
- Милосердие
- Великодушие
- Прощение
- Человечность
- Сотрудничество
- Признание равенства
- Доброта
Сл.8. Страница шестая. Решение проблемных ситуаций (работа в
группах)
- Давайте подумаем, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
- Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
- Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
- Предлагаю вам ситуации.
Класс делится на две группы.
1 группа. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
1- я ситуация. Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Учащиеся: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся и т.д.
2-я ситуация. Ты поделилась с другом секретом и узнал(а), что он(а) расска- зал^) о нем другим детям.
2 группа. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
1- я ситуация. Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
Учащиеся: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся и т.д.
2-я ситуация. Ты узнал(а), что тот, кого ты считал(а) своим другом
(подругой), сплетничает о тебе.
Задание составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации».
А я хочу вам предложить составить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации. При возникновении спорных вопросов можно действовать по-разному: узнавать, обсуждать, прощать, но не оценивать, не осуждать.
Памятка.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
Не оценивай, не осуждай.
Умей прощать.
Владей собой, имей выдержку.
Страница седьмая. Тест «Насколько я толерантен?»
(По материалам ЮНЕСКО. Автор Доминик Де Сент Марс)
-А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
1. Миша плохо одет…
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. Цвет кожи у Джека отличается от твоего…
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4. Пожилая женщина медленно идет…
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
5. На твоих глазах на кого – то нападают…
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6. К тебе подходит ребенок – инвалид…
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Интерпретация результатов:
- Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
- Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
- Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по- настоящему счастливым!
Итоговый этап (4 мин.)
Страница восьмая. Рефлексия «Цветок толерантности». Творческая
работа.
- Понятие «толерантность» изображено в виде цветка. Почему? (ответы детей)
Учитель: цветок — это красота мира, так и толерантная личность. Совершая добрые поступки, человек становится лучше, чище, светлее. От него исходит добро, тепло. Вокруг него всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Составление цветка на доске.
Лепестков должно быть столько, сколько учеников в классе (каждый ученик выбирает лепесток с надписью моральных качеств толерантной личности и крепит на доске с помощью магнитов).
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!!!